Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Шорина Наталья Викторовна

STEM - образование в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ «Детский сад 73 Аленушка»«STEAM-образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО»Ногинск20201Содержание1. Введение1.1.Концепция модели STEAM-образования Образовательная платформа «Развивалочка» Образовательная платформа «LEGO-конструирование» Образовательная платформа «Хочу всё знать»1.2. Основные цели реализации модели STEAM-образованияII. Модель STEAM-образования – эффективная система поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ2.1. Риски и поддержка2.2.Поддержка исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ2.3.Содержание педагогической работыПланирование содержания образовательной деятельности в процессе реализации STEAM - образованияПланирование работы с детьми дошкольного возраста по платформамПланирование образовательного процесса ДОУФормы подведения итогов реализации программыIII Управление моделью STEAM-образования Управление моделью STEAM-образованияСоциальное партнерствоКонтроль реализации модели STEAM-образования Ориентиры управления моделью STEAM-образованияЛитератураПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……..… 3 .……..…3 ……..….3 .…..……4 ..…….…4 .………..6..……….7..……….8...............9 ..……….12 ..……….12...............14…..…….15 …..…….15....………16 ....………16 …………18 …...…….19 .....………20............….21...………..23 ………….24 2I. ВведениеМы понимаем, что в современном мире принцип простой передачи академических знаний новым поколениям морально устарел и нуждается в качественном пересмотре.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представленийовзаимосвязиприродыичеловека,овладениеспособами практического взаимодействия сокружающейсредой, которыеобеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.1.1.Концепция модели STEAM-образованияКонцепциямоделиSTEAM-образованияоснованонаидееобученияс применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того, чтобы изучать отдельную дисциплину, STEAM интегрирует их в единую схему обучения. STEAM: S – science; T – technology; E – engineering; A – art; M – mathematics. Или: естественные науки, технология, моделирование, искусство, математика. В STEAM -образовании активно развивается креативное направление, включающее творческие, художественные и гуманитарные дисциплиныПри конструировании модели STEAM - образования детей дошкольноговозраста были использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно- средовой моделей, в которых обозначена партнерская ненавязчивая позиция воспитателя (взрослого), разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.В мире, где любую информацию легко получить из сети Интернет, гораздо важнее становятся умение критически мыслить, креативно решать задачи, общаться и работать в команде. В нашей модели STEAM - образования мы выделили три образовательные платформы, которые помогут нашим дошкольникам освоить эти навыки.Образовательная платформа «Развивалочка»:Данная платформа раскрывает стартовые возможности к «великим»достижениям детей группы раннего возраста. Обеспечивает развитие у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено3всистемепознавательнойдеятельностиребёнка,необходимаяпредпосылка интеллектуального развития.Образовательная платформа «LEGO-конструирование»:В условиях реализации ФГОС ДО, мы организовали в образовательномпространстве МБДОУ №73, предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей и обеспечили освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования) и успешное развитие конструкторских способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Образовательная платформа «LEGO-конструирование» раскрывает возможность всех партнеров образовательного процесса экспериментировать, формировать познавательную и исследовательскую активность, создавать собственный LEGO - мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу другихОбразовательная платформа«Хочу всё знать»:Основные направления работы данной платформы образования дошкольниковсвязаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).Основное образовательные векторы:- поддержка исследовательской активности детей, основанная на признании права ребенка на ошибку – снятие у детей боязни «неправильных действий», формирование ощущения уверенности, предоставление возможности свободного перебора разных вариантов решения проблемы;- создание широкого исследовательского пространства в группе, побуждающего экспериментирование и поисковую активность детей в разных видах деятельности;- насыщение образовательного процесса разнообразными проблемными ситуациями, требующими от детей активного участия в поиске их решения;- осуществление образовательной деятельности на основе потребностей и мотивов самого ребенка, связанных с актуальными для данного возраста интересами;- взаимодействие с семьями воспитанников как одно из условий непрерывности исследовательской деятельности детей.Следуя данным направлениям, вся деятельность и обустройство детского сада должны иметь своей целью развитие детской исследовательской деятельности.4В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация - направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль. (Рисунок 1)4572003912489Рисунок 1. Платформы STEAM- образования в МБДОУ №7351.2. Основные цели реализации модели STEAM-образования:– апробация системы работы по поддержке у дошкольников исследовательского поведения.