Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Инна Николаевна Серегина

Игра – любимое занятие и ведущая деятельность ребенка

скачать документ

Вернуться назад

Игра – любимое занятие и ведущая деятельность ребенкаИгротерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.Подготовила педагог-организатор МБУДО «ДДТ» г.Тула Серегина И.Н. Игра – любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Игра способствует развитию всех мыслительных процессов ребенка, является главным способом обучения и взаимодействия друг с другом. В игре ребенок отражает свои эмоции и чувства. В своей работе мы используем– игротерапию. Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. История педагогики повествует: немецкий педагог Фридрих Фребель открыл в Бланкенбурге учреждение для игр и занятий маленьких детей и назвал его «Kindergarten» («Детский сад»), вкладывая в это слово вполне определенный смысл: дети нуждаются в особых условиях воспитания, так как их мир отличается от нашего. Для того что-бы лучшие душевные качества и природные наклонности детей раскрылись, их нужно взращивать, культивировать, как садовые растения. Этим и занимались добрые «садовницы» – специально обученные и подготовленные женщины.Ядром педагогики дошкольников Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она – его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой собственный внутренний мир через изображение внешнего мира. Воспроизводя в игре жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе,что возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения ифантазии, необходимых для детского творчества .Игра на занятиях для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников . В игре они обучаются, получая новые знания, практические умения и навыки, расширяют свой кругозор, учатся общаться.Интеграции детей с ограниченными возможностями в обра-зовательное пространство России посвящены работы Д.С. Шилова Н.Н. Малофеева , Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко , Л.М. Шипицыной , Е.И. Казаковой .«Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» определяется проектным подходом к использованию самого широкого спектра игровой терапии на основе:интергативного подхода к использованию игровой терапии в совместной деятельности здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (с опорно-двигательными, зрительными, слуховыми проблемами, задержкой психического развития, вплоть до глубокой умственной отсталости);интеграции специалистов самого широкого профиля в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ичленами их семьи;Подвижные игры на занятиях вызывают положительные эмоции у детей, развивают чувство ритма, навыки общения, внимание, координацию. Отдыхать, играя, помогут подвижные игры, их можно проводить под музыку, стихи, использовать технические средства, и просто поиграть с поделкой, сделанной своими руками.Развивать, играя, способствуют интеллектуальные игры, развивающие мышление, интуицию, логику, юмор – это тематические загадки, стихи, кроссворды. Творческие или креативные игры развивают воображение, фантазию, особенно интересны в коллективной деятельности.Коллективная игра «Рисуем вместе» решает обучающие и воспитательные задачи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.Дети рассаживаются вокруг стола, педагог на альбомном листе рисует элемент задуманной им картины и просит детей помочь ее дорисовать. Дети, передавая по кругу лист, дорисовывают элементы по своему воображению. Когда рисунок возвращается к педагогу, можно обсудить работу, поблагодарить детей за помощь. Рисунок выполняется цветными карандашами, мелками, фломастерами, маркерами в зависимости от возраста детей.«Собери сказку» - игра с готовым дидактическим материалом. Набор листов с изображением сюжетов сказки, например «Три медведя», распределяется детям. Педагог читает сказку, дети, прослушивая сказку, смотрят на иллюстрации и, остановив педагога, прикрепляют на доску изображение в соответствии с текстом. Если несколько детей считают, что их сюжет подходит по тексту, текст читается еще раз, и способом коллективного обсуждения решается правильный выбор картинки.В коллективных играх дети учатся отвечать не только за себя, но и за результат работы группы, они сопереживают и помогают друг другу. Выбор русских сказок, приобщает детей к народному творчеству.Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А мы, педагоги, должны поддерживать дружеские   отношения с детьми и помогать утвердить его «Я» в обществе и для него самого. Начинаем игровые занятия с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Они помогают обеспечить эмоциональную разрядку, снять нервное напряжение, уменьшить страх темноты, наказания, замкнутого пространства, улучшить гибкость в поведении, освоить групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и детьми, развивать ловкость и координацию движений. В игротерапии важно уважать желания ребенка, не заставлять играть его пассивно. Сделать так, чтобы игра приносила радость, а также нужно наблюдать за самочувствием ребенка в игре. Прежде чем, применять игротерапию, нужно обратить внимание на взаимоотношения родителей и ребенка. Как правило, семейные конфликты препятствуют решению психологических проблем у детей. Мы приглашаем родителей  на консультации и предлагаем проводить игротерапию в домашних условиях. Это поможет взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять своего ребенка, а дети быстрее раскрываются перед мамой или папой. Такое общение помогает наладить взаимопонимание в семье на долгие годы. Таким образом, игротерапия поможет взрослому расслабиться, а ребенок почувствует себя счастливым, нужным и уверенным. Элементы игротерапии присутствуют во всех режимных моментах дня. Это – театрализованные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры с пирамидками, песком, мозаикой, кубиками, игры на прогулках и т.д. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также внимание, речь, воображение. Подвижные игры помогают освоить групповые правила, развивают ловкость и координацию движений, уменьшают страхи наказания, темноты, одиночества, снимают мышечное напряжение. Примеры игр, направленных на коррекцию страхов: «Смелые мыши». Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями». «Сова и зайцы»- игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создать темноту. Свет надо приглушать постепенно. Игры, направленные на коррекцию агрессии: «Сражение». Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями. «Злые и добрые кошки». По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат. Игры,направленные на расслабление, снятие напряжения: «Снеговик». Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. Созданные игровые ситуации помогают наладить контакт между родителями и детьми, помогают педагогу разобраться в семейных ситуациях. Итак, игра-это особый вид активности ребенка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки. Используя игротерапию в нашей работе можно добиться следующих результатов: прежде всего помочь адаптироваться в группе, приобрести и сохранить психическое здоровье, улучшить эмоциональное и физическое состояние.Сегодня многие внеурочные занятия объективно построены на сообщении, а не на общении. Такой досуг на способствует тому, чтобы молодой человек «образовывался».«Досуг – основная детерминанта творчества. Творческая личность отличается не присутствием каких-либо особенных, уникальных качеств, а преимущественным развитием тех, которые необходимы для продуктивной и созидательной деятельности», – отмечал профессор С.А. Шмаков. Творческая деятельность в сфере досуга может быть игровой, поисковой, читательской и зрительской.Досуг удовлетворяет жажду привилегий – чисто человеческую черту. Учащимся, студентам, молодёжи абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение. Это могут быть «литературные гостиные» при свечах, ночные походы с кострами и песнями под гитару, фольклорные праздники, рыцарские турниры, хит-парады, парады мод, ярмарки забав и т.д., которые рождают человеческую неповторимость молодых людей.С.А. Шмаков считал, что «соль воспитательной работы с детьми – создание условий для проявления человеческой неповторимости… Не подготовка к будущей жизни, а организация настоящей, полнокровной, творческой жизни детей – вот генеральная задача современной школы, и тогда она станет «магнитом», Домом Радости, Школой-досугом».Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактике правонарушений. В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков, О.С. Газман С.А. Шмаков составил функционал игры, который представляет ее как универсальную и феноменальную деятельность, выводящую ребенка за рамки его непосредственного опыта, любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра — стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.Список литературы:1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.2016. 2.Голанов А.С. Я иду в детский сад. М.2012 3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.2016. 4.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.2015. 5.Роньжина А.С. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. СПб 2012.6. Рекомендации о воспитании детей раннего возраста и особых образовательных потребностях. – Париж: ЮНЕСКО, 2016.7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 2009г.8.Диалоги о воспитании. – М., 2014.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X