Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Мартыненко Марина Владимировна

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА С РАС В РАМКАХ ФГОС ОВОЗ

скачать документ

Вернуться назад

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА С РАС В РАМКАХ ФГОС ОВОЗ Мартыненко Марина Владимировна,МБОУ Снежногорская СОШ, учитель начальных классов высшей квалификационной категорииЯ работаю с ребенком с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью. Кто такой аутист? Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педагогов в современной общеобразовательной школе. Специальный федеральный государственный стандарт как составная часть ФГОС преследует основную цель – гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующую его потребностям и возможностям. В 2016-2017 учебном году в числе 7 первоклассников 6 детей обучались по общеобразовательной программе ФГОС НОО и один ребёнок - инвалид Иван А. по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3) по заключению ПМПК. Чтобы изучить специфику работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ, мною было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их. Я прошла дистанционные модульные курсы по теме: «Инклюзивное образование: история и современность»,«Основные педагогические технологии инклюзивного образования»,«Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты», «Специальные образовательные условия инклюзивной школы»,«Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребёнком с ОВЗ»,«Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма». В октябре 2016 года на базе нашей школы проводился муниципальный семинар по теме: «Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС с обучающимися с ОВЗ в Зейском районе» и педагогический совет по теме «Формы, методы и способы обучения обучающихся с РАС», где рассматривались вопросы психологических особенностей детей с РАС, формы, методы и способы обучения детей с расстройством аутистического спектра и критерии оценивания ребенка с РАС по ФГОС НОО ОВЗ.Основными задачами в работе с обучающимися  с расстройствами аутистического спектра, я считаю формирование коммуникативных навыков способствующих социализации ребенка. До поступления в 1 класс ребенок посещал детский сад г. Зея и четыре месяца ГДО МБОУ Снежногорской СОШ. В первый класс ребенок пришел в возрасте семи лет. Придя в первый класс, Ваня не подпускал никого близко к себе, относился к этому раздраженно. Он не сидел за партой на уроках, прыгал по классу, смеялся, кричал. Поэтому ребенок находился в сопровождении тьютора. Мною был разработан индивидуальный маршрут по сопровождению ребёнка - инвалида на весь учебный год и создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности. К этому ребенку нужен был свой особый подход, поэтому старалась наладить тактильный контакт, похвалить его, погладить по голове. Основная трудность общения с Иваном А., что ребёнок практически не говорит.К концу первой четверти Ваня спокойно реагировал на мои просьбы, воспринимал меня как учителя: в класс входил вместе со всеми детьми, играл с ними на переменах, мог целый день находиться без сопровождения тьютора. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. Основными принципами и правилами работы для детей с ОВЗ должны стать: индивидуальный подход к ученику; предотвращение наступления переутомления, использую для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материалами небольшими дозами, использование интересных и красочных средств наглядности, включение в урок игры); проявление педагогического такта.При подготовки к урокам использую технологию индивидуального обучения, игровые технологии, подбираю игровой материал, внедряю в учебный процесс Мантессори – материал, много наглядного материала, особенно на начальном этапе. Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Применяю различные методы и формы работы: такие как Мультисенсорный подход т.е. стараюсь задействовать все их органы чувств. Есть такая фраза: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, нужно включить и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, показываю ему фрукты, даю их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Если нет свежего, то даю муляж. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие (использую метод «рука в руке» — беру руки ребенка в свои и помогаю ему). Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает. Чтобы заставить ребенка видеть, слушать, надо сделать для него обучение привлекательным. ИГРА – важнейший аспект урока в классе, где обучаются дети - аутисты. Использование игры позволяет снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению у ребенка познавательного интереса к учебе (например: приветствие любимой игрушки, помоги кукле Кате собрать цифры, дописать букву, и др.). С Ваней я работаю уже третий год и мы добились больших успехов.По математике: называет, показывает, пишет самостоятельно цифры от 0 до 9, соотносит количество предметов с нужной цифрой, называет соседей числа, с помощью учителя решает примеры в пределах 10, строит отрезки и геометрические фигуры с помощью линейки.По чтению: называет и показывает изученные буквы, печатает их, с помощью учителя читает (повторяет слоги, слова, предложения)По письму: соотносит печатную и письменную буквы, свободно списывает с печатного текста письменными буквами, с письменного текста – печатными. Сейчас отрабатываем навык письма под диктовку.Вся сложность обучения в том, что ребенок не говорит и у него нет потребности в общении.У Ивана А. развиты творческие способности, поэтому ребенок успешен по предметам технология и ИЗО. Так как ребёнок любит рисовать и у него это хорошо получается, эти способности учитываю на уроках математики, речевой практики, русского языка и других предметах. За период обучения в школе ребёнок научился: находится в учебном кабинете без сопровождения тьютора, воспринимать меня как учителя адекватно, работать за учебной партой, слышать мои просьбы и выполнять их, выполнять задания в сопровождении тьютора или учителя. Вовлекаю Ивана А. к участию в творческих конкурсах различных уровней. Результатом данной работы стало: участие в школьном конкурсе рисунков «Моя мама лучше всех», заочном Всероссийском творческом конкурсе детских рисунков и поделок «Новогодняя игрушка», муниципальном этапе областного конкурса «В равновесии с природой». Надо отметить, что вся работа имела бы более успешный результат, если была бы укомплектована команда не только учителями, но и специалистами. Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к себе и подпустив педагога к себе становятся в определенной степени зависимы от него. Своей чуткой терпеливой работой большой взнос в воспитательный и образовательный процесс вносит учитель, который находится с ребенком с самого утра и до завершения учебного дня. Таким образом, в основе работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир. Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха.Список использованной литературы:.1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылева, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова 2. Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. 3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. 4. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X