Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Геркула Инна Владимировна

Мастер-класс «Родословная: история и образ семьи»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс «Родословная: история и образ семьи»Подготовила: воспитатель МБДОУ «Ласточка» Геркула И.В. город Ноябрьск Тюменская областьЦель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной.Ход:- Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема моего мастер-класса звучит так: «Родословная: история и образ семьи». Я не случайно выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.-Но прежде давайте узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.-Для участия в мастер-классе я прошу выйти 6 человек. Для начала я прошу вас встать в ресурсный круг, который я использую с детьми на различных занятиях. Такая форма способствует повышению эмоционального комфорта, сближению детей и педагогов и, кроме этого, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Очень эффективна такая форма в организации ритуала знакомства с незнакомыми детьми. Ресурсный круг – это одна из активных форм обучения, предлагаемых программой «Истоки» И «Воспитание на социокультурном опыте», внедряемых в нашем детском саду.- Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Инна, я – любящая мама двух сыновей (участники мастер-класса называют себя)- Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу я рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциямидля детей младшего и среднего возраста мы составляем семейные альбомы, а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной.Я вам предлагаю буклет, в котором есть объяснение основным терминам, задачи и рекомендации по составлению родословной.Но ребенка дошкольного возраста не заинтересуют скучные прямоугольники и овалы, необходим привлекательный образ.- Так как у детей старшего дошкольного возраста - наглядно-образное мышление, рекомендую использовать компьютерные презентации.Я составила примерную и хочу познакомить вас с ней (презентация).Опробовав на практике различные возможности, я рекомендую не заострять внимание детей на понятии «генеалогия» (с ним можно и нужно познакомить родителей), а для детей предложить слово-синоним – родословная.Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.Чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.Ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.Хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, наоборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предлагаю разнообразить идеи для оформления родословной.Например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.Важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.Уважаемые участники, я предлагаю вам нарисовать свою воображаемую семью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.Подумайте, на что может быть похожа ваша семья? Где вы можете собраться? Какое общее и любимое занятие может быть?Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.От имени Знайки я хочу представить образ его семьи: это - умная семья, я думаю, вы с этим согласитесь, и я представила, что у него учительская семья, тем более мне это близко, так как в нашей семье тоже три поколения педагогов. Главное достояние – это книги. Их очень много, они не помещаются даже на книжных полках. В семье все любят читать: и бабушка с дедушкой, дедушка был учителем начальных классов, а в то время учитель в деревне был важным и уважаемым лицом, и папа, учитель истории и физкультуры, именно, благодаря ему, я много знаю и в хорошей физической форме, и мама, учитель математики, и я, как последователь рода – тоже педагог, только занимаюсь образованием детей дошкольного возраста, при этом я, в образе Знайки, шагаю в ногу с временем и использую компьютер.Прием создания образа семьи эффективно использовать и как представление педагогического коллектива, например, в нашем детском саду «Ласточка» педагоги представлены в виде солнышка, которое несет свет Знаний, Умение творить добро и Навыки, которые помогают детям найти свое место в детском коллективе.А теперь вы, уважаемые жители Цветочного городка, представьте образ своей семьи…(участники рисуют, звучит музыка)- В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.- На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.- Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).- Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.Спасибо вам за ваше активное участие в мастер-классе. А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и важна для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной семьи.Наш мастер-класс закончился, друзья!И время подводить итог.Скажу с уверенностью я –Во многом конкурс мне помог.Я научилась рассуждать,Как опыт людям передать,Компьютер в деле применятьИ никогда не унывать!Семье традиции хранить,И, в общем – интересно жить!Подготовила: воспитатель МБДОУ «Ласточка» Геркула И.В. город Ноябрьск Тюменская область

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X