Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Ханхасаева Ольга Семёновна

Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья

скачать документ

Вернуться назад

Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровьяЦелью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от создания комфортных условий пребывания ребенка в школе, где значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Актуальность этой проблемы современной школы подтверждается данными о состоянии нервно-психического состояния детей.Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологическом портрете детей школьного возраста. Повышенная чувствительность учащихся к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствие методик и технологий обучения создает идеальные условия для развития не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. Однако, результаты психологических исследований показывают, что более половины учителей испытывают в течение недели негативные состояния, связанные с коммуникативной перегрузкой и общением.У педагогов наблюдается психологический дискомфорт, стрессы, заболевания нервной системы. Так как общение – это основная составляющая труда учителей, то в процессе общения люди оказывают друг на друга более или менее сильное влияние. Педагогический процесс считается двусторонним, но его успех определяется не только характером взаимодействия учителей и учащихся. Результат зависит от формирования определенных педагогических отношений между учителями в педагогическом коллективе, учителями и родителями, учителями и администрацией школы. Характер педагогической деятельности требует проявления социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию.Оказывается, что значительная часть педагогов страдает соматическими и нервно-психическими болезнями, которые зачастую и являются следствием коммуникативных способностей и навыков саморегуляции. Всевозможные проблемы делового общения вызывают у педагогов коммуникативный стресс. В условиях деятельности, связанной с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого поиска решений, повышенной ответственностью за выполняемую работу развивается профессиональный или «психологический стресс». В настоящее время наблюдается рост числа заболеваний, вызванных стрессом. Особенно увеличилось число людей, страдающих различными формами неврозов. У представителей педагогической профессии невроз сопровождается повышенной раздражительностью, утомляемостью, подавленным настроением, физическ им истощением. Данный вид стресса основывается на недостаточной сформированности коммуникативной компетентности педагогов. На это и обращаю внимание при планировании работы с педагогическими кадрами.Бабушкин Г.Д. дает следующее определение: «Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности, психические состояния и проявляющаяся в общении с людьми». Компетентность включает в себя не только способности. Она подразумевает также и внутреннюю мотивацию. Рассматривая коммуникативную компетентность как свойство личности можно обнаружить, что уровень коммуникативных способностей у всех разный. Развивая коммуникативные умения, можно влиять на уровень коммуникативной компетентности, и опосредованно – на состояние здоровья. Изменение поведения учителя возможно лишь при осознании им необходимости преобразований в мотивационных, когнитивных, аффективных и поведенческих структурах собственной личности.С целью содействия развитию ППК учителей, стимулирования процесса профессионально-личностного самосовершенствования мною разработана модифицированная программа «Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие».Задачами программы являются:формирование у учителей представления о психолого-педагогической компетентности и ее личностно-деятельностных компонентах;осознание учителями необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с учащимися: рефлексивности, гибкости, общительности, способности к сотрудничеству;ознакомление учителей со способами диагностики отдельных компонентов собственной психолого-педагогической компетентности и определение уровня их сформированности;формирование у учителей представления о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечения овладения некоторыми из них.Используемая программа включает следующие этапы:этап – диагностика коммуникативной компетентности (ГОКК). В основе методики положены ПЗЛК (рефлексивность, эмпатичность, гибкость, способность к сотрудничеству, общительности и эмоциональной привлекательности). Они объединяют в себе ключевые позиции педагога: влияния, организации и передачи информации.этап – индивидуальная коррекционно-развивающая работа. По итогам математических расчетов выявляется группа учителей, в личностных особенностях которых преобладает неадекватное восприятие себя в процессе профессиональной деятельности, а в поведении используются непродуктивные способы педагогического взаимодействия. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ориентирована, прежде всего, на них. С учетом индивидуальных особенностей педагога и выявленного уровня ППК составляются научно-методические рекомендации. В зависимости от завершенности беседы или степени сложности выявленных проблем договариваюсь с учителем о самонаблюдении и обсуждении его результатов на следующей к онсультации.Еще один вариант индивидуальной работы заключается в сотрудничестве двух педагогов: посещая уроки друг друга и наблюдая за коллегой в иных ситуациях, они делятся своими мыслями о проявлении ПЗЛК на парной консультации у психолога.этап – тренинговые занятия по развитию ПЗЛК и коммуникативной компетентности.Важный принцип программы – добровольно-обязательное участие педагогов. Программа характеризуется личностно ориентированной направленностью, личностно-развивающим подходом, связью программы с практикой школьной жизни, сочетанием традиционных форм работы с учителями и активных методов их обучения.этап – анализ результативности программы. Применение тренинга позволяет достичь цели – содействовать развитию личности педагога, его духовному росту.Об этом говорят результативность работы:самооценка учителя стала более адекватной;члены группы отмечали, что «стали более свободно и уверенно себя чувствовать, овладели навыками прогнозирования ситуации, развили в себе творческие способности;научились анализировать педагогические ситуации более глубоко, многопланово, возросло количество решений, большую убедительность приобрела аргументация, усилилась интеграция знаний по педагогике и психологии, обогатился личностный психологический) опыт;овладели навыками и приемами саморегуляции и релаксации, умению конструктивно вести себя в конфликтной ситуации, предупреждать конфликты в педагогической среде;возросло чувство психологического комфорта и безопасности в повседневной жизни;многие участники заявили, что у них изменилось отношение к себе, к своим профессиональным проблемам в более широком, культурном контексте.Полученные положительные результаты профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов, несомненно, отражаются на психологическом климате в педагогическом коллективе и собственном здоровье педагогов.Автор материала педагог-психолог МОУ Ново-Николаевская СОШ,с.Ново-Николаевск, Эхирит-Булагатского района Иркутской области:Ханхасаева Ольга Семёновна

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X