Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Мезенцева Александра Ивановна

"Создание декоративной композиции с использованием филимоновской росписи"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова»Методическая разработка "Создание декоративной композиции с использованием филимоновской росписи"Преподаватель «ДШИ им. А.С. Розанова»Мезенцева Александра Ивановна.г. Кировск 2018г.Пояснительная запискаВ данной методической разработке представлено планирование занятия "Создание декоративной композиции с использованием филимоновской росписи", которое предназначено для детей первого года обучения и рассчитано на четыре академических часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть с выполнением творческой работы. Актуальность выбранной темы: произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей, в передаче традиций из поколения в поколение. Такое занятие развивает фантазию, воображение, а также является обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков. Цель урока:Обучающая: . познакомить детей с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки. Освоить правила построения декоративной композиции, украшение силуэтов филимоновских игрушек узорами и орнаментами. Развивающая: пробудить у обучающихся интерес к национальной культуре.Раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребёнка. Расширить знания о художественных народных промыслах.Воспитательная: способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства.Формировать творческую активность учащихся. Воспитать аккуратность,внимание, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу. Задачи урока:1. Познакомить детей с особенностями филимоновского промысла;2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи;3. Научить расписывать силуэты филимоновских игрушек;4. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;5. Совершенствование техники работы гуашью и кистью;6. Научить творчески использовать полученные умения и практические навыки. 7. Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия. Форма проведения занятийЗанятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.Продолжительность урока – 40 минут. Методы обучениясловесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (демонстрация презентации, филимоновских игрушек);практический.Тип урока: комбинированный (теоретический и практический).Структура занятия:- организационный момент;- теоретическая часть (беседа о филимоновской игрушке);- практическая работа (освоение приёмов работы в материале);- итог занятия. (выставка работ учащихся). Оборудование для учителя:- филимоновские игрушки;- таблица поэтапности выполнения росписи филимоновской игрушки;- гуашь (жёлтая, зелёная, красная);- кисти (белка №2. №4); - альбом;- шаблоны филимоновских игрушек;- тканевые или бумажные салфетки.Оборудование для учащихся:- гуашь (жёлтая, зелёная,красная);- кисти (белка №2,№ 4);- белая бумага формата А4,А3;- баночка с водой;- шаблоны филимоновских игрушек;- тканевые или бумажные салфетки.Практическая значимость урокаКомпозицию можно использовать в качестве украшения интерьера и как конкурсную работу. Отражение в работе своего опытаПозволить детям как можно больше делать собственными руками, проявлять выдумку, фантазию.Ход урокаОрганизационный моментПодготовка материалов и принадлежностей для работы. Расставить и разложить в определённом порядке бумагу, кисти, баночку с водой, гуашь.Теоретическая часть. Сообщаю тему и цели урока. - Ребята, посмотрите на эти игрушки.Они вам нравятся ? Их образы помогут вам создать декоративную композицию на тему:"Праздничное гуляние". - Ребята, посмотрите на эти игрушки. Они вам нравятся ? Их образы помогут вам создать декоративную композицию на тему:"Праздничное гуляние". Но вначале я вам расскажу, где и как эта игрушка зародилась. Филимоновская игрушка родом из Тульской области, из деревни Филимоново. Это ремесло возникло ещё при царе Иване Грозном. Во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон. В честь него и названа данная роспись.Мастера делали посуду, игрушки-свистульки. Глина в тех местах очень пластичная и жирная, чёрно-белого цвета, которая после обжига становится белой. Глиняные изделия расписывали, используя только жёлтые,красные и зелёные цвета. Любой из них означает определённый смысл: красный -символ земли и огня, зелёный - возрождение жизни и молодость,жёлтый - символизирует солнце. Филимоновская игрушка в отличается своими вытянутыми формами. У всех животных длинные шеи и тонкие ноги. Это собаки, козлики, олени,петухи, лошади. Из людей основные персонажи - барыни, солдаты, всадники. У них тоже непропорционально вытянутые фигуры. Самое примечательное в филимоновской игрушке это её сила - языческая древность. Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом. Барыня - это берегиня. Медведь - это образ хозяина. Уточка - это основной символ водной среды. Олень - тепло, плодородие, защита. Конь - символ солнца, воды, плодородия. Всадник на коне - воин, защитник. Корова -благополучие и спасение. Петух -это сильнейший оберег, свет и солнце. Солнце это символ земной жизни. Треугольник изображает землю. Ёлочки - трава и деревья. А теперь мы познакомся с элементами и правилами росписи:Зигзаги и дуги -символы радуги и небесных вод, дождя, который несёт плодородие земле. Косые или волнистые линии- небесные воды, которые также дают плодородие земле. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой.Главные особенности этой росписи - жёлтые и белые полосы. Они основные, поэтому достаточно широкие, а все остальные полоски разных цветов тонкие и чередуются. Объясняю последовательность выполнения работы с помощью таблицы "Поэтапность росписи филимоновской игрушки". - Я приготовила для вас разные по форме и по сложности выполнения шаблоны силуэтов игрушек, которые можно будет использовать при построении композиции. Вы можете выбрать те, которые вам больше понравятся. При построении композиции нужно соблюдать поэтапность и правила её выполнения. Создавая композицию вы также можете придумывать и свои образы, узоры и орнаменты. Чтобы потренироваться в росписи, необходимо подготовить альбомный лист бумаги. жёлтую, зелёную и красную гуашь. Понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски чередуются с тонкими. Рисовать элементы филимоновских орнаментов кистью вы будете без предварительного рисунка. Постарайтесь аккуратно наносить знаки- символы на поверхность силуэта. Равномерно заполняйте ими фон изображения игрушки. Теперь вы можете приступать к работе.Самостоятельная работа. Вначале учащиеся выполняют орнаментальные схемы на альбомном листе. После этого работа ведётся с помощью шаблонов. Дети обводят силуэты игрушек по шаблону на листе бумаги А3, заполняют их узорами и орнаментами, используя в качестве образцов игрушки, расписанные мастерами, а также орнаментальные схемы Наносят роспись на контурный рисунок филимоновской игрушки. Затем аккуратно обрывают контур игрушки, который они расписали. Получаются отдельные элементы в виде рваной аппликации, из которых потом можно составить композицию " Праздничное гулянье", разложив их на заранее подготовленном затонированном листе бумаги. Располагая фигурки, следить за тем, чтобы дети выдерживали равновесие пятен в листе. После чего наклеить их на поверхность затонированной бумаги. Объяснить и показать детям как следует аккуратно наклеивать расписанные элементы на листе бумаги. Во время работы детей делаю целевые обходы:-контроль организации рабочего места;-контроль правильности выполнения приёмов работы;-при необходимости оказываю индивидуальную помощь;-контроль объёма и качества выполнения работы. В конце урока напомнить детям, чтобы они привели в порядок свои инструменты. Подведение итогов работы:Итогом урока является выставка детских работ в классе. Можно разложить работы на полу. Идёт обсуждение готовых работ. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Попросить детей рассказать о том, что же получилось на бумаге в результате рисования.. Спросить детей, чему мы научились. Что больше всего им понравилось в этих работах? Попросить детей рассказать,с какими трудностями они столкнулись при выполнении задания. Похвалить ребят за интересные работы.Источники eq информации (литература, интернет):1.Шевчук Л.В. " Дети и народное творчество".-М.: Просвещение,1985 г., "Юный художник"1992 г.: № № 3-4, Яковлева О." Филимоновская игрушка"2. Неменский Б.М.Программы. " Изобразительное искусство и художественный труд". 1-9 класс -М., Просвещение,2009 .3. Русские художественные промыслы. -М., Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010 .4. Клиентов А., Народные промыслы, М., 2006 г.5. Яковлева О., Филимоновская игрушка, " Юный художник",№3-4,1992 г.https://ru.wikipedia.org/wiki/Филимоновская_игрушкаhttp://fb.ru/article/166882/filimonovskaya-rospis-i-uzoryi-istoriya-filimonovskoy-igrushki Выполнение декоративной композиции. Итоговые работы учащихся.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X