– определение влияния работы в направлении становления у дошкольников исследовательскогоповедениянасоциокультурноемировосприятиеими окружающего и формирование предшкольной готовности;Задачи реализации модели STEAM-образования в контексте развития педагогов: освоение образовательных ресурсов STEAM-образования и использованиеих в работе с дошкольниками.Задачи реализации модели STEAM-образования в контексте результатов для обучающихся:освоениепрограмм,направленныхнаразвитиеустойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности;обеспечениедостижениядетьмивысокихпоказателейвуровне предшкольной готовности, связанных с формированием познавательных интересов, мышления, анализа, проектирования своей деятельности;достижение результатов в развитии социально-личностных качеств у детей:развитие коммуникативности;совершенствование самостоятельности, наблюдательности;развитиеэлементарногосамоконтроляисаморегуляциисвоих действий.Задачи реализации модели STEAM-образования в контексте результатов для родителей:использование новых подходов в работе с родителями воспитанников (открытостьдошкольногоучреждениядляродителей,приоритет семейного воспитания,признаниепартнерскихправ родителейв воспитании ребенка);повышение педагогической грамотности в вопросах формирования предпосылок исследовательского поведения у детей.Ожидаемый результат.Развитие познавательныхинтересовдетей, расширениеопытаориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие6воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствияхи др.).Развитиевосприятия,внимания,памяти,наблюдательности,способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.НовизнаНовизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского исследования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ, отражающейся в образовательной модели STEAM.Теоретическая значимость- Определено и раскрыто содержание этапов структурно-функциональной модели процесса педагогической поддержки исследовательского поведения дошкольников, содержательное ядро которое представлено в форме интегративных форм непрерывной образовательной деятельности (познавательно-исследовательских проектов), имеющих место на всех ее этапах;- Определены возможности обретения ребёнкомпознавательной компетентности через исследовательское обучение.II. Модель STEAM-образования – эффективная система поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУПонимая значение исследования для психического развития ребенка и работая по экспериментальной программе ГБДОУ №26, мы открыли детские «лаборатории» в группах, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;- использовать материалы, которые часто используются в группе при большом количестве детей;- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…).Факторы стимулирования и сдерживания исследовательского поведения дошкольниковвстановлениеличностныхкачеств,интеллекта,когнитивных способностей, креативности сопряжено с преодолением трудностей и преград.2.1. Риски и поддержкаРиск и опасность различной степени являются неизбежным следствием любой ситуацииразвертыванияисследовательскогоповедения,следствием неопределенности. Понимая или ощущая, что исследовательское поведение детей всегда опасно в той или иной мере (хотя бы и в очень малой), взрослые стараются контролировать, ограничивать и даже пресекать исследовательскую активность ребенка. Однако полное пресечение исследовательской инициативности даже из соображений безопасности невозможно и нецелесообразно. Сами возникающие новые опасности требуют исследования. Поэтому педагогическая задача должна состоять в том, чтобы формировать у детей навыки разумного исследовательского поведения и предвидения возможных опасностей. Она, к сожалению, не имеет универсального решения, которое в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий, возможностей ребенка и педагогических способностей родителей и педагогов.Важно понимать, что, лишая ребенка ситуаций риска, предоставляющих ему возможность нести ответственность за свой выбор, за принятые им самим решения в детском саду, мы лишь откладываем решение проблемы во времени и переносим его за пределы детского сада, тем самым увеличивая степень риска для ребенка.82.2. Поддержка исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУПриподдержке,педагогможетвоспользоватьсяоднойиз4тактик педагогической поддержки, в зависимости от ситуации:1) Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей – действует тактика «защиты»2) Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает, не доверяя собственным силам – действует тактика «помощи»3) Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинно-следственные связи – действует тактика «содействие»4) Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого все на пределе собственных возможностей – научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс – поможет тактика «взаимодействие».Для поддержки ребенка необходимо выполнение пяти основных условий: 1. Восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой.2. Конгруэнтность педагога. К. Роджерс призывал педагогов и родителей оставаться самими собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребёнком.3. Безусловно,положительноеотношениепедагогакребёнку.Наэто обстоятельствообращаетсявниманиепрактическиво всехконцепциях гуманистического воспитания и образования. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К. Роджерс при характеристике данного условия.4. Эмпатийное понимание ребёнка. Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия, сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребёнка, по справедливому утверждению К. Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.5. Ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. Для соблюдения этого условия можно не прилагать специальных усилий, если предшествующие три условия будут успешно розданы. Формирование последнего обстоятельства произойдет самопроизвольно, если воспитателем будут соблюдаться второе, третье и четвёртое условия.9Обеспечение педагогической поддержки детей, как полагает Т.В. Анохина2, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:1.согласие ребёнка на помощь и поддержку;2.опора на наличные силы и потенциальные возможности личности ребёнка; 3.вера в эти возможности;4.ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия; 5.совместность, сотрудничество, содействие;6.конфиденциальность; 7.доброжелательность и безоценочность;8.безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; 9.реализация принципа «не навреди»;10.рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.В результате изучения научно-методической литературы и проведения опытно-педагогической работы мы отчетливо осознали, что воспитатель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения».Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом развития и познавательных процессов детей.Во время совместного исследования педагога с детьми направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации проводится два – три эксперимента (в зависимости от сложности).Структура проведения игры – экспериментировании:- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; - проверка гипотез;- подведение итогов, вывод; - фиксация результатов;- вопросы детей.Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:- внешние стимулы (новизна, необычность объекта); - тайна, сюрприз;- познавательный мотив (почему так?); - ситуация выбора.После проведения исследований у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается10звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогическогопроцесса,втомчислеивпедагогическойподдержке исследовательского поведения дошкольников.Интеграция возникает, в том случае, если: имеются ранее разобщенные элементы; есть объективные предпосылки для их объединения; объединяются они не суммативноирядоположенно,апосредствомсинтеза;результатомтакого объединения являетсясистема, обладающаясвойствами целостности (Ю.С. Тюнников)15Работа в «лабораториях» находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения исследования происхождения звуков, мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала.Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей - будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров, проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.Созданиеметапредметнойсредыпри использованиимоделиSTEAM – образовании невозможно без конструирования.Конструирование целесообразно применять в том случае, когда дети не только знакомятся с ситуацией, но и могут её моделировать.Дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами знания, в том числе и исследовательской, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.Наша инновационная деятельность, перестроила характер содержания обучения и взаимодействия всех участников педагогического процесса.Показателяминовогокачестваобразовательногопроцессавгруппе, определяющими динамику его развития, выступают такие характеристики, как: формированиеключевыхкомпетентностейдошкольников (исследовательской, социальной, коммуникативной,информационнойи здоровьесберегающей); повышение уровня личностного развития т.е., развитие социальной уверенности дошкольников; раскрытие способностей каждого воспитанника, создание условий дляего саморазвития.112.3. Содержание педагогической работыПланирование содержания образовательной деятельности в процессе реализации STEAM - образованияКонцентрическое расположение материала в ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов.8171682282970Объемисложностьсодержанияпокаждойобразовательнойобласти определяются только соответствующим педагогом и не дублируют содержание других образовательных областей. Образовательный процесс направлен на развитие детской исследовательскойкомпетенциидетей старшего дошкольного возраста, осуществляемое в процессевосприятия ребенком информациипосредством различных сенсорныхканалов, ориентированный на установление сложных внутренних связей между всеми объектами действительности, и, следовательно, обеспечение целостного восприятия картины мира, не формирует "лоскутное сознание" и "лоскутную деятельность".Немаловажным аспектом в плане проектирования содержания образования4572002204501457200599794572003251554572001140749457200140592545720016726254572001937801457200875269457200590331является интегративный подход, позволяющий "вскрыть механизмы перехода простого в сложное, образования нового в результате объединения частей" (И.Г.Еременко)7 , то есть, способствующий «меж-предметным» переходам между ранее разгороженными областями знаний, и, по возможности, созданию новых образовательных областей, дающих целостную, а не мозаичную картину мира, совершенствованию«предметной»системы,направленнойнауглубление взаимосвязейивзаимозависимостей между вариативным и инвариантным содержанием, переработке всевозрастающего объема информации в соответствии с лимитом времени на его усвоение.Создавать условия ребенку в становлении исследовательской позиции необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этот период жизни закладываются основы понимания мироустройства, происходит осознание своего положения в мире, поведение становится произвольным и сознательно управляемым (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.)9Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольниковсуществуют две основные линии:1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон12окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.