Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Головатюк Юлия Николаевна

Весенняя прогулка

скачать документ

Вернуться назад

Бюджетное учреждение профессионального образованияХанты-Мансийского автономного округа-Югры«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»Дипломная работаОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИЗАЙН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила: Головатюк Ю.НКурс 4, группа 414\2Заочного отделения Руководитель: Шакурова И.АДата сдачи ______________Дата защиты_____________Защищена на ____________________________________ (подпись)Нижневартовск, 2018СодержаниеВведение……………………………………………………………….стр. 3Глава 1 Теоретические основы обучения дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста 1.1 Понятие детское изобразительное творчество и его этапы……стр. 51.2 Характеристика дизайн деятельности и его виды……………..стр. 121.3 Анализ программ ДОУ по проблеме исследования………….стр. 19Глава 2. Состояние обучения дизайн деятельности в практике ДОУ2.1 Констактирующий эксперимент………………………………..стр. 242.2 Программа обучения дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста «Маленькие фантазеры»…………………стр. 282.3 Динамика сформированности умений дизайн деятельности старших докольников.Заключение…………………………………………………………...стр. 33Список литературы………………………………………………….стр. 34ВведениеНа сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.«Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…»[15, С. 5]. Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка»[15, С. 5]. Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.Таким образом, тема нашего исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста дизайн деятельности.Цель: изучение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна. Гипотеза исследования: обучение дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста будет наиболее успешным, если: сформированы умения дизай деятельности старших дошкольников;разработана программа обучения дизай деятельности «Маленькие фантазеры» состоящая из модулей: «Аранжировки», «Дизайн одежды», «Декоративно-пространственный дизайн».Объект: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.Предмет: процесс обучения дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1.Осуществить теоретический анализ проблемы обучения детскому дизайну старших дошкольников.2. Определить критерии и показатели для выявления уровней сформированности дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста.3. Разработать и апробировать программу по обучению детей дизайн деятельности, направленную на развитие детского изобразительного творчества.Методы:- изучение и анализ психолого-педагогической литературы,- беседа,- изучение продуктов детской деятельности,- психолого-педагогический эксперимент.Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Понятие детское изобразительное творчество и его этапыЧто такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нём объединены объективное и личностное, субъективное (Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков и др.). Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества, как в области материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актёрского, оперного и т. д. Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность не только решать конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего. В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур, архитектурных памятников), музыкальных (оперы, балета, симфонии), литературных (повести, романа, поэзии), театральных (актёрское исполнение роли, режиссёрская постановка спектакля, художественное оформление декораций и т. д.) произведений. С позиции эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познаёт, но и выражает своё видение, своё понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения действительности. Художественный образ - это конкретно чувственное и, в то же время, обобщённое видение и воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, воспринимающего художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в зависимости от жизненного опыта, психологической установки, знаний специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка».При восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. А. И. Буров, Б. С. Мейлах, Б. Т. Лихачёв указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому обобщению; от восприятия цельного образа как единичного явления - к пониманию содержащихся в нём обобщений, раскрытию их внутреннего, глубинного смысла. Общение с произведением искусства - это «погружение» в его духовное содержание, а значит, и во внутренний мир художника. Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретённого опыта. Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельностей. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. В этом случае дети затрудняются в выборе содержания, способов изображения, когда им предлагается самим определить тему для рисования, лепки, аппликации, конструирования. А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы либо в плане воображения при восприятии произведений искусства, либо участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Детям дошкольного возраста присущ способ «видения целого раньше частей» (В. В. Давыдов). Внимание к специфическим видам детской изобразительной деятельности: театрализованной, конструктивной, музыкальной, игровой может обеспечить всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребёнку пережить радость творчества. По утверждению Н.Н. Поддьякова, творчество детей носит глубоко личностный характер - оно определяется неповторимостью личности ребёнка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Подчас слишком регламентированное воспитание и обучение в детских садах не способствует его формированию. Анализ педагогической практики показал, что часто изобразительная деятельность носит репродуктивный характер. Например, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов изображения. Ещё одна важная особенность творчества детей - оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.