Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Зотикова Наталья Леонидовна

"Толерантность - путь к миру"

скачать документ

Вернуться назад

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»Л. Н. Толстой.АктуальностьВ последние годы в России получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур. Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Таким образом, задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности, начиная уже с дошкольного детства. Так как именно в этом возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Особую значимость формирование установок толерантного сознания приобретает сегодня в Российском государстве, в силу его полиэтничности, многоязычия, поликультурности населения. Многонациональность нашего детского сада тому пример. Кроме русских, детский сад посещают дети армянской, грузинской, дагестанской, азербайджанской, украинской, татарской и других национальностей. Поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других национальных культур. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной. Главные нравственные качества человека: справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, терпимость, чувство собственного достоинства, должны стать неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Методические источники При разработке мероприятий мы опирались: На методические рекомендации Т.В.Макаровой, Г.Ф.Ларионовой «Толерантность и правовая культура дошкольников». В основе методики заложена суть толерантности – признание единства и одновременно многообразия человечества, взаимосвязи всех и каждого, уважения прав другого и его индивидуальности. На материалы Конвенции о правах ребёнка.В основу разработанных мероприятий положены материалы Конвенции о правах ребёнка. Их особенностью является небольшой жизненный опыт воспитанников, объяснение изучаемого материала с помощью доступных средств: диалога, беседы, игры.Взаимодействие с детьми строится на гуманистической позиции, что предполагает: свободу высказываний и поведения ребёнка в разных формах педагогического процесса;проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детейДля успешного решения проблемы воспитания толерантности в своей деятельности реализуем принципы:1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.Содержание материала ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу.— У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься — ты хороший человек. С тобой весело играть — ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое — ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам.Разработанные нами мероприятия по толерантности проходят в занимательной игровой форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будут непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Пережитые эмоции создают душевный настрой. Открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, обеспечивая воспитательный процесс и реальные взаимодействия ребенка, родителей и социума.Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. В нашем регионе группы в детских садах комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности. Наши родители активные участники выставки рисунков «Я маленький, но я имею право». Приняли участие в подготовке вечера развлечений «Мы разные, но мы вместе!» Родители армянки Наре выучили с девочкой гимн Армении на родном языке. Родители таджички Шахнозы подготовили рассказ о красивых цветах и стихотворение на родном языке. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. Традиция встречаться на многонациональные мероприятия существует и в нашем ДОУ. Вечер развлечений «Мы разные, но мы вместе!» - серьёзное внутри садовое мероприятие прошёл под девизом «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Рисование «Что такое толерантность?» - заключительное мероприятие Дня Толерантности является рефлексией детей. В своих рисунках дети отразили свои впечатления от праздника.Мероприятия Дня Толерантности Беседа «Дорогою добра» (Приложение 1).Сценарий развлечения «Мы разные, но мы вместе!» (Приложение 2).Дидактические игры и игровые упражнения (Приложение3).Консультация для родителей (Приложение 4).Фотоматериалы (Приложение 5).Цель мероприятий: Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые, объединены в два взаимосвязанных блока: I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;3) развитие способности к межнациональному и взаимодействию;4) развитие способности к толерантному общению5) формирование умения определять границы толерантности.II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности Предварительная работаБеседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».Проведение подвижных национальных игр. Рисование на тему «Мой друг», «Дети планеты Земля»Выставка совместного творчества детей и родителей «Я маленький, но я имею право».Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.Подборка тематических дидактических игр, детской литературы Участие детей и родителей в конкурсе рисунков «Толерантность – путь к миру».Использовнная литература, интернетресурсы1.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)3. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. - С.51-54.4. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности / Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушунова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. - С.70-735.Казмирчук М. Волшебная пирамида / М. Казмирчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С.113-114.http://nsportal.ruhttp://dohcolonoc.ruhttp://www.moi-detsad.ruhttp://ped-kopilka.ru

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X