Подать заявку
Вернуться назад
Л. А. Гончарь, учитель начальных классов МБОУ «Борисовская нош им. Кирова»Чтение как важнейшее условие формирования мыслительных способностей«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». К.Д.УшинскийСейчас, с введением ФГОС в начальном образовании, у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала; ученику дано право выбора разнообразных форм получения знаний. И если «театр начинается с вешалки», то пути получения знаний начинаются с умения читать.Как научить детей читать бегло, сознательно и выразительно? Ведь процесс этот чрезвычайно трудный. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей осознанному чтению, но ещё труднее воспитать любовь к чтению, заинтересовать их. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Ещё В.А.Сухомлинский подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Мы, учителя, знаем, что многие дети большую часть времени проводят за телевизором или компьютером вместо книги. По этой причине большая ответственность по воспитанию у ученика любви и интереса к чтению ложится на плечи учителя. А научиться читать ещё не значит стать читателем. От качества чтения во многом зависит формирование личности ученика, его отношение к учению, школе, учителю, одноклассникам, к самому себе. Опыт показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то в классе он занимает заметное место, он более самоуверенный, пользуется авторитетом среди товарищей и, наоборот, плохо читающий ученик теряет надежду в свои силы, в способность хорошо учиться, чаще держится в тени класса. Он переживает свой недостаток и не сможет полностью реализовать заложенные в нём положительные способности. Поэтому главная задача учителя – развитие интереса к чтению, который напрямую связан с развитием любознательности и познавательной активности учащихся. А, в свою очередь, любознательность, активная жизненная позиция и являются ступеньками к осознанному чтению.На уроке между учителем и учащимися строятся такие отношения, где дети чувствуют себя творцами и хозяевами, т.е. они не боятся высказывать своё отношение к прочитанному, проанализировать чтение одноклассника, указать на его ошибки, оценить ответ, дать совет. Ведь ученики любят быть в роли учителя.Работая над этой проблемой, заметила, что быстро читающие дети лучше учатся и процесс мышления более активный, как в младших, так и в старших классах.В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. Таким образом, особое внимание необходимо уделять формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста. Основными целями в работе по проблеме формирования читательского интереса являются следующие:- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;- привитие учащимся навыков чтения и умения читать с удовольствием;- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя. Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного, а полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Какие же условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение и осознали его смысл? Художественное произведение должно будить у ребёнка соответствующие чувства, вызывать интерес и сопереживание героям. Причём, личностное отношение может быть противоположно авторскому, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысла, авторскую позицию. Учитель стремится пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, видение красоты морального облика героев и богатства языка поэта или писателя, помочь определить того или иного автора не только по тематике творчества, но и по стилю его письма. Всё это сделать непросто, однако необходимо, ибо любовь к чтению, к литературе оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребёнка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов. Вот почему так важно уже в начальной школе заложить основы культуры чтения, пробудить интерес к чтению, как залог осознанности читаемого произведения.Для осознанного восприятия произведения художественной литературы ученик должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности, и прежде всего язык произведения, отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа, видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), уметь воссоздать в своём воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, увидеть позицию автора и определить свою, заинтересоваться им. Работая над целостным восприятием текста, мы стремимся вначале сформировать умение понимать факты, события. Когда все учащиеся справляются с этим этапом работы, можно включать более сложные упражнения, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков, персонажей, высказать своё к ним отношение. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, на занятиях внеурочной деятельности, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники. Уроки внеклассного чтения и внеурочной деятельности предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Одной из активных форм пропаганды книги можно считать литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки и др.). Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам, отгадывание имён литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины. В процессе литературных игр такого рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор. Литературные игры – это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому необходимо следить за подбором книг, которые читают дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Следя за чтением, необходимо обращать внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда. Эффективным средством развития интереса к чтению является правильно организованная на уроке самостоятельная работа. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество, прочность знаний и интерес к чтению повышаются; развиваются мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение. В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами». Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом. Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируют книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями у них острее, чем у взрослых. Прочитав какое-то произведение, можно предложить ребятам написать письма полюбившимся героям в твердой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.Также в классе можно организовать свою библиотеку, куда дети принесут художественные книги различной тематики. Библиотекарь, выбранный самими же учащимися, заводит на каждого ученика читательский дневник и дети берут для чтения книги по своим интересам с последующим обсуждением прочитанного среди одноклассников.Прививать интерес и любовь к книге, стремление много знать должен не только учитель, но и родители, которые являются примером для своих детей. Развитию читательских навыков способствуют также конкурсы лучших чтецов. Их можно проводить как на уроках чтения, так и на внеклассных мероприятиях. Например, конкурс «Мама, папа, я – читающая семья», который можно провести между семьями своего класса. Детям это очень интересно и нравится не только им, но и родителям.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу. Совместное чтение с родителями: один абзац читает ребенок, второй-родитель. Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие читательского интереса, расширяет кругозор младших школьников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих возможностей, необходимо вызвать у него желание и интерес к книге, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.Нужно выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами ученика, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают детей в процессе учения.Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета «Литературное чтение» богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.И помните, открывая ребенку книгу – мы открываем ему мир. Мы заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».В.А. СухомлинскийЛитература1.Алешаева Н.П. Развитие творческой активности на уроках литературного чтения/ Н.П.Алешаева, Н.В.Тупарева// Начальная школа.- 2004.- №11.- С.22-27.2. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить?/ Л.А.Музыка// Начальная школа.- 2007.- №6.- 72-74.3. Корина Л.П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности/ Л.П.Корина // Начальная школа.- 2004.- №7.- С. 28-30.4. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для начальных классов/ Т.А.Неборская.- Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 77с.