Как отмечают Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское «экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребёнком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребёнок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который даёт ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Такое построение педагогического процесса способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок в рисунке, лепке, аппликации.Как отмечает ряд исследователей (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л. С. Выготский говорит, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на человека.На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится всё более самостоятельной, свободной, творческой. Поэтому педагогу необходимо знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми, рассматривать формирование изобразительного творчества как специально организованный процесс, в котором главным является взаимосвязь обучения и творчества.А. В. Запорожец отводит большую роль занятиям художественной деятельностью, а так же воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства. В частности, он говорит, что детское художественное творчество существует и обращает внимание педагогов на необходимость разработки методов, побуждающих его развитие. Е. А. Флёрина считала важным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности единство учебных и творческих задач, их взаимодействие.В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности - развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:• первый этап - возникновение замысла;• второй этап - процесс создания художественного образа;• третий этап - анализ результатов творчества взрослым и детьми.Выделим ряд основных методов и приёмов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей. На первом этапе для возникновения замысла - наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.На втором этапе - выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроении, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.На третьем этапе - восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.В основе нового подхода к развитию изобразительного творчества дошкольников - интегрированное воспитание и образование, которое возможно реализовать с позиций современных педагогических технологий. При этом педагогу следует учитывать ряд особенностей детского творчества: от экспериментирования с материалами - к поискам способов изображения для создания художественных образов в рисунке, лепке, аппликации, отличающихся оригинальностью, выразительностью, индивидуальностью «почерка» каждого «автора», выражению им личностной позиции.Для развития детского изобразительного творчества необходимо:• наличие у детей художественных впечатлений от восприятия действительности, образов искусства;• наличие знаний, умений в области разных видов изобразительной деятельности;• проведение занятий интегрированного типа, выполнение детьми творческих заданий, направленных на формирование у них способности самостоятельно создавать новые художественные образы, используя для этого средства разных видов искусства.Таким образом, методы и приёмы изобразительного творчества помогают детям создавать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность включает много аспектов: личностный, познавательный, социокультурный, нравственно-эстетический, творческий и др. Все аспекты взаимодействуют, так как вместе они составляют единое целое. Составными компонентами изобразительной деятельности являются: восприятие, исполнительство и творчество. Каждый компонент имеет собственную структуру. 1.2. Характеристика дизайн деятельности и его виды.Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.Как показал проведенный мною анализ статей, еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах. Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе детей.Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. В содержание понятия «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна). Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами». Типы и виды детского дизайна. (по Г. Н. Пантелееву)Плоскостной (аппликативно-графический) дизайнВиды деятельностиХудожественная аранжировкаМоделирование одеждыДекоративно-пространственный дизайнБумажная пластика. Природный и искусственный материал. Монтаж, ИЗО, фото. Экскурсии, просмотр ИЗО и видеоматериалов. Рисунки в книжках-раскрасках. Рисунки аранжировок. Рисунки, печать. Аппликация сувениров-подарков: закладки для книг, визитки, открытки-приглашения, поздравления, фантики. Декоративные салфетки. Разрезные картинки. Наборы букв, знаков, цифр. Мозаики. Логотипы, символы. Лото, домино. Плетение, ткачество, макраме. Роспись, акватушь. Плакат, стенгазета. Фотомонтаж. Панно, фриз. Фитокомпозиции. Элементы украшения одежды. Аппликация. Календарь природы.Кукольная. Детская. Театрально-праздничная. Экскурсии, посещение театра, выставок, музеев. Рисунки: одежда вчера, сегодня, завтра. Рисунки: ткань для одежды. Рисунки: одежда творческая. Рисунки аксессуаров и украшений одежды. Аппликация: фасоны и выкройки одежды, ее детали. Аппликация: манекен одень куклу. Силуэты кукол для теневого театра. Картинки разрезные. Составление коллекций: альбомы «модная одежда».подбор и создание украшений. Панно, фриз «бал моды», «детский карнавал», «хоровод матрешек».Дизайн интерьера и среда детей. Развлечения и праздники. Экскурсии, прогулки по городу. Рисунки: комната куклы, игровой уголок. Рисунки в книжках-раскладушках. Рисунки «мой уголок дома», «праздничное оформление зала», «праздник в городе», «мой любимый спектакль», «Я – зодчий». Картинки разрезные «Архитектурные ансамбли», «Узнай свой город». Тематическое лото, домино. Аппликация «Я – архитектор», «Я – художник театра». Составление альбомов: «Архитектура», «Интерьер», «Ландшафт». Участие в создании декоративного убранства зала к празднику.Объемный (предметно-пространственный) дизайнВиды деятельностиХудожественная аранжировкаМоделирование одеждыДекоративно-пространственный дизайнПрогулки, просмотр ИЗО, видео. Составление коллажей. Лоскутная мозаика. Конструирование, геометрические, фасонные формы. Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки. Фитокомпозиции, игрушки-самоделки. Образцы сервировки (плетенки, вазочки).Создание ювелирных украшений (бижутерия, камни, лоскут, кора). Игры-пособия, книжки-раскладушки («Одень куклу», «Мой домик»). Панно, фризы, фотомонтажи.Экскурсии в ателье моды. Игры в «ряжение». Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Игры-пособия «студия от кутюр», «я – модельер». Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций.Экскурсии по городу. Игры-пособия настольные «Домик куклы». Игры-конструкторы «Я – архитектор», «Я – строитель», «теремок», «сказки». Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декорпций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация). Создание ИЗО-коллажей. Создание архитектурно-скульптурных композиций на участке (из снега, альпинарий). Дизайн-оформление помещений к праздникам и развлечениям.Пространственный (архитектурно-художественный) дизайнВиды деятельностиХудожественная аранжировкаМоделирование одеждыДекоративно-пространственный дизайнЭкскурсии на природу, на выставки, в музеи. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.). Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки). Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы»)Экскурсии «Выставка моды» (ателье, витрина, музей). Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Демонстрация новых образцов одежды (на подиуме, перед зеркалом), сравнение, выбор. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье).Экскурсии по городу, паркам, усадьбам. Эстетическая организация кукольно-игрового пространства (в детском саду и семье). Участие в эстетической организации игрового пространства для детей, зон занятий, труда, художественного досуга (в детском саду и семье). Участие в монтаже и разборке декораций (сцена, ширма, подиум) к спектаклю. Участие по эстетическому преобразованию помещения детского сада. Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Подбор работ и участие в подготовке выставки детского творчества и мастеров искусства. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке). Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение). Таким образом плоскостной, объемный и пространственный дизайн ориентирует внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства. Дети знакомятся с прошлым и настоящим отечественного зодчества. Преобритают дизайн - опыт при сосдании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы (бумагу, картон, коробки, пакеты и т.п.). 1.3. Анализ программ ДОУ по проблеме исследованияВ настоящее время подходы к организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях требуют в центре всей воспитательно-образовательной деятельности поставить ребенка, удовлетворение его потребностей в активности, усвоения им адаптированного социально-художественного опыта, развитии его потенциальных способностей, обеспечение его эмоционального благополучия и радостного детства.Одним из главных направлений такой педагогической деятельности в дошкольном возрасте является усиление внимания к художественно-эстетическому воспитанию, развитию художественно-творческих, изобразительных способностей каждого ребенка.Большие возможности в развитии дизайн деятельности заключают в себе развитие изобразительного творчества. В изобразительном творчестве ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.Рассмотрим, как подходит к развитию изобразительного творчества программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (по ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович). Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.В единстве с развитием познания и чувства осуществляется в программе линия творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.Авторским коллективом, в разделе программы «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» поставлены задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста: развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера; подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало у него интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям радость, удовольствие, к нему следует бережно относиться; знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства; развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что дает возможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание.В разделе «Эстетического воспитания» предусматривается знакомство детей с разными видами искусства, с окружающей действительностью, воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира, развития воображения, чувств. На занятиях изобразительной деятельности решаются задачи: формирование у детей первых представлений об искусстве, способности воспринимать его, развитие умений в рисовании.В «Программе воспитания и обучения в детском саду» по всем возрастным группам рассматриваются задачи формирования изобразительного творчества, развития выразительности, характерными для сюжетного рисунка средствами.Задачи эстетического развитиязнакомить со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, конструирования (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров;показать как следует правильно планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым);организовывать участие детей в создании тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям (фризы, панно, коллажи, панорамы, диараммы) и в длительных архитектурно-художественных проектах (по сказкам, фольклорно-историческим темам, по дизайну совместного города и села);учить детей использовать современное оборудование (лекала, трафареты, стиплеры и т.п.) и разные материалы (естественные – дерево, камень, ткани и др., искусственные – различные упаковки, бижутерия, клепки и др.)Программа «Истоки» (под ред. Л. А Парамоновой).