Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Семенова Маргарита Васильевна

Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет.

скачать документ

Вернуться назад

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИУ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТСеменова Маргарита ВасильевнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1 «Сказка» г. Полярный(МБДОУ ДС№ 1 «Сказка)Учитель-логопедДисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Что касается оптической дисграфии, то она обусловлена в первую очередь несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственно – временных представлений. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают препятствия при овладении письмом. Неточное, нечеткое восприятие букв приводит к их частым смешениям. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по своему начертанию, например в печатном тексте п—н, н—и, ш—ц, ш—щ, с—о, в рукописном п—и, п—н, у—и, ц—щ, ш—и, м—л, б—д, п—т, н—к. Вследствие этого у детей плохо воспитываются зрительные стереотипы слов — затрудняется узнавание их.Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б, к-т;- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;- зеркальное написание букв: с, и, у, р, з, г, э, ю, я; — пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.Устранение предпосылок оптической дисграфииПрофилактика оптической дисграфии должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.Развитие представлений о форме и величине предметов1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.2. Упражнение. Попросить показать большой, маленький и средний мяч, а так же два одинаковых по величине мяча. Затем показывая поочерёдно на каждый из мячей, попросить назвать их величину (большой, средний, маленький, средний). Показав в заключении на два одинаковых по размеру мяча, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».Работа над пространственными предлогамиВ доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объясните ребенку смысловое значение основных предлогов (на, в, под, с, около, за, над, между)Ориентировка в правой и левой сторонах пространстваОчень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения:1. УпражнениеПопросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.2. УпражнениеПоработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.3. УпражнениеВстать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую и левую руку у петрушки. Это задание является самым сложным, и нередко оно становится доступным лишь детям младшего школьного. Необходимо постепенно добиваться правильного его выполнения.Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала). Узнавание букв в усложнённых условияхЕсли ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д. Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии. Можно предложить ребенку в любом тексте (кроме газетного) зачеркивать заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем переходить к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: м-н, т-д, к-г, р-л, с-ш и т.д.Полезны задания на конструирование букв из палочек, преобразование одних букв в другие, узнавание на ощупь букв вырезанных из картона, узнавание букв, «написанных» на ладошке. Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Профилактика оптической дисграфии не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.Список используемой литературы:1.О.В. Елецкая, Т.В. Коробченко, Ю.Е. Розова, Д.А. Щукина «Организация и содержание работы школьного логопеда» Учебно-методическое пособие. М.: ФОРУМ, 2015. 192 с.2. Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко «Преодоление оптической дисграфии у школьников» Учебно-методическое пособие.М. : ФОРУМ, 2016. 192 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X