Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Балаба Галина Михайловна

.Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

скачать документ

Вернуться назад

«Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи».Балаба Галина МихайловнаМуниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 26» (МАДОУ «Детский сад № 26»), город Череповец, Вологодская областьвоспитатель Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. По мнению Н.В. Нищеевой к концу дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед). Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.По мнению О.А. Денисовой, анализ речи дети с общим недоразвитием речи обнаружил, что наибольшую сложность у них вызывают овладение словарным запасом и грамматическим строем языка, которое при нормальном речевом развитии происходит в процессе практики речевого общения, восприятия речи других и высказывания своих мыслей в форме предложений. По данным Н.Н. Разгуляевой было выяснено, что наилучшее, сознательное и более быстрое усвоение лексико-грамматических категорий (определений, обстоятельств места и времени) происходит в процессе использования изобразительной деятельности. Так как изобразительная деятельность является для детей эмоционально насыщенной, вызывает интерес; сам процесс рисования растормаживает ребенка, способствует установлению эмоционального контакта; практическое использование выразительных средств изобразительной деятельности создает условия для употребления в речи определений, обстоятельств места и времени. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи имеются определенные особенности в формировании пространственных представлений, развитие этих особенностей идет медленнее и чуть хуже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо проведение специальной коррекционной работы по развитию пространственных представлений и умению отражать эти отношения в речи. Список использованной литературы1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. 2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. 3. Бордовская Е.В. Логопедическая работа по устранению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - С-Пб., 2002. 4. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2 ч. - М., 2003. - Ч.1: Для младшего и среднего дошкольного возраста. 5. Вопросы изучения, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии: Сборник науч. тр. / отв. ред. О.А.Денисова. - Череповец: ЧГУ, 2001. 6. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - С-Пб., 2003. 7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2002. 8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1998.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X