Таблица 1 «Педагогическая поддержка ребенка в ходе образовательного процесса»ВозрастПараметры развитияДошкольный возраст (от 3 до 7 лег)Ведущая потребностьПотребность социального соответствияВедущая деятельностьИгровая деятельностьРазвивающиеся виды деятельностиПродуктивные виды деятельности. Знаково-символическая деятельность. Элементытрудовойиучебной деятельностиСоставляющие образа себя"Я – мальчик (девочка)""У меня есть место в обществе" "У меня есть роль"Фаза социального развитияСамоутверждениеУсвоение функций речиОбобщающая функция. Планирующая, регулирующая,контролирующая функции(регулирующаяфункция). Оценочная функция. Коннотативная функцияПсихологическое новообразованиеВнутренняяпозицияличностии уровень притязанийФормирование базовой культуры личностиНравственная культураФормирование базовой культуры личности Формирование системы ценностейЭстетическая культураЦенности созданияЦенности отношенияСтаршийдошкольникпознаетуже"большоймир".Детиужемогут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности,13обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.Следует так же отметить, что решение данной задачи в ДОУ не может быть решена путем только лишь в ходе групповой организованной образовательной деятельности педагога с детьми, но и, пожалуй, в большей мере в ходе режимных моментов, когда ребенок осваивает окружающий мир в контексте комфортного пребывания в нем. Любое умывание, питание, одевание могут стать увлекательным исследованием предметов, материалов, явлений в любом возрасте. Прогулка – экскурсия в мир природы, где можно экспериментировать, рассматривать, проводить опыты. Вроде бы это достаточно знакомые нам направления работы с дошкольниками всех возрастов. Но далеко не популярные в силу недостаточной продуманности форм данной работы. Оснащение групповых помещений, площадок материалами, стимулирующими исследовательскую деятельность, дает возможность каждую минуту превращать для ребенка «открытие» в «ЛИЧНЫЙ ЦЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ».5808980406844Планирование работы с детьми дошкольного возраста по платформам Образовательная платформа «Развивалочка»Образовательные задачи:- Экспериментировать с предметами окружающего мира.- Освоить математической действительности через сенсорное восприятие путем действий с геометрическими телами и фигурами.- Знакомить с геометрическими фигурами и телами.- Освоить пространственное и временное ориентирование. - Освоить цифры как символов (знаков) числа.- Формироватьпредставленияоколичествеиосвоениеколичественных отношений.- Освоить счетной и вычислительной деятельности.596074417658Образовательная платформа «Хочу всё знать» Образовательные задачи:- Формировать представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности.- Помочь осознать единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия.- Активизировать детские познавательные и исследовательские инициативы.1457092845080Образовательная платформа «LEGO-конструирование» Образовательные задачи:-Развивать способность к практическому и умственномуэкспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности,- Формировать умение группировать предметы, умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни,-Развивать умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез, освоение робототехнического конструирования; экспериментирование с датчиками (движения, расстояния, температуры и т.д.);- Раскрыть понятие, что такое «алгоритм».Планирование образовательного процесса ДОУОсновой педагогического процесса является планирование.План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно-обоснованная организация педагогического процесса ДОУ.Принципы планирования:1. Принцип комплексного подхода, что дает взаимосвязь всех сторон, звеньев, «клеточек» педагогического процесса.2. Принцип дополнительности (комплементарности). В соответствии с этим приоритет планирования педагогом уступает место взаимодействию, партнерству, смысловому диалогу, планированию с открытым концом.3. Принцип реальности, что предполагает учет особенностей региона, обстановки, возраста детей, сезона и т.п.4. Принцип личностно-ориентированного подхода.В практике работы ГБДОУ №26 используются следующие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, комплексное, модульное.Формы подведения итогов реализации программыНаблюдение процесса исследовательской деятельности ребенка в ДОУ,заполнение Карты наблюдения (апрель-май)Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.15Организация выставки и конкурсы детских и родительско-детских творческих продуктов «Новая жизнь старых игрушек», «Мои первые постройки», «Удивительное рядом» (коллективные сезонные выставки? Авторские выставки?)Основополагающимдокументом,регламентирующемприменение педагогической диагностики в дошкольном учреждении, выступает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который на данный момент перешел в активную фазу реализации в практике. В ФГОС дошкольного образования педагогическая диагностика выступает способом оценки индивидуального развития детей. Такая оценка, согласно ФГОС, производится педагогическим работником для дальнейшего планирования эффективных педагогических действий. Результаты педагогической диагностики в дошкольной организации должны использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.