Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Кудина Маргарита Васильевна

Тьютор в дошкольном образовании

скачать документ

Вернуться назад

Автор статьи: Кудина Маргарита Васильевна.Должность: учитель-логопед, Место работы: МБДОУ ДСОВ № 250, с. Вольно-Надеждинское. РОЛЬ ТЬЮТОРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. В настоящее время в силу различных экологических и социально-экономических причин не только в нашей стране, но и во всем мире растёт число детей со всевозможными нарушениями развития. Это малыши с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Их обучение проходит по адаптированным образовательным программам. И как бы педагог ни старался уделить максимум времени и внимания такому ребенку, их порой бывает недостаточно, поэтому необходимо присутствие ещё одного специалиста, тьютора. Поскольку не только воспитание, но и обучение таких детей начинается уже в дошкольном возрасте по специальным программам необходимо говорить о тьюторе применительно к дошкольникам. Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, то, он может находиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет, но для этого ему нужна помощь тьютора. Что же это за специалист?Тьютором принято называть наставника, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, дошкольнику с нарушением слуха – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов, детям с расстройствами аутистического спектра - помогает социализироваться в обществе и т. д.Поскольку тьютор общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, то может опекать сразу нескольких детей в группе дошкольников. Когда то требуется постоянное сопровождение ребенка, иногда - только время от времени, на определённых занятиях. Всё зависит от тяжести дефекта дошкольника.Тьютор помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к человеку с ограниченными возможностями здоровья, чем и как можно им помогать. Кроме того тьютор оговаривает занятия со своим подопечным, со специалистами группы сопровождения – логопедом, психологом, дефектологом, инструктором ЛФК. В своей работе специалист ставит определенные цели и задачи.Целью деятельности тьютора является успешное включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить множество задач. Основными из них являются следующие.Во-первых, создать комфортные условия для нахождения в группе: особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка с ОВЗ.Во-вторых, включить в работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.В-третьих, социализировать ребёнка, включить его в среду сверстников, в жизнь группы, формировать положительные межличностных отношений в коллективе.При этом следует подчеркнуть, что тьютор играет определённую, важную роль во всех сферах социальной жизни ребёнка. Выделим основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом.В отношениях «тьютор и подопечный» специалист играет следующую роль. Он формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой. А также следит за эмоциональным состоянием ребенка, при необходимости помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет; следит за физическим состоянием ребенка, помогает при необходимости решить возникшие трудности, связанные с моторными нарушениями; координирует общую деятельность ребёнка.В отношениях тьютор и воспитатель группы специалист обсуждает с воспитателем цели и задачи своей работы, возможные трудности, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.В отношениях тьютор и другие дети специалист следит за тем, что происходит в детском коллективе, о чем дети говорят, во что играют, объясняет детям, как общаться с их сверстниками. Если же тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на возникшие вопросы.Во всех этих отношениях тьютор принимает обязательное участие. Когда с ребёнком работает воспитатель, тьютор привлекает внимание дошкольника к педагогу, обращается со следующими фразами: «Смотри на …., послушай…»; и т. п.Когда тьютор сам непосредственно работает с ребенком с ОВЗ, то специалист следит за организацией рабочего пространства ребёнка; соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка. Если общее задание сложно для понимания ребенка, то продолжает работу с предыдущим материалом .Когда происходит взаимодействие ребенка с ОВЗ и других детей и ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему. Роль тьютора здесь в наблюдении за контекстом общения детей в соответствующие моменты и в подключении к общению подопечного.Известно, что дети с ОВЗ проходят обучении по адаптированным образовательным программам (АОП). Здесь роль тьютора заключается в следующем. Во-первых, он помогает дошкольнику в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, а также и в преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптирует программы и учебный материал, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. Во-вторых, специалист принимает участие в организации учебного процесса, при необходимости, организует сопровождение учебного процесса другими специалистами. Обеспечивает преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. В-третьих, осуществляет взаимодействие с родителями, включает их в образовательный и воспитательный процесс по рекомендациям воспитателей и специалистов.При этом следует отметить, что вся деятельность по сопровождению «особого» ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.Если всё организовано правильно, то взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X