Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Белова Ольга Викторовна

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс.

скачать документ

Вернуться назад

Технологическая карта урока по теме: «Разбор имени существительного по составу». 3 «г» класс.Урок проводит: учитель начальных классов Белова Ольга ВикторовнаТема:«Разбор имени существительного по составу».Цель:Повторение, обобщение и закрепление знаний о составе слова, родственных словах и формах слова; о порядке разбора слов по составу; формирование умения разбора по составу имён существительных. Задачи:предметные: повторить состав слова; расширить знания обучающихся о родственных словах; учить пользоваться разными видами словарей; формировать умение видеть красоту в простом, создать условия для успешного закрепления изученного материала.метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; развитие памяти, внимания, орфографической зоркости, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии;воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы; воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма и индивидуальности, взаимопомощи.здоровьесберегающие: профилактика утомления учащихся.Планируемый результат:Познавательные умения:— объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение.Регулятивные умения:— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.Коммуникативные умения:— формулировать понятные высказывания, используя термины.Предметные умения:- Знать и уметь применять общее правило написания корней родственных слов. - Уметь разбирать слова по составу.- Уметь находить в тексте родственные слова.- Уметь решать проблемные ситуации.Основные понятияПонятия: состав слова; родственные слова; части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.Ресурсы:Учебник « Русский язык» 3класс, 2 часть. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Тема: «Разбор имени существительного по составу».Методическое пособие, рабочая тетрадь;компьютер, проектор, презентация;карточки-задания № 1, № 2 (разноуровневые: базовый и повышенный уровни);оценочная таблица;сигнальные карточки красного и зелёного цвета; смайлики.Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.Этапы урокаДеятельность ученикаДеятельность учителяОбучающие и развивающие задания каждого этапаI. Организацион-ный моментЦель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока.Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.Мы с вами будем работать под девизом«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Покажем, как мы учимся.Чтоб многое успеть,Чтоб многое узнать, Скорее урок Нам нужно начинать.Проверим готовность к уроку.Личностные УУДII. Актуализация опорных знаний.Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.Работать с инфор-мацией, участвовать в обсуждении проб-лемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова, создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся в обсуждение проб-лемных вопросов.Послушайте загадку и узнайте, со словами какой части речи мы будем работать в словарной работе?Все что существует, оно обозначает, На вопросы Кто? и Что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честный народ.Оно всегда имеет и число, и род Эпиграф к уроку «Способность видеть чудесное в обыкновенном-несомненный признак мудрости» Ральф Уолдо Эмерсон.(Амер. поэт и философ) - Сегодня мы с вами в обыкновенных словах постараемся увидеть что-то чудесное и необыкновенное.Запишем дату в тетрадь.Чистописание. -Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосоче-тания, которые являются определёнными частями слова.-окончание в слове вьюги-окончание в слове зимний-суффикс в слове снеговик-суффикс в слове льдина-суффикс в слове пушистый-корень в слове играть-приставка в слове измениться (и, ий, ик, ин, ист, игр, из)Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.Словарная работа.На доске слова в 3 столбика. Вставить пропущенные буквы. дев-чкам-розвес-лот-тра-ьк-р-ндашуч-никх-р-шор-бинасах-рт-традочкал-патам-г-зинм-две-ьс-ницап-годап-мидорд-журныйс-погик-нькик-токин-йт-традис-бакав-ронаКакой ряд быстрее и правильнее справится. ( По сигналу учителя ребята цепочкой подходят к доске, вставляют пропущенные буквы.)- В этих столбиках есть однокоренные слова. Найдите их. - Какие слова мы называем однокоренными? Какие слова не являются однокоренными? Почему? - Запишем в тетрадь однокоренные слова. Разберём по составу. Познавательные УУДIII. Создание проблемной ситуации. .- Назовите значок, обозначающий часть слова и дайте определение.Свободные высказывания детей.Обозначение проблемной ситуации. - Послушайте сказку «Родственница». - Вы кто такие?-Мы гусята. У нас есть папа гусь и мама гусыня. А ты кто?- А я ваша родственница – гусеница.- Права ли гусеница?- Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)- Найдите в данной записи тему нашего урока. ВЗБРТКРАЗБОРПРЕОНВЯИМЕНИЧКВАТИРООНКТЬДРЛСУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОТРНЕРОЛДХЗ - Тема нашего урока: Разбор имени существительного по составу.IV.Разрешение проблемной ситуации в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации(конструктивные)Цель: закреплять знания о родственных словах и корне слова;-развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).Оценивать правильность выполнения заданий.Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.Организовать работу в парах; обеспечитьконтроль за выполне-нием задания.--Следующее задание: искристый, земля, лежит, снежок, на-Является ли эта запись предложением? - Составьте предложение.На земле лежит искристый снежок.- Что выражает предложение? Как связаны слова в предложении?- Какое это предложение по цели высказывания?(Повество-вательное).- А какое оно по интонации? (Невосклицательное).- Какая часть слова помогла нам составить предложение? Какую часть слова нам пришлось изменить? (Окончание, т.к. окончание служит для связи слов в предложении).- А теперь САМОСТОЯТЕЛЬНО запишем это предложение. - Выделите в словах окончания, подчеркните все изученные орфограммы.- Найдём в предложении все имена существительные и разберём их по составу.- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу. А один человек будет комментировать проверку вслух.Познавательные УУДРегулятивные УУДV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала.