Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Московская Мария Александровна

Программа "Кружок речевого самовыражения"

скачать документ

Вернуться назад

Программаплатной образовательной услуги «Кружок речевого самовыражения»на 2018-2019 учебный годУчитель - логопед: Московская М.А.Содержание1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………31.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………31.3. Содержание программы ………………………………………………………………..…5Планируемые результаты освоения программы…………..…....…..…....…..…....……..82. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:2.1.Условия реализации программы …………………………………………………………92.2. Формы отчетности, образовательных результатов……………………………………..122.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ………………122.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………...132.5. Методические материалы ………………………………………………………………132.6. Список литературы ……………………………………………………………………...161. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:1.1. Пояснительная запискаПрограмма дополнительных логопедических услуг предназначена для организации коррекции фонетических речевых расстройств у детей 4-6 лет, имеющих дислалию или стёртую форму дизартрии, посещающих группы ДО №3 ГБОУ Школа № 1726.Направленность программы: социально – педагогическая.Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно–логопедическая помощь приводит к школьной дизадаптации , расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации.Поэтому по запросу родителей или воспитателей детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях с узким специалистом по исправлению фонетических дефектов речи, проводится диагностика речевых возможностей детей и набираются группы для индивидуальных занятий с целью компенсировать имеющиеся у детей дефекты речи.Характеристика контингента детей, посещающих платную образовательную услугу :Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.Речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно, так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и нарушения формирования звуков. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий исправления звукопроизношения.Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией темп речи был убыстренным. У детей с легкой формой дизартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза - короткая, голос - у некоторых тихий, речь быстрая, неотчетливая. Характерным признаком как для детей с функциональной дислалией, так и с легкой формой дизартрии является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. У детей с легкой формой дизартрии отмечается расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносятся чище, правильнее, в речевом потоке - неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносятся и гласные звуки, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве случаев снижен. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия. При легких формах дизартрий неврологическая симптоматика в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушение со стороны вегетативной нервной системы особенно отмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональной дислалии.Программа рассчитана на детей 4-6 лет. В зависимости от сложности фонетического нарушения у ребенка программа может быть рассчитана на один год (60 – 65 занятий).Одной из форм непосредственно-образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения проводятся для каждого ребенка 2 раза в неделю с учителем – логопедом. Каждое занятие включает в себя следующие элементы:1. Разучивание нового артикуляционного упражнения2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и др.).3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.Режим занятий с 01.10.2018 по 31.05.2019 года. (платная образовательная услугу «Кружок речевого самовыражения»)Понедельник 15.10-18.30Четверг 15.10-18.30.2. Цель и задачи программыЦель программы: скорегировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым параметрам нормативно развивающегося ребенка дошкольника.Задачи программы:Выявлять детей, нуждающихся в коррекции неосложнённых речевых дефектов.Проводить коррекционно-логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи детей.Оценивать результаты работы с детьми и определять уровень развития речи детей.Помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координации усилий педагогов и родителей.1.3. Содержание программыПрограмма предусматривает: 1.Логопедическое обследование детей, определение речевых расстройств.2.Оказание логопедической помощи детям от 4 до 6 лет (индивидуальные занятия )а) коррекция недостатков звукопроизношенияб) развитие фонематического слуха.3.Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых недостатков детей.Содержание программы опирается на следующие принципы:1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей .Предполагается 37 рабочих недель и ориентировочно 67 занятий. В зависимости от сложности речевого нарушения возможно, как продлить коррекционную работу на срок до 2 лет, так и сократить в течении 1 года коррекции речевого развития на срок до 5 - 8 месяцев если речевой дефект удалось исправить быстрее запланированного.Основное содержание коррекционной работы по периодам обучения в рамках платной образовательной услуги «Кружок речевого самовыражения» в группе 1 года обучения.Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)ЗвукопроизношениеФонематическое восприятиеВыработка дифференцированных движений   органов артикуляционного аппарата.Развитие речевого дыхания. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей)Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.Дифференциация речевых и неречевых звуков.Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу.Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.Постановка отсутствующих звуков.Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечениемдвух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук.Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация произношения вновь поставленных звуков в различных звукокомплексах: в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах;Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы:Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них фонетических дефектов речи. В этом случае проводится диагностическое обследование состояния речи с заполнением речевой карты.Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:2.1. Условия реализации программы.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;- возможность самовыражения детей.В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:логопедическое обследование;проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;консультирование педагогов и родителей;ведение документации.В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:Для проведения логопедического обследования:1.Обследование звукопроизношения;2. Обследование состояния словарного запаса;3. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;4. Обследование слоговой структуры слова;5. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;6. Картинки и текстыДля формирования правильного звукопроизношения:1.Артикуляционные упражнения (карточки);2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;3. Пособия для работы над речевым дыханием;4. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;2. Предметные картинки на дифференциацию звуков;3. Тексты на дифференциацию звуков.Центр речевого развития в кабинете логопеда1. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)3. Материал для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).4. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителя- логопеда1. Плоскостные изображения предметов и объектов.2. Разрезные картинки и пазлы.3. Игрушки-шнуровки.4. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.5. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания.Оснащение кабинета№ п/пНаименованиеКоличество1Рабочий стол12Парты13Стул взрослый14Стеллаж для пособий15Стульчики детские26Зеркало настенное1Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.2.2. Формы отчетности образовательных результатов:Речевые карты с результатами обследования детей.Журнал посещаемости .Учет содержания индивидуальных занятий .Индивидуальные тетради логопедических занятий с детьми.2.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:Демонстрацией образовательных результатов является фонетически чистая речь детей, посещавших платную образовательную услугу «Кружок речевого самовыражения» как в ходе непосредственно организованной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной речи детей в различных режимных моментах.2.4.  Оценочные материалы:В конце этапа обучения учитель – логопед заполняет «Итоговую речевую карту» и указывает уровень улучшения фонетических возможностей речи каждого ребенка. 2.5. Методические материалы:Содержательной и концептуальной основой планирования программы стала:Программа составлена с использованием современных методик и технологий коррекционно-развивающего обучения на основе программ: Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.Коррекционно-логопедическая работа по данной программе осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учётом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе структуры речевого дефекта по результатам диагностики речи. В качестве основных методов первичного обследования детей используются индивидуальные или фронтальные беседы с детьми, специальные задания диагностического характера, наблюдение поведения и общения детей на занятиях и в свободной деятельности, изучение медико-педагогической документации, беседы с педагогами ДОУ, родителями.Обобщение данных, полученных в ходе обследования речи ребенка, позволяет сделать объективное логопедическое заключение о состоянии речи и наметить программу коррекционной работы с каждым из них.Содержание коррекционной работы на занятиях:Общая и специальная артикуляционная гимнастикаУпражнения развитие речевого дыхания Упражнения на развитие общей и мелкой моторикиИгры на развитие фонематического восприятияИгры на развитие зрительного и слухового вниманияОписание основных методов, приемов, форм работы с детьмиРазвитие просодической стороны речиПродолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.Технология коррекции звукопроизношенияСистема коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-ᴨедагогического подхода. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушением речи. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения. (Г.А. Каше)1. Подготовительный этапЦель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.Содержание:1) Формирование точных движений органов артикуляции:а) с помощью логопедического массажа;б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.2) Формирование направленной воздушной струи.3) Развитие мелкой моторики:а) с помощью пальчиковой гимнастики;б) с помощью массажа рук;в) с помощью самомассажа пальцев рук;г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).4) Развитие фонематических процессов.5) Отработка опорных звуков.2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыковПостановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.Содержание:1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.2) Создание артикуляционной базы данного звука.3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.4) Отработка произнесения изолированного звука.Автоматизация звука.Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.Дифференциация звука.Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.Логопедические занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.Технология формирования фонематического восприятия. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность узнавать и различать звуки речи на фоне слова, выделять их последовательно чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Список литературыБочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X