Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Сизова Лариса Валентиновна

Программа по социальной адаптации «Вместе»

скачать документ

Вернуться назад

"ВМЕСТЕ"Составитель: заместитель директора по УВРМБУ «Детский дом № 105»Л.В.Сизоваг.Кемерово, 2018Пояснительная запискаВ современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфракструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что успешная социально - трудовая адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности, в социуме полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Специфические особенности нахождения ребенка в подобных образовательных заведениях, обуславливают актуальность создания специальных условий, способствующих успешной адаптации воспитанников школ-интернатов. Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые условия – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важно какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует. Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля. Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома и школ - интернатов к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:позитивное отношение к людям;способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;потребность в труде как образе жизни;способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей. Детские дома и школы – интернаты имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников. Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому. Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами. Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь. Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми. Выпускники  детских  домов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум. Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками. Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждениях  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации. Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы. Решение обозначенной проблемы мы видим в разработке и реализации программы социальной адаптации ребенка-сироты «Вместе». Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы. Решение обозначенной проблемы мы видим в разработке и реализации программы социальной адаптации ребенка-сироты «Вместе».ПАСПОРТ ПРОГРАММЫЦель программы: социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учрежденияЗадачи  программы:формирование понятия о необходимости здорового образа жизни;формирование социальной активности воспитанника;формирование профессионально – трудовой готовности воспитанников;формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.Программа рассчитана на пять лет.Целевая группа:Основная  целевая  группа –  дети – сироты и дети, оставшиеся  без  попечения родителей.            Формы  работы: ГрупповыеМетоды  работы: ТестированиеПрофдиагностикаБеседы Имитационные  игрыРеализация  программы:Программа  рассчитана  на  32 занятия  в каждом разделе,  с интервалом  1 раз в неделюПродолжительность  занятия: 40 мин.         Количество  участников: 10 – 15 человек.Этапы  программыДиагностический  этап (май – сентябрь):изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования;изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы;диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.Организационно-деятельный  этап корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных;реализация  системы занятий по  программе;Обобщающий   этап (май – сентябрь):совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы;диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы;психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом;Содержание программы представлено следующими направлениями: «Правовая социализация», «Безопасность жизни», «Моё здоровье», «Семь Я», «Дорога в будущее» Каждое направление состоит из определенной тематики, содержащий материал, как для групповых занятий, так и для практических занятий по формированию умений, навыков, способствующих успешной социальной адаптации в обществе. «Правовая социализация» Пояснительная записка к разделу «Правовая социализация» Дети, особенно подростки, до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из – за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня представило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.Правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе. Содержание программы не дублирует школьную программу по граждановедению, способствует развитию зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности. Курс занятий по правовой социализации, направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе. Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни. Правовая социализация включает в себя гражданско – правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка. Цель: подготовка воспитанников к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в частности осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав;формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей;формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения;формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры Информирование детей соответственно с их возрастными особенностями, должно осуществляться доступными средствами и методами.Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий1 – 4 классы (1 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Гражданство, политика, правоКого называют гражданином?8 часов12.Что такое законопослушание?13.Зачем нужна власть?14.Что значит слово «демократия»?15.Может ли жить человек, не имея прав?16.Что такое правонарушение?17.Как называется главный закон государства?18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьII. Конституция РФ, права гражданина, которые она провозглашаетЗачем государству герб, флаг, гимн?6 часов6 часов110.Должно ли государство защищать человека?111.Должны ли у ребенка быть свои вещи?112.Почему некоторые люди ходят в церковь?113.Может ли человек жить без газет, радио, телевидения?114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Законодательство о правах ребенкаОтличие прав ребенка от взрослого10 часов10 часов116.Дети наименее защищенная социальная группа117.Положение детей в России118.Декларация прав ребенка119.Основные положения Конвенции о правах ребенка120.Право на жизнь, на собственность, права детей – сирот121.Правосудие в отношении несовершеннолетних122.Зачем права детей надо защищать?123.Можно ли нарушать дисциплину и порядок?124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьIV. Гражданин. Политика. ПравоДля чего человеку работа?8 часов8 часов126.Почему человеку необходимо отдыхать?127.В чем отличие понятий «человек и гражданин»?128.Кого мы уважаем как гражданина? 129.Что такое гражданство? 130.Зачем детям нужны клубы, секции, кружки? 131.Обобщающее занятие по правовым терминам 132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаОжидаемые результаты(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Правовая социализация») знать понятия: - гражданин, - государство, власть, - права и обязанности, правонарушения, - основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенкаУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий5 – 7 классы (2 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Право и мораль. Право и законЧто такое право?8 часов12.Что такое закон?13.Что такое мораль?14.Всегда ли законопослушный человек и гражданин является носителем высоких моральных качеств?15.Возможна ли жизнь общества без власти?16.Как устроена государственная власть?17.Какую роль в жизни общества играет политика?18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьII. Правовое государство. Конституционное право.Чем представляет собой правовое государство?6 часов110.В чем отличие правового государства от неправового?111.Кто в нашей стране является главой государства?112.Кто избирает президента России? 