Еще одним документом, обеспечивающим нормативную основу применения педагогической диагностики в дошкольной организации, является Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования (одобрена решением от 20 мая 2015 года). ПООП предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; карты развития ребенка; различные шкалы индивидуального развития.III.Управление моделью STEAM-образования3.1. Управление моделью STEAM-образования подразумевает в первую очередь ориентацию настремлениек прогрессивным изменениямив построении образовательного процесса в ДОУ, и в кадровой политике, и в финансово-хозяйственной деятельности.Современное общество требует совершенно новых подходов в работе образовательного учреждения, но следует грамотно подходить к «переменам», сохраняя лучшие традиции «Перебургской школы», в ходе внедрения инноваций.Основным движущим механизмом в деятельности нашего ДОУ в рамках опытно-экспериментальной работы является «команда» единомышленников, коими стал сплоченный, профессиональный коллектив.Начиналось все с определения основных задач в направлении внедрения STEAM-образования в нашем ДОУ:1. Изучение предпосылок исследуемой проблемы.162. Анализ условий образовательной среды ДОУ с целью ее коррекции в соответствии с потребностями STEAM-образования3.Оснащениеразвивающейпредметно-пространственнойсредыдля осуществления задач STEAM-образования.4. Формирование организационно-педагогического комплекса методического, диагностического и дидактического инструментария по тематике продукта.5. Проектирование и реализация системы работы по формированию готовности педагогов ДОУ к реализации задач в рамках ОЭР.6. Мониторинг востребованности данного направления работы в среде родителей.НаправлениядеятельностируководящегосоставаДОУповнедрению инновационного продукта включают в себя- управленческие решения в форме локальных актов и распоряжений; - работа с педагогами;- создание условий для осуществления деятельности;- установление социальных связей с заинтересованными организациями для успешного осуществления деятельности;- контроль за ходом осуществления деятельности и результативностью работы.Работа с педагогами в нашем ДОУ в направлении внедрения инноваций включает в себя анализ готовности сотрудников к данной деятельности в форме тестирования,анкетирования,психологическихтренинговспоследующим планированием иосуществлениемработыпо повышению квалификации, заинтересованности в инновационной деятельности, выработке стимулирующих факторов.На данный момент в нашем ДОУ прошли курсы повышения квалификации по направлению ОЭР по поддержке исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ и курсы повышения квалификации по применению ИКТ в образовательном процессе 100% педагогов и администрация.В ходе педагогических совещаний, семинаров, круглых столов в ДОУ силами методическойипсихологическойслужбпостояннопроводятсятренинги, направленные на повышение профессиональных компетенций педагогов.Утвержденная приказом заведующего творческая группа ОЭР, в состав которой входятвысококвалифицированныепедагоги,заместительзаведующегопо инновационной деятельности, аналитика, два методиста ОЭР, курирует осуществление инновационной деятельности, обеспечивает возможность отражения своих наработок в публикациях.Немаловажную роль играет грамотная финансово-хозяйственная работа по поддержке инновационной деятельности. Она подразумевает планирования затрат на оснащение предметно-пространственной среды, необходимой для осуществления деятельности, обеспечение обучения специалистов ДОУ, оснащение образовательного17процесса современным оборудованием, материальное стимулирование педагогов, внедряющих инновационные технологии в работе.СозданиематериальныхусловийвнашемДОУдляобеспечения платформSTEAM-образования:Оснащение РППС: ГРУППОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ: -мини-лаборатории;-Lego- столы с наполнением в соответствии с возрастом детей (duplo – ранний, младший возраст; classic – средний, старший, подготовительный возраст);-Методические пособия;-Материалы для экспериментирования в различных направлениях;-ИКТ – оборудование для обеспечения работы педагогов и организации педагогического процесса;-Специальное «лабораторное оборудование»: столы, стеллажи, инструментарий. КАБИНЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ:-свето-песочный стол (кабинет психолога); -кинетический песок;-сенсорное оборудование;-оборудование для опытов со звуком, цветом. ТЕРРИТОРИЯ:-«опытная полянка» (опыты в природе); -сад-огород (опыты с растениями)На опыте работы нашего ДОУ можно с уверенностью сказать, что активное социальноевзаимодействиевобразовательномпроцесседаетреальный положительный результат. А в инновационной деятельности зачастую без партнеров не обойтись. Эти связи обеспечивают расширение возможностей. STEAM-образование, по сути, направлено в дошкольном возрасте на формирование у детей ценного опыта, который обеспечивает необходимые компетенции будущему ученику в школе. Соответственно, взаимодействиесо школойдаетвозможность конкретизировать содержание образовательных задач и обеспечить единство образовательного пространства, повысить профессиональный уровень педагогов и создать условия для внедрения новых методов и материалов в работу с детьми. Например, учитель физики школы № 129 ведет в нашем детском саду консультации для педагогов по теме «Физика в простых вещах», а так же помогает в организации опытов и экспериментов в групповых лабораториях.3.2. Социальное партнерствоСоциальное партнерство с педагогическими колледжами и ВУЗами открывает возможностидляпрофессиональногоростапедагогов,популяризациисвоих разработок, опыта работы.