В разделе «Эстетического воспитания» предусматривается знакомство детей с художественной литературой, изобразительное искусство и детский дизайн, дети в музее изобразительного искусства. Программа знакомит с разными видами искусства, с окружающей действительностью, воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира, развития воображения, чувств. На занятиях изобразительного искусства и дизайн деятельности решаются задачи: развивать у детей наблюдательность, видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства;развивать способности к изобразительной деятельноти (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество;формировать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества;учить самостоятельно, находить приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности;приобщать детей к основам рукоделия. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат;поощрять стремление ребенка к дизайн деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского и взрослого).Таким образом, каждая образовательная программа предусматривает раздел «Изобразительная деятельность детей». Программы имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к организации работы по изобразительной деятельности.Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой широко освещает тему развития изобразительного творчества и дизайн деятельности. Но эта программа составлена с учетом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения, а не личностно-ориентированной. Т.е. программа нацелена на передачу детям знаний, умений, навыков, которые к концу возрастной группы дети должны усвоить, а не на развитие индивидуальных, изобразительных способностей личности ребенка.С нашей точки зрения наиболее приемлемые для решения проблемы развития дизайн деятельности старших дошкольников является программа «Истоки». В этой программе уделено большое внимание развитию изобразительного искусства и детского дизайна дошкольников в разделе эстетического развития, она построена с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и обучения согласно концепции дошкольного образования.Глава 2. Состояние обучения дизайн деятельности в практике ДОУ2.1 Констактирующий эксперимент.Изучив психолого – педагогическую литературу по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста дизайн деятельности, мы приступили к исследовательской работе.Исследования проводились на базе МБДОУ ДСКВ №54 «Катюша» города Нижневартовска. В исследовании учавствовали дошкольники 2 старших групп.Для решения поставленных задач использовались следующие методы обследования: анализ продуктов детской деятельности, наблюдение за детьми в процессе дизайн деятельности и творчества.Цель констатирующего эксперимента – выявление первоначального уровня сформированности дизайн деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи констатирующего экперимента:опредилить критерии и показатели дизайн деятельности у детей старшего дошкольного возраста;выявить уровни сформированности дизайн деятельности у старших дошкольников.Таблица 1Критерии и показатели дизайн деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по Г. Н. Пантелееву)КритерииПоказателиЗнает как следует планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым). Самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной и дизайн деятельности.Проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн - деятельности.Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации собственного замысла.Умеет пользоваться современным оборудованием (лекала, трафареты, стиплеры и т.п.). Пользуется различными материалами при создании различных композиций.В индивидуальной и коллективной работе интегрирует разные виды дизайн деятельности.В соответствии с классификацией нами были выделены и определены уровни сформированности дизайн деятельности у детей старшего дошкольного возраста. (3 балла) – умение полностью сформировано; (2-1 балл) - умение сформировано частично, имеются недостатки в выполнении работы по анализируемому критерию;(0 баллов) - умение не сформировано.Полученные оценки по каждому критерию суммируются. Итоговая оценка позволяет определить уровень сформированности в дизайн деятельности детей старшего дошкольного возраста:Высокий (6-9 баллов) – умеет создавать различный композиции по представлению, использует различные материалы для достижения задуманной цели, проявляет творчество.Средний (4-6 балла) - С небольшой помощью воспитателя создает различные композиции по представлению, затрудняется в выборе материалов для достижения задуманной цели.Низкий (0-2 балла) - Не проявляет инициативы, задание выполняет по словесному поэтапному указанию взрослого. В соответствии с поставленными задачами в констатирующей части педагогического эксперимента для определения уровня сформированности дизайн деятельности была использована методика Г. Н. Пантелеева. Согласно этой методике для детей старшего дошкольного возраста мы предложили следующие задания.Оборудование и материалы: цветные карандаши, гуашивые и акварельные краски, фломастеры, баночки с чистой водой, кисти разного формата, альбомные листы бумаги, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы, салфетки, и другие вспомогательные материалы.Задание №1 «Цветочная клумба»Цель: выявление умения вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна клумбы. Создание декоративной композиции – коллажа с использованием приемов творческого моделирования.Детям предлагается вырезать цветы, используя разную технику (симметричное вырезание, складывание листа бумаги способом «киригами»). Дети должны вырезать цветы и расположить их на большом листе бумаги (клумба), используя метод мозаики; декорируют работу, если считают нужным.Задание №2 «Мой сказочный домик»Цель: выявление умения конструировать в дизайн деятельности; выявление умения в дооформлении композиции.Детям предлагается нарисовать «домик» из любимой сказки или придумать «сказочный домик» на свой сюжет. Дети, используя различные материалы расписывают свой домик в различной технике (рисуют или используют аппликацию). Педагог фиксирует элементы репродуктивный и творческий подход к выполнению задания.Задание №3 «Комната для куклы»Цель: выявить умение создавать макет «комнатки» из различного материала для использования в играх и в деятельности пространственного моделирования.