Автор публикации: Гончарь Любовь Алексеевна
Чтение как важнейшее условие формирования мыслительных способностей
скачать документВернуться назад
Л. А. Гончарь, учитель начальных классов МБОУ «Борисовская нош им. Кирова»Чтение как важнейшее условие формирования мыслительных способностей«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». К.Д.УшинскийСейчас, с введением ФГОС в начальном образовании, у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала; ученику дано право выбора разнообразных форм получения знаний. И если «театр начинается с вешалки», то пути получения знаний начинаются с умения читать.Как научить детей читать бегло, сознательно и выразительно? Ведь процесс этот чрезвычайно трудный. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей осознанному чтению, но ещё труднее воспитать любовь к чтению, заинтересовать их. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Ещё В.А.Сухомлинский подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Мы, учителя, знаем, что многие дети большую часть времени проводят за телевизором или компьютером вместо книги. По этой причине большая ответственность по воспитанию у ученика любви и интереса к чтению ложится на плечи учителя. А научиться читать ещё не значит стать читателем. От качества чтения во многом зависит формирование личности ученика, его отношение к учению, школе, учителю, одноклассникам, к самому себе. Опыт показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то в классе он занимает заметное место, он более самоуверенный, пользуется авторитетом среди товарищей и, наоборот, плохо читающий ученик теряет надежду в свои силы, в способность хорошо учиться, чаще держится в тени класса. Он переживает свой недостаток и не сможет полностью реализовать заложенные в нём положительные способности. Поэтому главная задача учителя – развитие интереса к чтению, который напрямую связан с развитием любознательности и познавательной активности учащихся. А, в свою очередь, любознательность, активная жизненная позиция и являются ступеньками к осознанному чтению.На уроке между учителем и учащимися строятся такие отношения, где дети чувствуют себя творцами и хозяевами, т.е. они не боятся высказывать своё отношение к прочитанному, проанализировать чтение одноклассника, указать на его ошибки, оценить ответ, дать совет. Ведь ученики любят быть в роли учителя.Работая над этой проблемой, заметила, что быстро читающие дети лучше учатся и процесс мышления более активный, как в младших, так и в старших классах.В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. Таким образом, особое внимание необходимо уделять формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста. Основными целями в работе по проблеме формирования читательского интереса являются следующие:- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;- привитие учащимся навыков чтения и умения читать с удовольствием;- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя. Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного, а полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Какие же условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение и осознали его смысл? Художественное произведение должно будить у ребёнка соответствующие чувства, вызывать интерес и сопереживание героям. Причём, личностное отношение может быть противоположно авторскому, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысла, авторскую позицию. Учитель стремится пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, видение красоты морального облика героев и богатства языка поэта или писателя, помочь определить того или иного автора не только по тематике творчества, но и по стилю его письма. Всё это сделать непросто, однако необходимо, ибо любовь к чтению, к литературе оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребёнка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов. Вот почему так важно уже в начальной школе заложить основы культуры чтения, пробудить интерес к чтению, как залог осознанности читаемого произведения.Для осознанного восприятия произведения художественной литературы ученик должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности, и прежде всего язык произведения, отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа, видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), уметь воссоздать в своём воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, увидеть позицию автора и определить свою, заинтересоваться им. Работая над целостным восприятием текста, мы стремимся вначале сформировать умение понимать факты, события. Когда все учащиеся справляются с этим этапом работы, можно включать более сложные упражнения, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков, персонажей, высказать своё к ним отношение. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, на занятиях внеурочной деятельности, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники. Уроки внеклассного чтения и внеурочной деятельности предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Одной из активных форм пропаганды книги можно считать литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки и др.). Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам, отгадывание имён литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины. В процессе литературных игр такого рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор. Литературные игры – это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому необходимо следить за подбором книг, которые читают дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Следя за чтением, необходимо обращать внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда. Эффективным средством развития интереса к чтению является правильно организованная на уроке самостоятельная работа. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество, прочность знаний и интерес к чтению повышаются; развиваются мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение. В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами». Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом. Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируют книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями у них острее, чем у взрослых. Прочитав какое-то произведение, можно предложить ребятам написать письма полюбившимся героям в твердой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.Также в классе можно организовать свою библиотеку, куда дети принесут художественные книги различной тематики. Библиотекарь, выбранный самими же учащимися, заводит на каждого ученика читательский дневник и дети берут для чтения книги по своим интересам с последующим обсуждением прочитанного среди одноклассников.Прививать интерес и любовь к книге, стремление много знать должен не только учитель, но и родители, которые являются примером для своих детей. Развитию читательских навыков способствуют также конкурсы лучших чтецов. Их можно проводить как на уроках чтения, так и на внеклассных мероприятиях. Например, конкурс «Мама, папа, я – читающая семья», который можно провести между семьями своего класса. Детям это очень интересно и нравится не только им, но и родителям.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу. Совместное чтение с родителями: один абзац читает ребенок, второй-родитель. Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие читательского интереса, расширяет кругозор младших школьников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих возможностей, необходимо вызвать у него желание и интерес к книге, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.Нужно выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами ученика, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают детей в процессе учения.Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета «Литературное чтение» богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.И помните, открывая ребенку книгу – мы открываем ему мир. Мы заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».В.А. СухомлинскийЛитература1.Алешаева Н.П. Развитие творческой активности на уроках литературного чтения/ Н.П.Алешаева, Н.В.Тупарева// Начальная школа.- 2004.- №11.- С.22-27.2. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить?/ Л.А.Музыка// Начальная школа.- 2007.- №6.- 72-74.3. Корина Л.П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности/ Л.П.Корина // Начальная школа.- 2004.- №7.- С. 28-30.4. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для начальных классов/ Т.А.Неборская.- Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 77с.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.