Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Яковлева Ирина Александровна

Музейная педагогика как средство реализации ФГОС.

скачать документ

Вернуться назад

Музейная педагогика как средство реализации ФГОС.Автор: Яковлева Ирина АлександровнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №15 Заводского района города Саратова (МБОУ Лицей №15)Учитель начальных классов.Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. ХХ века и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику. Одна из важных социальных   функций школы и образовательной деятельности педагога заключается в том, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и культурой человечества, передать ее в процессе образования не только теоретически, но и с помощью практического уклада жизни, традиций и духа  культурного пространства школы, города, страны, мира.Современная школа предъявляет высокие требования к выпускнику. В этой связи необходимо особое внимание учителя к подбору такого содержания, методов и приемов образования учащихся, которое обеспечивало бы сохранение ценности личности.Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями:–в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения;– экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;– в музее ребенок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, т.е.  формируется музейная культура.  Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Её задачами являются: Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;Освоение нового типа учебных занятий, формирование ключевых компетентностей. Работая в начальной школе, мы давно и плодотворно сотрудничаем с работниками областного краеведческого музея. Подобное сотрудничество позволяет не только расширить кругозор и краеведческие знания учащихся, развивает их познавательную активность, способствует формированию метапредметных навыков.Цель этого сотрудничества- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры, музеем; формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.В своей работе мы используем массовые, групповые, индивидуальные формы работы. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии (как играли наши предки, праздник осени, Масленица) , походы (поездки на места раскопок, «Древний Укек»), викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по другим музеям и городам.Групповой формой работы является кружок «Юный археолог». На его занятиях под руководством сотрудников музея дети более подробно знакомятся с работой археологов, историей края.Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, переписку с ветеранами, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Совместно с руководителем археологического кружка мы используем нетрадиционные формы проведения урока:интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях (история-технология, изобразительное искусство-окружающий мир и т.п.);уроки в форме соревнований и игр, квестов;уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-презентация;Подобные занятия проводятся как в школе, так и непосредственно в залах музея.Музейная педагогика– это технология, снабжающая  педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяющая сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимающая его культуру, развивающая интеллект, дающая в руки новый инструмент для познания мира.Список используемой литературы:Лукашева Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.  «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.Чумалова Т. В. «Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения» / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X