Детям предлагается обустроить интерьер комнаты, в соответствии со своим замыслом используя пластилин, цветную бумагу, краски и другие материалы. Оценивается оригинальность, творчество, коллективный подход к выполнению задания.Таблица №2Результаты констатирующего эксперимента (в %)Уровни Экспериментальная группаКонтрольная группаВысокий 10 чел506 чел30Средний 8 чел4511 чел50Низкий 2 чел53 чел20Диаграмма №1Сравнительный анализ уровня сформированности дизайн деятельности у детей старшего дошкольного возраста2.2 Программа «Маленькие фантазеры»«Маленькие фантазеры»Программа по обучению детей дошкольного возраста элементам дизайнаАннотация.Данная программы состоит из цикла занятий, разбитых на 3 блока: аранжировки, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. Программа предназначена для педагогов ДОУ. Пояснительная записка1. Концептуальные основыПотребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящий – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления как обучение детей элементам дизайна в ДОУ требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Дизайн деятельность способствует развитию интеллекта и психики ребенка, а также развитию изобразительного творчества детей.Цель программы: развитие детского изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна.Принципы построения программы:Общекультурная (духовно-нравственная) направленность программы. Этот принцип подразумевает формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды, а также расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование созидательных возможностей личности.От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы). Старшие дошкольники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.Вариативность содержания занятий, многообразие конкретных тем и изделий.От более простых форм к более сложным. Объем программы: занятия рассчитаны на детей 4-7 лет, всего 30 занятий, в каждом блоке по 10 занятий, продолжительность каждого до 30 мин. Задачи:1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.2. Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.3. Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.4. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.5. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).Форма работы: подгрупповая, индивидуальная2. Структура и содержание программыПрограмма состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: аранжировки, дизайн одежды и декоративно-пространственный дизайн, каждый из которых состоит из 10 занятий. В каждом блоке присутствуют все типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный.1 блок. Аранжировки. Данный блок предполагает ознакомление детей с доступными видами аранжировок, их практическое освоение детьми. Происходит развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (кукольного, детского, праздничного). Дети выполняют настенные и напольные композиции, оформляют свой быт рукодельными изделиями, сотрудничают в создании общих аранжировок для кукольно-игрового и праздничного дизайна одежды и интерьера.2 блок. Дизайн одежды. Работа по этому направлению предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Это формирует у детей внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому и театральному гардеробу. На занятиях дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной; также дети узнают, что макияж, одежа и прическа очень много могут рассказать о человеке. Вместе с педагогом дети создают модели (рисунки, аппликации) карнавальных масок, головных уборов и обуви, реквизита и костюмов для праздников, развлечений, драматизаций.3 блок. Декоративно-пространственный дизайн. Этот блок имеет непосредственное значение для развития истоков культуры социопространственного творчества, истоков архитектурно-художественного образования детей как практической деятельности по эстетическому благоустройству жизни в детском саду и семье. На занятиях по декоративно-пространственному дизайну ориентируется внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат. Детей знакомятся с прошлым и настоящим отечественного зодчества, начинают присматриваться к градостроительству, к внутреннему убранству дома и жилья. Дети создают макеты комнат, домиков, используя подручные материалы.Структура занятий:1. Вводная часть, приветствие2. Основная часть.3. Заключительная часть, подведение итогов.Список литературыКонышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. – С. 26-30.Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. - № 10. – С. 20-31.Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11. – С. 55-60.Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 24-30.Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.2.3 Динамика сформированности умений дизайн деятельности старших докольниковЗаключение.Таким образом, детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. На шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно – индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества. Таким образом, дети становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.Список литературы.Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество: Сборник, 1982, С. 236-242. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. - № 6. – С. 45.Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 1998. – 272 с. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 344 с.Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 48 с.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с., ил.Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. – С. 26-30.Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. - № 10. – С. 20-31.Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с., ил.Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11. – С. 55-60.Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и псхология (дошк.)»/ В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с. Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2004. - № 1. – С. 24-29.Широкова С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 4. – С. 46.Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 24-30.Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X