Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Гончарь Любовь Алексеевна

Чтение как важнейшее условие формирования мыслительных способностей

скачать документ

Вернуться назад

Л. А. Гончарь, учитель начальных классов МБОУ «Борисовская нош им. Кирова»Чтение как важнейшее условие формирования мыслительных способностей«Читать - это  еще  ничего  не  значит;  что  читать   и  как  понимать  читаемое – вот  в  чем  главное  дело». К.Д.УшинскийСейчас, с введением ФГОС в начальном образовании, у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала; ученику дано право выбора разнообразных форм получения знаний. И если «театр начинается с вешалки», то пути получения знаний начинаются с умения читать.Как научить детей читать бегло, сознательно и выразительно? Ведь процесс этот чрезвычайно трудный. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей осознанному чтению, но ещё труднее воспитать любовь к чтению, заинтересовать их. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Ещё В.А.Сухомлинский подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Мы, учителя, знаем, что многие дети большую часть времени проводят за телевизором или компьютером вместо книги. По этой причине большая ответственность по воспитанию у ученика любви и интереса к чтению ложится на плечи учителя. А научиться читать ещё не значит стать читателем. От качества чтения во многом зависит формирование личности ученика, его отношение к учению, школе, учителю, одноклассникам, к самому себе. Опыт показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то в классе он занимает заметное место, он более самоуверенный, пользуется авторитетом среди товарищей и, наоборот, плохо читающий ученик теряет надежду в свои силы, в способность хорошо учиться, чаще держится в тени класса. Он переживает свой недостаток и не сможет полностью реализовать заложенные в нём положительные способности. Поэтому главная задача учителя – развитие интереса к чтению, который напрямую связан с развитием любознательности и познавательной активности учащихся. А, в свою очередь, любознательность, активная жизненная позиция и являются ступеньками к осознанному чтению.На уроке между учителем и учащимися строятся такие отношения, где дети чувствуют себя творцами и хозяевами, т.е. они не боятся высказывать своё отношение к прочитанному, проанализировать чтение одноклассника, указать на его ошибки, оценить ответ, дать совет. Ведь ученики любят быть в роли учителя.Работая над этой проблемой, заметила, что быстро читающие дети лучше учатся и процесс мышления более активный, как в младших, так и в старших классах.В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. Таким образом, особое внимание необходимо уделять формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста. Основными целями в работе по проблеме формирования читательского интереса являются следующие:- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;- привитие учащимся навыков чтения и умения читать с удовольствием;- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя. Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного, а полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Какие же условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение и осознали его смысл? Художественное произведение должно будить у ребёнка соответствующие чувства, вызывать интерес и сопереживание героям. Причём, личностное отношение может быть противоположно авторскому, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысла, авторскую позицию. Учитель стремится пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, видение красоты морального облика героев и богатства языка поэта или писателя, помочь определить того или иного автора не только по тематике творчества, но и по стилю его письма. Всё это сделать непросто, однако необходимо, ибо любовь к чтению, к литературе оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребёнка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов. Вот почему так важно уже в начальной школе заложить основы культуры чтения, пробудить интерес к чтению, как залог осознанности читаемого произведения.Для осознанного восприятия произведения художественной литературы ученик должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности, и прежде всего язык произведения, отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа, видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), уметь воссоздать в своём воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, увидеть позицию автора и определить свою, заинтересоваться им. Работая над целостным восприятием текста, мы стремимся вначале сформировать умение понимать факты, события. Когда все учащиеся справляются с этим этапом работы, можно включать более сложные упражнения, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков, персонажей, высказать своё к ним отношение. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, на занятиях внеурочной деятельности, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники. Уроки внеклассного чтения и внеурочной деятельности предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Одной из активных форм пропаганды книги можно считать литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки и др.). Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам, отгадывание имён литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины. В процессе литературных игр такого рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор. Литературные игры – это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому необходимо следить за подбором книг, которые читают дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Следя за чтением, необходимо обращать внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда. Эффективным средством развития интереса к чтению является правильно организованная на уроке самостоятельная работа. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество, прочность знаний и интерес к чтению повышаются; развиваются мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение. В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами». Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом. Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению  формируют книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями у них острее, чем у взрослых. Прочитав какое-то произведение, можно предложить ребятам написать письма полюбившимся героям в твердой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.Также в классе можно организовать свою библиотеку, куда дети принесут художественные книги различной тематики. Библиотекарь, выбранный самими же учащимися, заводит на каждого ученика читательский дневник и дети берут для чтения книги по своим интересам с последующим обсуждением прочитанного среди одноклассников.Прививать интерес и любовь к книге, стремление много знать должен не только учитель, но и родители, которые являются примером для своих детей. Развитию читательских навыков способствуют также конкурсы лучших чтецов. Их можно проводить как на уроках чтения, так и на внеклассных мероприятиях. Например, конкурс «Мама, папа, я – читающая семья», который можно провести между семьями своего класса. Детям это очень интересно и нравится не только им, но и родителям.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу. Совместное чтение с родителями: один абзац читает ребенок, второй-родитель. Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие читательского интереса, расширяет кругозор младших школьников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих возможностей, необходимо вызвать у него желание и интерес к книге, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.Нужно выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами ученика, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают детей в процессе учения.Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета «Литературное чтение» богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.И помните, открывая ребенку книгу – мы открываем ему мир. Мы заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».В.А. СухомлинскийЛитература1.Алешаева Н.П. Развитие творческой активности на уроках литературного чтения/ Н.П.Алешаева, Н.В.Тупарева// Начальная школа.- 2004.- №11.- С.22-27.2. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить?/ Л.А.Музыка// Начальная школа.- 2007.- №6.- 72-74.3. Корина Л.П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности/ Л.П.Корина // Начальная школа.- 2004.- №7.- С. 28-30.4. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для начальных классов/ Т.А.Неборская.- Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 77с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X