Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Фионина Татьяна Геннадьевна

Классификация игр и их влияние на развитие личности ребенка

скачать документ

Вернуться назад

«Классификация детских игр и их влияние на развитие личности ребенка»Рассмотрение этапов (стадий) развития детской игры с неизбежностью подводит к проблеме поиска непротиворечивой и удобной в пользовании классификации детских игр. Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на различные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или на чисто внешние признаки, например, возраст игроков, их количество, наличие или отсутствие игрового материала, место проведения, степень педагогического управления процессом и т. д. Каждый из подходов в той или иной мере имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры. Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на:«физические игры, развивающие силу и ловкость; игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение; умственные игры, требующие обдумывания и суждения» .Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, выделял шесть групп:1) подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых – упражнение членов, развитие и укрепление мускулов;2) игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние;3) игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений;4) эмоциональные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности;5) артистические игры – это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей;6) игры, направленные на упражнение воли. В. Штерн делит игры на две группы: одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребенок учится владеть собственным телом и властвовать над вещами, а также разыгрывает роли, которые позволяют ему уточнить представления о собственном «Я» и его возможных превращениях. Первыми соучастниками социальных игр выступают взрослые, но чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интерес к сверстникам. С. Л. Новоселова выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой.Она включает в первый класс игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые, возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса. Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры. Достоинством представленной классификации является с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой – возможность проследить, как на протяжении раннего дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность к игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуя одновременно, разные виды игр. Можно видеть, что определенные игры характерны и для определенного возраста детей. В прошлом и в настоящем игра существует и как самостоятельный вид человеческой деятельности, и как органичная составляющая других видов деятельности (например, учения, искусства, спорта и др.). В стадии активного формирования находится специфическая научная теория игр – игрология, которая складывается как сфера осмысления феномена игры в форме междисциплинарного научного исследования. Любая игра как объект научного изучения независимо от того, в каком виде или форме она представлена, обладает собственным хронотипом или пространственно-временной организацией – иллюзорной стеной, которая ее замыкает в своих рамках и на себе самой. Вместе с тем имеет право на существование и вполне целостная модель «Пространство – время игры», что позволяет, с одной стороны, представить все многообразие существующих видов игры и осмыслить ее многочисленные дефиниции, а с другой, - определить точку (поле) существования отдельно взятой игры по отношению к другим с учетом присущих ей пространственных и временных границ. Так, игры детей раннего, дошкольного и отчасти младшего школьного возраста тесно смыкаются друг с другом и располагаются в этой модели весьма концентрировано, создавая ее условное ядро и образуя тем самым I уровень – микроуровень. На этом уровне она локализована в границах семьи, дошкольного учреждения, начальной школы и не выходит за их рамки; ее пространственно-временные границы подчас совсем стираются: одна игра плавно и незаметно перетекает в другую, Составляя главное содержание детской жизни и поле формирования необходимых психических новообразований («эпоха игры», по Л. С. Выготскому) .II уровень – мезоуровень – составляет большинство игр младших, а также средних и старших школьников. По времени они локализованы уже более точечно и не длятся постоянно, а приобретают статус дополняющей деятельности. Одновременно происходит расширение пространственных границ игр, их выход из стен общеобразовательных учреждений и распространение в системе дополнительного образования, неформальных детских организаций и объединений и т. п.На III уровне – макроуровне – игра завоевывает себе еще более четко очерченные пространственно-временные границы в жизни взрослых: труд, работа составляют преобладающую часть их жизни, но в этой жизни находится вполне определенные время и место для той или иной конкретной игры. Игры макроуровня, таким образом, еще более отдалены друг от друга, еще более адресны и локальны, чем игры предыдущего уровня. В то же время само игровое пространство расширяется: оно выходит за границы городов, народов, стран, целых континентов (например, игровые лотереи, Международные Олимпийские игры и т. д.).Тенденция широкого распространения игр в современном мире, в его повседневной жизни не только чрезвычайно устойчива, но и явно стремится к усилению. Видоизменяясь в той или иной степени, игра и игровая деятельность начинают занимать важное место в жизни общества. Но вместе с тем серьезное беспокойство со стороны исследователей вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «уточнении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие прежде всего тех игр, которые имеют тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа (С. А. Шмаков, 1994, и др.) За последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Совершенно очевидно, что дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Основной причиной является, по мнению педагогов и родителей, недостаток времени на игру.Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство (Е. О. Смирнова, 2002). Игнорирование игры в угоду «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес.Достаточно далек от своего полного и оптимального решения и вопрос о новом, специфическом виде игр, который уверенно занимает все большее место в жизни детей. Это компьютерные игры, которые помимо несомненных достоинств, обладают и набором недостатков. Установлено, что побочными эффектами видеоигр являются чрезмерная вовлеченность в игровую ситуацию и уход от действительности; замена тепла и очарования живого человеческого общения его обедненным сурогатом – «виртуальным» общением; нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста; повышенный уровень тревожности в отсутствие возможности реализовать игровое пристрастие (А. Н. Моховиков, 2002). Над разрешением этой проблемы уже сейчас следует работать взрослым - разработчикам компьютерных игр, психологам, родителям, педагогам. Таким образом, даже краткий анализ детской игры и связанных с нею проблем вводит нас во внутренний мир ребенка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, и вместе с тем убеждают, что игра – это неотъемлемая естественная потребность человеческой природы, уникальное явление социальной жизни. Согласно «Декларации прав ребенка на игру» (1997 г.), игра – это сама детская жизнь, которая инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна, связана с исследованием, общением и выражением себя, сочетает действие и мысли, приносит удовлетворение и ощущение успеха. Но, к сожалению, детская игра нередко вновь и вновь вынуждена доказывать миру взрослых свое право на существование.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X