Учреждения дополнительного образования как социальные партнеры открывают возможности для организации совместных проектов, творческих, технических, 18социальных направленностей, помощь в оснащении развивающей среды для обеспечения деятельности в соответствии с задачами ПЛАТФОРМ STEAM-образование. 3.3. Контроль реализации модели STEAM-образованияЕще одним направлением деятельности по управлению моделью STEAM-образования является контроль.Форма контроляУчастникиЦельАнализ планирования образовательной деятельности сПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-Повышение уровня образования19учетом компонента STEAM-образованияэкспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииПросмотр совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментовПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииВнутрифирмен ное повышение квалификацииКонкурс оснащения развивающей предметно-пространственной средыПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииПовышение компетентност и педагоговВзаимопросмотры образовательной деятельностиПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииПовышение компетентност и педагоговОтчеты о достиженияхПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииОценка качества работыАнкетированиеПедагоги, заведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииОценка результативнос ти кадровой работыАнализ мониторинга удовлетворенностиРодителивоспитанников дошкольного образовательного учреждения, администрация дошкольногоОценка качества работы20родителейобразовательного учрежденияМониторинг востребованности материально-технического оснащения развивающей предметно-пространственной средыЗаведующий дошкольного образовательного учреждения, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующего по опытно-экспериментальной работе, аналитик опытно-экспериментальной работы, методист опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учрежденииДальнейшее планирование ФХД3.4. Ориентиры управления моделью STEAM-образованияОриентиры управления моделью STEAM-образования:Повышение рейтинга образовательного учреждения за счет - повышения уровня образования детей;- улучшения материально-технической базы; Повышение уровня педагогов- поддержка новаторов в педагогике;- направление на повышение уровня образования, квалификации; - обеспечение современных условий труда;- возможность выхода перед общественностью для популяризации своих достижений;- профилактика профессионального выгорания;Внесение вклада в систему образования в форме:- популяризация своих инновационных разработок на различных уровнях;- отражение в СМИ научных и методических результатов работы в рамках модели;- деятельность в качестве площадки по обмену опытом с участием социальных партнеров.21Литература1. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. № 4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006.2. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина // Классный руководитель.– 2000, № 3.– С. 63 - 81.3. Бедфорд, А. Большая книга Lego: Алан Белфорд [Текст]: перевод с английского Игорь Лейко. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 256 с. (ссылка)4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.5. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников7. Еременко И.Г. Монографическое исследование в педагогике // Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева-М.: Педагогика, 1979. - С. 215 - 250.8. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. – Всерос. Уч.-метод. центр образоват. робототехники [Текст] / М.С. Ишмакова. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска». – 2013. – 100 с. (ссылка)9. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) [Текст] / Л.Г. Комарова. –М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г.- 88 с.: ил. (ссылка)10.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.11.Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-ировой деятельности у детей с помощью Лего [Текст]: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 23 с. (ссылка)12.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педаго-гический вестник. 1997. №1. с.6.13.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №42214.Сидорова, А.А. Как организовать проект с дошкольниками [Текст] / авт.-сост. А.А. Сидорова. – М: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.15.Симонова, В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ЛЕГО-конструированию [Текст]: Методическое пособие. / В.Г. Симонова. – Ульяновск, 2009. – 36 с. (ссылка)16.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 201317.Тюнников Ю.С. Информационные технологии и одаренность:направления исследований и практической работы // Одаренный ребенок. - 2004. - № 1. - С. 8.18.Фешина, Е.В. Лего конструирование в детском саду [Текст]: учеб. метод. пос. / Е.В. Фешина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 c.9 (ссылка)19.Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.http://ap2004.alledu.ru/document/380/83920. Никонова Е. А. "Мы горожане". С-Пб. "Паритет". 2005г.21.Никонова Е. А. "Первые прогулки по Петербургу". С-Пб. "Паритет". 2004г. 22.Коваленко З. И. "Путешествие в историю России". М. "Благовест". 1993г. 23..Жукова Л. М. "Санкт- Петербург". М. "Белый город". 2001г.23ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольноговозраста, платформа «Развивалочка»месяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя5 неделяСентябрьДиагностикаДиагностикаДиагностикаДиагностикаОктябрьСоставление целого из частейРазличие геометрических фигур: круг, овал, полуовал, треугольник, прямоугольник, квадратВыделение простой формы в предметахАнализ простейшей схемы — изображения позы человекаНоябрьПроверка и уточнение представлений о схеме тела. Определение направлений в пространстве.