Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Атакова Алена Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

скачать документ

Вернуться назад

УДК 37.016:81.111`36ББК 74.268.19=432.1А.В. Атакова, С.А. Кобцева,ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»г. Мурманск, РоссияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУАннотация. В статье раскрывается необходимость формирования грамматических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Рассматривается практическое применение опор на уроках английского. Также описываются различные виды опор и их роль в обучении. Особое внимание уделяется использованию опор - схем.Ключевые слова: грамматические навыки, опора, опора – схема, принцип наглядности, схемные наглядности.A.V. Atakova, S.A. Kobtseva,FSBEI HE «Murmansk Arctic State University» Murmansk, RussiaUSING SUPPORTS IN THE FORMATION OF GRAMMATICAL SKILLS AT THE INITIAL LEVEL OF ENGLISH TRAINING PROCESSAbstract. In the article the necessity of formation of grammatical skills at an early stage of learning English. Consider the practical application of the supports in English class. Also describes the different types of supports and their role in the learning process. Special attention is paid to the use of support – scheme.Keywords: grammatical skills, support, support – scheme, the principle of clarity, schematic clarity.На современном этапе очевидна перспективность раннего обучения иностранным языкам в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его разностороннего развития и приобщения к общекультурным ценностям. Одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка является грамматика. Она выступает в роли фундамента, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному построению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме, происходит с помощью формирования грамматических навыков.Усвоение грамматики иностранного языка вызывает много трудностей, которые усугубляются сложными терминами и правилами, и огромным числом исключений. Трудности возникают и при определении значения и употреблении того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами. Поэтому формирование грамматических навыков предполагает широкое использование опор, назначение которых - непосредственно или опосредованно помочь учащимся в освоении грамматических основ иностранного языка. Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Данной проблемой занимались такие ученые как: Тимофеева В.Г., Вильнер А.Б., Пассов Е.И., Скалкин В.П., Гальперин П.Я., Brumfit C.J., Johnson K. и многие другие исследователи.Для обучения иностранному языку использование опор является достаточно эффективным. Учителя часто используют различные картинки, предметы, схемы и т.д. в качестве опор на уроке. Данная наглядность необходима для: 1. объяснения нового материала;2. организации общения на иностранном языке; 3. повышения мотивации;4. организации самостоятельной работы учащихся. Принцип наглядности является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку. Чем больше каналов восприятия задействовано в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения [1, с. 193]. Любая опора - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и разделение опор на содержательные и смысловые, которые, в свою очередь, учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор, разработанную В.Б. Царьковой [3, с. 35]:Классификация опорСодержательные Словестные (вербальные)Изобразительные Текст (зрительно)КинофильмТект (аудитивно)ДиафильмМикротекст (зрительно)КартинаМикротекст (аудитивно)Серия рисунковПланФотографияЛогикосинтаксическая схемаДиаграмма, таблицаСмысловые ЛозунгЦифры, датыАфоризм, поговоркаСимволикаПодписьПлакатСлова как смысловые вехиКарикатураОпоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. При работе с опорой – схемой одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу. Приёмы работы могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. Большинство учителей иностранного языка активно используют схемные наглядности на начальной ступени обучения для развития у младших школьников умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания и стоить предложения.Хотелось бы остановиться на использовании опор – схем в процессе изучения грамматике английского языка. Повторяющиеся в опорах – схемах грамматические структуры создают определенный образ, благодаря чему усваиваются намного легче и прочнее. Новый грамматический материал откладывается в памяти учащихся и надолго запоминается.Опоры – схемы могут быть хорошим иллюстративным материалом при формулировании грамматических правил как на этапе презентации, так и на этапе отработки того или иного материала.Рассмотрим в качестве примера следующую опору-схему: При помощи первой схемы (где - действующее лицо,- модальный глагол can, - смысловой глагол, обозначающий действия, чувства, состояние) вводиться новая тема употребление модального глагола can. Вторая схема направлена на отработку грамматического навыка (повествовательных предложений с глаголом can). Именно закодированные с помощью схем (геометрических фигур) предложения служат речевыми образцами для образования по аналогии множество других элементарных высказываний на уровне простого предложения. Однако данный перечень схем и речевых образцов не отражает все те грамматические трудности, которые учащиеся должны преодолеть, поэтому схемы являются дополнительным средством обучения грамматической стороне речи и не все грамматические явления можно объяснить с помощью опор – схем.Обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. В ряде случаев опоры значительно упрощают обучение грамматической стороне речи и снимают трудности в усвоении материала, особенно на начальном этапе обучения [2, с. 57].Таким образом, на современном этапе очевидна перспективность раннего обучения иностранным языкам в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его разностороннего развития и приобщения к общекультурным ценностям.Литература:Гальскова, Н.Д., Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова, - 3-е изд., - М.: Просвещение, 2005. 236с. Царькова, В.Б. Речевые упражнения в английском языке / В.Б. Царькова. М.: Просвещение, 2006. 144 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X