Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Осокина Алла Николаевна

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

скачать документ

Вернуться назад

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИКАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКАОсокина Алла Николаевна, методист МБУ ДПО «СОИРО»Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье, посредством семейных традиций. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семейные традиции, семейные ценности.Традиционные семейные ценности – совокупность нравственных принципов, культурных (в т. ч. религиозных) традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнь семьи [2].Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким из-за того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. К тому же Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, а в разрушении личности, потере духовных и нравственных ориентиров. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Воспитание высоконравственных, с прекрасными личностными качествами людей малоэффективно без опоры на семью, её ценностные ориентиры. Последние исследования показывают, что родители всё чаще отстраняются от процесса воспитания своих детей, ссылаясь на занятость, некомпетентность, перекладывая всё вначале на плечи детского сада, затем школы, педагогов. Как же изменить ситуацию? Как научить родителей быть опорой и нравственным идеалом для своих детей? Ведь именно семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Поэтому, общение с родителями в детском саду необходимо начинать с разговора на родительских собраниях о роли родителей в воспитании ребенка, об авторитете родителей, а с детьми дошкольного возраста проводить беседы на тему «Семейные традиции». Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей. Какие традиции живут в нашем доме? Наверняка те, которые запомнились нам в детстве. Вот что о семейных традициях рассказывают школьники. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи.Из праздников, которые бывают дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи. На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, в кафе. Единицы сказали, что любят ходить в театр, в поход, кататься на лыжах. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Хорошая традиция по вечерам с ребенком вести задушевные беседы. За чашкой чая рассказать друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии. Если с детьми складываются доверительные отношения, у ребенка развивается самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливается чувство безопасности, защищенности, эмоционального контроля. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Дети должны доверять своим родителям. Если ребёнок сейчас рассказывает свои тайны – следует ценить это, не высмеивать, помнить и понимать – для него это важно! Из доверительных отношений рождается и духовная общность членов семьи, прививаются нравственные качества ребёнку. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Литература: 1. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 753-755. 2. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 192-197.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X