Уточнение пространственных взаимоотношенийЗакрепление понятий: справа-слева, спереди-сзадиФормирование понятий: верх-низ, вправо-влево, серединаДекабрьУпотребление слов, обозначающих пространственны е отношения между объектамиЗнакомство со схемой тела человека, стоящего напротивЗакрепление ориентировки в схеме тела человека, стоящего напротивОпределение линейной последовательности предметного рядаУпотребление слов: правый, левый, верхний, нижний (углы), вверх, вниз, вправо, влевоЯнварьДиагностикаДиагностикаАнализ пространственн ых положений геометрических фигур. Выделение признаков (цвет, форма, размер)Различие красного, желтого и оранжевого цветов. Называние классификации предметов по цвету.Группировка предметов по цвету (желтый, зеленый, синий). Классификация предметов по цвету и форме.ФевральРазличение и называние черного и коричневого. Различение цветов предметовЗакрепление знаний изученных цветов и геометрических фигурКлассификация предметов по цвету и форме (красный, синий, фиолетовый)Сравнение предметов по двум признакам (цвету, форме). Классификация по 3 цветам и 4 формам.24МартЗакрепление понятий: большой-маленький, средний. Сравнение по величине (одинаковые по размеру)Закрепление представлений о величине предметов: большой-маленький, средний (-ИК, -ИЩЕ)Закрепление знаний изученных цветов и их названийЗакрепление представлений о величине предметов: длинный-короткийАпрельЗакрепление представлений о величине предметов: широкий-узкийФормирование понятий: верх-низ, высокий-низкий, сверху-снизу, одинаковые по высотеЗакрепление представлений о величине предметов: толстый-тонкийВременные представления. Сутки (4 времени суток)МайДиагностикаДиагностикаВременные представления. НеделяВременные представления. ВозрастЗакреплениеПРИЛОЖЕНИЕ 2Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста, платформа «Хочу всё знать»ме ся цНОДЦелиЗадачиОборудование и материалысентябрь№ 1 «Удивитель ный песок»Расширить представлен ие о песке.- познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением;- развивать смекалку;3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла№ 2 «Вода растворите ль. Очищение воды»Продолжить формирован ие детей о воде как растворитель .- выявить вещества, которые растворяются в воде;- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;- закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.Сосуды разного размера и формы, вода, растворитель; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов.№ 3 « Сила тяготения»Познакомить детей с силой- дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения,Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от25тяготения.которая притягивает предметы и любые тела к земле.конструкторов – пластмассового, деревянного,металлического, мячи.№ 4 «Рассеянны й песок»Расширить представлен ие о песке.- установить свойство рассеянного песка;- развить любознательность; - закрепить представление о сухом пескеСито, карандаш, ключ, песок, лоток.октябрь№ 1 «Своды и тоннели»Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаю тся им, а выбираются целыми и невредимым и.- закрепить знание детей о свойстве песка;- вызвать интерес детей к происходящему.Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш,песок.№2 «Росток»Расширить представлен ие о воде и воздухе- закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.№ 3 « Барханы»Познакомить детей с происхожден ием бархан.- сформировать представление что такое бархан;- расширить знание о ветре (какую роль играет при образовании бархана);- вызвать интерес детей к природе пустыни;- развить любознательность.Блюдо с песком, резиновый шланг, иллюстрация песчаной пустыни№ 4 «Всё обо всем»Развить любознатель ность.- развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе;- поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;- развить аккуратность, взаимопомощь.Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, столовые, деревянные; песочные часы на 1 (3) минуты; оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скор лупы; ножницы, узкий скотч, несколько с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки банок из-под кофе; рабочие листы, схемы выполнения опытов.ноябрь№ 1 «Твердаявода. Почему неПродолжить знакомить сосвойствами льда- уточнить представления детей о свойствах льда: - прозрачный, твердый, имеет форму, приТаз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разногоразмера, разные по форме и размеру емкости, кораблики,26тонут айсберги?»нагревании таети превращается в воду; - дать представление обайсбергах, их опасности для судоходства.ванна, картинки с изображением айсбергов.№ 2 «Почему снег мягкий?»Совершенств овать знание детей о снеге.- расширить представление о снеге;- сформировать представление о снежинках .Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.№ 3 «Замерзани е жидкостей»Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.- выявить свойство различных жидкостейФормочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.№ 4 «Забавные фокусы»Продолжить формировать любознатель ность.- развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.3 чайные ложки, охлажденные в холодильнике повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара друга: однородных предметов; наполненная водой до краев банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блестки (мелкая елочная мишура белого или серебристого цвета).