Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Ванжа Ирина Николаенвна

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаВ воспитании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия главным образом происходит в сюжетно-ролевых играх дошкольников.Старший дошкольный возраст – один из значимых и важных отрезков жизни ребенка. Это связано с тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Из этого противоречия рождается и развивается сюжетно - ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.Анализируя различные источники литературы, мы выделили одни из основных по содержанию определений понятия «сюжетно – ролевая игра».Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. д. Сюжетно – ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.        С. Л. Рубинштейн отметил, что сюжетно – ролевая игра это наиболее спонтанное проявление ребенка, которое строиться на взаимодействии его со взрослыми и сверстниками.Характерной чертой сюжетно – ролевой игры является увлеченность детей, эмоциональность, насыщенность, самостоятельность, активность и творчество.Таким образом, можно отметить, что сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.Рассмотрим особенности развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.Наиболее значимой особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что здесь углубляется интерес к труду взрослых, их результатам, а также возникновение чувства восхищения поступками людей, желание подражать им.Сюжетно – ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характерны игры с героическим сюжетом.Отметим, что детям старшего дошкольного возраста свойственно играть свою роль с большей выдумкой, изобразительностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например, создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового).  В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.Необходимо также отметить, что продолжительность сюжетно – ролевых игр увеличивается. В длительной игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалοʙ. Длительная сюжетно-ролевая игра влияет на развитие мышления ребенка. Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он исследует все: узнает свойства и качества предметов, способы действия с ними.Таким образом, сюжетно-ролевые игры могут применяться в качестве ведущего педагогического средства и способствовать эффективности процесса воспитания и развития старших дошкольников.Успешность практической деятельности, взаимодействия детей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимают сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах поведения в обществе, взаимоотношений между людьми. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.В сюжетно-ролевой игре существуют реальные и игровые взаимоотношения. Именно реальные взаимоотношения, по мнению А.П. Усовой, С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. Осуществляется активная ориентировка в этих нормах, познание и в определенной мере осознание нравственных оснований межчеловеческих отношений.Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети учатся устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Когда игра зарождается и разворачивается, между детьми возникают реальные взаимоотношения по поводу замысла, хода игры: дети обсуждают содержание, роли, подбирают игровой материал, они тем самым учатся учитывать интересы других, уступать, вносить свой вклад в общее дело. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, диктует, что можно, а чего нельзя делать.По ходу становления сюжетно–ролевой игры у детей 5-6 лет развивается мотивация общения. В процессе усложнения игры увеличивается состав ее участников, значительно возрастает и продолжительность существοʙания игровых объединений.Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.А. П. Усова отмечала, что такая группа может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересам детей друг к другу. Может быть, и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который устраивает большинство детей. Так же возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности общения с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Такие игрοʙые группы, отмечает А.П. Усοʙа, возникающие на оснοʙе личного интереса, может быть, самое интересное явление в детской жизни.В общении детей старшего дошкольного возраста, постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями. Таким образом, в сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.Рассматривая процесс воспитания толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр, необходимо отметить, что педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства воспитания этики межнационального общения старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр: -содержание игр в большей степени касается поло-ролевых, этнических отношений, принятых в обществе;-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков культуры общения, знания традиций, обычай различных народов;-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, толерантность, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в многонациональной стране.-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом  взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений.Эффективность воспитания толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:-целевым конструированием национально - ориентированного содержания сюжетно - ролевых игр, которое способствует развитию межнациональных и духовных связях разных народов, соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.-педагогическим обеспечением межнационального общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с окружающими;-созданием среды, способствующей активизации полученного опыта старших дошкольников.Воспитание у детей толерантности- это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.Для более успешного воспитания толерантности в процессе сюжетно – ролевой игре, необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с ролями и сюжетами игры.Таким образом, развитие коллективных способов толерантности благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется национальная компетентность, проявляется новое психологической образование – мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, знания о различных национальностях, культуры их быта, традиций и т. д.Особой задачей перед педагогом является не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, сформировать у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов. Педагог, в процессе своей деятельности, должен соблюдать основные принципы при воспитании этики межнационального общения. 