Участвовать впрактической работе по подбору родственных слов.Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах).Оценивать правильность выполнения заданий.Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.Организовать работу в группахобеспечитьконтрольза выполнением задания.Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросовДети следят глазками за снежинкой, кото-рая летает по небу.Работа в группах.Каждая группа выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан коренькарточка - корень " зим";карточка - корень "лёд";карточка - корень "мороз";группа - корень "снег";группа – корень "холод";группа - корень "ветер".Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)Подберите и запишите однокоренные слова разных частей речи с данным корнем.Назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (окончание может быть нулевым). Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки (приставочный).Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи суффикса (суффиксальный).Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно. (приставочно-суффиксальный).А у кого получились сложные слова?(сложением)Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.ИТОГ. Существует 4 способа образования существительных: 1)приставочный2)суффиксальный3)приставочно –суффиксальный4) сложениеПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникативные УУДФизминутка для глаз.VI.Творческое применение знаний (проблемные задания)Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала.Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов в предложении.Оценивать правильность выполнения заданий.- Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).- Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работе известного художника. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».- Что можно сказать об этой работе художника? - Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.- Художник для описания использует краски. А вот писатель и поэт при помощи слов описывает зиму.- Давайте прочитаем стихотворение«Снежная сказка» Сергея Погореловского Проплясали по снегамСнежные метели, Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. А в завьюженных лесах -Снежные палаты, На сверкающих кустах -Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегограде, Впишут синюю строку В снежные тетради. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный, Чем не сказка, белый свет - Снежный, снежный, снежный.- Как поэт описывает зиму? Какая она у него?Работа в парах.- Выпишите однокоренные слова. Какие слова являются формами одного и того же слова?- Какие корни выделили в каждом слове? Подчеркните чередующиеся согласные в корне.(Ключ на слайде) Взаимопроверка.Коммуникативные УУДПознавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУДVII. Динамическая пауза. Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм,мотивировать к изучению темы. Задание: если слово будет состоять только из корня –присесть, если в слове есть другие части слова - встать.Мороз, снеговик, лёд, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, глаз, заморозки, нос.VIII. Практическое применение знаний.Цель: оценивать свои знания при выборе заданий базового и повышенного уровня.Применять знания при выполнении самостоятельной работы.IX. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке; соотнести полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности;- оценивать результат учебной деятельности.X. Домашнее задание.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (базовый уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится 5минут.- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.Карточка№2 (базовый уровень)1. Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке:Честный, честь, чесночный, чествовать.Седло, седловина, седина, оседлать.Смешной, смешать, смех, смешить.2.Опредете слова с приставкой «по- и выделите из знаком (+).поездкаполевойповеритьпотемнетьполезныйКарточка№2 (Повышенный уровень)3. Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+):крылышконагрузкапереходпоходка4. Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме и подчеркните их.Грибник, хохотушка, засветит, весельчак, тетрадка, комариный, сохранишь, подорожник, зорька.Дополнительное задание (базовый уровень)1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква «о» является приставкой. осинаосмотретьоврагослабитьолень2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.Речушка, побелить, высокая, ручной.___________________Дополнительное задание (повышенный уровень)1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв «до» является частью корня? достиратьдождидошкольникдорогадоктор2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.Тот, кто любит мечтать - Участок, где растёт виноград - Стебелёк соломы - - Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.Ключи:№ задания*********1.ЧесночныйСединаСмешатьНагрузкаПоходка2.ПоездкаПоверитьПотемнетьХохотушкаТетрадкаКомариныйЗорькаДополнительныезаданияОсмотретьОслабитьДождиДорогаДокторПобелитьРучнойМечтатель ВиноградникСоломинкаПроверка: самоконтроль- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!Подходит к концу наш урок. Есть такие фразеологизмы : «Зри в корень», «Смотри в корень»- Когда так говорят? ( Когда о чём-то важном, просят выделить самое основное»)- Давайте выделим самое главное из нашего урока:Закончите предложения:1. Мне важно знать части слова и уметь разбирать слова по составу для того… (Чтобы правильно писать слова)2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно…… Приклейте смайлик в нужный столбик общей таблицы:Я полностью и самостоятельно выполнял все заданияЯ выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителяЯ не смог выпол--нить все задания так, как мне хо-телось.Мне надо еще поучиться…А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.1.Слово состоит из 4 частей.2.Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла(мен).3.Приставка, как в слове переход.4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к).5.Окончание – первая буква алфавита (-а).Ответ: ПЕРЕМЕНКАИ у вас –переменка. Урок окончен. Отдыхайте!!!Личностные УУДКоммуникативные УУД

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X