декабрь№ 1 «Секретныезаписки»Сформирова ть представлен ие о чернилах.- выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка;- развить у детей самостоятельность.Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки.№2 «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»Установить, почему звезды движутся по кругу.- развить представление о звездах;- активизировать речевую деятельность детейНожницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.№3 «Как работает термометр»Посмотреть, как работает термометр.- познакомить с работой термометраУличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.№ 4«Как сделать звук громче?»Продолжить знакомить со звуком.- обобщить представления детей о физическом явлении — звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем егорасческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные с27усилить с помощью специальных предметов.детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.январь№ 1«Как образуется тень»Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимополож ения- закрепить знание детей о тени;- определить все ли предметы дают тень.Все для теневого театра№ 2 «Как обнаружить воздух»Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.определить поток воздуха в помещении;- активизировать речевую деятельность детей.2 полиэтиленовых мешочка, мелкие предметы, свечка, спички, змейка вырезанная из бумаги.№ 3 «О «дрожалке» и«пищалке»Продолжить знакомить со звуком.- познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов.Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.№ 4 «Нужен ли корешкам воздух?»Выявит причину потребности растения в рыхлении- доказать, что растение дышит всеми частями.Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.февраль№1 «Как происходит извержение вулкана?»Сформирова ть представлен ие о вулкане-познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайныеложки, пипетка.№ 2 «Солнечны е зайчики»Познакомить с происхожден ием солнечных зайчиков, их движением, предметами,- развивать смекалку, любознательность.- способствовать развитию речи детей как средства общения.Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.28от которых они отражаются;№ 3 «Два магнита»Выявить особенности взаимодейст вия двух магнитов: притяжение и отталкивани е.- познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; - развить у детейкоммуникативные навыки, самостоятельность.Два магнита№4 . Понятие о электричес ких зарядах.Познакомить детей с тем, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрическ их разрядов- выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает;- развить любознательностьВоздушный шарик, шерстяной свитер.март№ 1 Танцующая фольга.Показать, что разноименн ые статические заряды притягивают ся друг к другу, а одноименны е отталкивают ся.- развить любознательность детей;Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.№2 Прыгающи е рисовые хлопья.Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрическ их разрядов.- продолжить знакомство с электрическим зарядом- развить любознательность детей;- развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев,бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.29№3 «ЧЁРНОЕ ИБЕЛОЕ» .познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет- сформировать представление что белый цвет отталкивает солнечные лучи, черный поглощает солнечны свет; - развиватьнаблюдательность, смекалку.Салфетки из ткани чёрного и белого цвета.№ 4 «НЕОБЫЧН ЫЕ КОРАБЛИКИ »Продолжить знакомить со стеклом.-познакомить со свойствами стеклянных предметов; -развивать наблюдательность; усидчивость;-учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфеткаапрель№ 1 «Ложка, ложка, помоги немножко »Сформирова ть представлен ие о мере сыпучих веществ- знакомить с мерой сыпучих и жидких веществ.Одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.№ 2 «Можно ли менять форму камня и глиныПродолжить знакомить со свойствами глины и камня.-выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.№3 «Упрямые предметы»Сформирова ть представлен ие о физических свойствах предмета-познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы,простые карандаши.№ 4 «Почему предметы движутся?»Сформирова ть представлен ие о силе- познакомить детей с физическими понятиями: -сила», «трение»;-показать пользу трения;-закрепить умение работать с микроскопом.Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы30трения.май№ 1 «Солнце дарит нам тепло и свет»Сформирова ть представлен ие о солнце, тепле, свете.- дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; - познакомить с понятием«световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.Настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.№2«Путеше ствие Капельки»Сформирова ть представлен ие о круговороте воды.- познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;- расширить представления детей о значении воды для жизни человека;- развивать социальные навыки у детей: умениеработать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.Электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта илиглобус, мнемотаблица.№3«Чем можно измерять длину?»Продолжить знакомить с мерами длины.- расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения;- познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2— 3 м, тесьма или шнур длиной 1м, рабочие листы.№ 4 «Откуда взялись острова?»Сформирова ть представлен ие о островах.-познакомить детей с понятием «остров», причина ми его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира.31

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X