1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении. 2. Такт в общении с людьми другой национальности. 3. Уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным. 4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек.6. Один из важнейших аспектов толерантности– языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек - это важнейший элемент культуры межнационального общения. Необходимо отметить, что закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях. Необходимо отметить, что при воспитании толерантности у старших дошкольников, педагог должен включать и другие средства воспитания:- традиции;- общение; - художественная литература; - сказки; - пословицы и поговорки; - национальные куклы; - подвижные игры, с использование национальных атрибутов; - произведения искусства и другие. В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным. Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, он считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений». По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации, где действующими лицами являются сами дети.В целях ознакомления детей с культурой разных народов, населяющих нашу страну, педагоги дошкольных учреждений в процессе организации сюжетно – ролевой игры в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого недостаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Таковым является утверждение М.И. Богомоловой, которая считает, что воспитанию толерантности способствует национальная кукла.Изготавливая национальную куклу, педагог должен учитывать следующие требования.1.    Облик должен представлять черты, свойственные представителям определенной национальности.2.     Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Национальная кукла становится средством национального, а значит и воспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера.3. Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами. В ДОО должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом: 1. Куклы, передающие характерные черты национальности.2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев. 3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности. Рассматривая перечень сюжетно – ролевых игр, влияющих на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста, мы можем предложить следующие игры: Сюжетно-ролевая игра «Мы жители планеты Земля».Цель: Расширение представлений о разных людях живущих на планете Земля. Способствует расширению и углублению представления детей о планете Земля и жизни людей на ней; формированию умение находить отличительные особенности людей живущих в разных странах и частях света; уметь видеть сходство и различие людей, воспитывать человеколюбие и толерантность к людям; воспитывать чувство гордости за свою страну, город; воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности, умению творчески развивать сюжет игры.Оборудование и материалы: политическая карта мира, глобус, иллюстрации, геометрические фигуры из цветной бумаги, альбомный лист.Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры»Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; формировать умение распределять на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; учить пользоваться предметами-заменителями, моделировать ролевой диалог.Материал к игре:Чум - шесты, ткань; кукла в национальной одежде; детские костюмы – ягушка, малица; взрослый костюм – малица; посуда; ветки, две корзинки для сбора ягод и грибов; бусины красного цвета; ткань зелёного цвета – болото; искусственные ёлки; грибы, две «удочки»; ткань синего цвета – река; рыбки-игрушки; два ведёрка; строительный материал – деревянные кирпичики, кубики; вёсла; игрушки олени; два обруча; ягель; шкуры животных; кисы.Сюжетно-ролевая игра «Богатство Югры» Цель: Формирование у детей представление о традициях народов ханты, способствовать развитию интереса к коренным народам нашего края.Материал к игре:Кукла в национальной одеждеСюжетно-ролевая игра «Как вести себя на улице Добра»Цель: Формирование у детей представление о людях разных национальностях и о терпимости к ним.Материал к игре:Картинки по педагогическим ситуациям на тему добра.Сюжетно-ролевая игра «Музей – разноцветная планета»Цель: формирование и развитие интереса и уважения к жизни, культуре и обычаям всех народов многонациональной России.Материал к игре: игрушки народов мира, национальная посуда и одежда.Подводя итог к выше изложенному, отметим, что сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которой присущи оснοʙные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно – ролевая игра является одним из главных средств воспитания толерантности у старших дошкольников. Также эффективными средствами воспитания толерантности у старших дошкольников являются: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы.Использование сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе значительно повышает эффективность усвоения детьми общественно выработанных норм и правил. Это позволяет строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, что является необходимыми составляющими полноценно развитой личности, а это – залог успешного психического здоровья человека. Список используемой литературы1.Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2009. - 8-18. 2.Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов //Мемориал. 2009. - №24. - С.61-63. 3.Байбаков, A.M. Воспитание толерантности в условиях взаимодействия малых групп / А.М. Байбаков: Дис... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 149 с.4.Новоселова, С.Л. Игра дошкольника : учебное пособие / С.Л. Новоселова. – Москва : Просвещение, 2009. – 286 с.5.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 442 с.6.Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. Яз., 2011. – 917 с.7.Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. /А.А. Реан. - СПб.:прайм - ЕВРОЗНАК, 2011. – 656 с. 8. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников /О.Б. Скрябина.- Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Кострома, 2005. – 24 с. 9.Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? / П.В. Степанов // Народное образование. 2007, № 1. – С.2810. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.11.Юлина, Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана. http://philosophy.ru/library/vopros/33.html 12.Ярская, В. Н. Современный мир и проблема толерантности / В.Н. Ярская // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2006. - № 1. – С. 65.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X