113.Можно ли критиковать президента?114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Конституция РФ о правах экономических, социальных, культурныхВсегда ли обеспечивается право человека?10 часов10 часов116.Необходима ли смертная казнь?117.Какие права относятся к политическим?118.Для чего люди участвуют в различного рода партиях, движениях, организациях и т.д.?19.Нужны ли детям свои организации и для чего?120.Что понимается под социальными правами человека?121.Есть ли у нас в стране проблемы с осуществлением права на труд?122.Кто и какие организации помогут человеку, потерявшему работу?123.Право на жилье и возможность иметь жилье – одно и то же ли это124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьIV. Гражданин. Политика. ПравоПочему у многих людей возникла проблема сохранения и укрепления здоровья?8 часов8 часов126.Одинаковы ли у всех возможности получения образования?127.Что такое социальное обеспечение?128.Почему многие, достигнувшие пенсионного возраста не спешат оставлять работу? 129.Хорошо ли это для общества? 130.Положение детей в России 131.Необходимость защиты детства 132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаОжидаемые результаты(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Правовая социализация»)Знать понятия: - человек, гражданство, право, закон, мораль; - государственная власть, правовое государство, символика; - основные положения Конституции о правах ребенка, ФЗ о социальной защите; - права и обязанности, правонарушенияУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий8 класс (3 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Административное правоПрироду охраняет закон8 часов12.Причины, ведущие к преступлению13.Поступок и проступок. Ответственность за проступок14.От проступка до преступления один шаг15.Правонарушение и наказание16.Наказание за мелкое преступление17.В чем отличие понятий «человек и гражданин»18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьII. Правовое государство. Конституционное право.Что такое право?6 часов6 часов110.Что такое закон?111.Что такое мораль?112.Можно ли обойтись без власти? 113.Какие ветви власти существуют?114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Государство, демократия, права человека и гражданина, Конституция РФЧто такое государство?10 часов10 часов116.Какие формы государственного правления вам известны?117.Что такое демократия?118.Правит ли народ в демократическом государстве?19.Как можно сформулировать понятия «права человека»?120.Гражданские права121.Основные гражданские права122.Политические права123.Равны ли в правах верующие и неверующие, а так же люди, исповедующие разные религии?124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьIV. Гражданин. Политика. ПравоМожно ли жить без осуществления прав человека8 часов8 часов126.Право на труд, Есть ли у нас безработица в стране?127.Имеет ли у нас человек право на отдых?128.Имеет ли ребенок свои права? 129.Может ли ребенок во имя исполнения своих прав нарушать права других, как детей, так и взрослых? 130.Всегда ли вы, отстаивая свои права, мнения, уважаете достоинство других? 131.Необходима ли дисциплина в детском коллективе? 132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаОжидаемые результаты(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Правовая социализация»)Знать понятия: - человек, гражданство, право, закон, мораль; - государственная власть, правовое государство, символика; - основные положения Конституции о правах ребенка, ФЗ о социальной защите; - права и обязанности, правонарушенияУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий9 класс (4 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Система правоохранительных органовСтруктурные системы правоохранительных органов?8 часов12.В чем состоит задача полиции?13.Что такое правопорядок?14.Что такое суд? Какие дела он рассматривает?15.Для чего в суде народные заседатели?16.Может ли подозреваемый быть назван преступником до вынесения приговора суда?17.В чем главная задача прокуратуры?18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьII. Законодательство о правах ребенкаДекларация прав ребенка6 часов6 часов110.Основные положения Конвенции о правах ребенка111.Правосудие в отношении несовершеннолетних112.Понятие «права человека» 113.Обязано ли государство защищать права человека114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Уголовное правоНаказание и его цели10 часов10 часов116.Основные положения УК для несовершеннолетних117.Юридическая ответственность118.Уголовная ответственность19.Преступление против государственной и личности собственности граждан120.Ответственность за преступление в сфере экономики (Мошенничество, взяточничество)121.Преступление – наиболее опасное правонарушение122.Преступление против здоровья и жизни человека123.Ответственность за хулиганство124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьIV. Уголовное правоПреступление в семье8 часов126.Преступление против чести и достоинства личности127.Ответственность за соучастие в преступлении128.Ответственность за незаконное ношение и сбыт оружия 129.Преступление против половой неприкосновенности 130.Всегда ли вы, отстаивая свои права, мнения, уважаете достоинство других? 131.Необходима ли дисциплина в коллективе? 132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаОжидаемые результаты(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Правовая социализация»)Знать: - основные положения Конституции, - Декларации прав ребенка, - Федеральный Закон - Конвенцию о правах человека; - систему правоохранительных органов; «Безопасность жизни» Пояснительная записка ко II разделуДанный раздел составлен для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материала осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития Занятия рассчитаны на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Изучение курса позволит воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.Цель: организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно – транспортного травматизмаЗадачи:научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;ознакомить с правилами и аккуратным использованием бытовой техники;научить оказанию первой медицинской помощиУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий10 – 12 лет (1 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Правила безопасности дорожного движенияСело, в котором мы живем8 часов12.Отчего возникают опасности на дорогах? 13.Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт14.Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения15.Что такое перекресток?16.Запрещающие знаки17.Неожиданности улицы без интенсивного движения18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьII. Правила безопасности в бытуШалости ребенка дома6 часов110.Один на улице111.Один дома112.Ртуть113.Кость в горле114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. правило безопасности на природеЯдовитые грибы и ягоды10 часов10 часов116.Укусы насекомых117.Правила поведения в лесу118.Дикие животные 19.Солнечный удар120.Носовое кровотечение121.Порезы, ссадины, ушибы122.Практическое занятие по оказанию первой помощи припорезах, ссадинах, ушибах123.Обморожение124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьIV. Правила пожарной безопасностиОгонь8 часов126.Хороший огонь/плохой огонь127.Предотвращение огня128.Предотвращение пожара в вашем доме и окружающей местности129.Разведение и тушение костра130.План эвакуации при пожаре131.Сигареты и спички132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий6 - 7 классы (2 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Правила безопасности дорожного движенияДвижение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах8 часов12.Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах? 13.Предупреждающие знаки14.Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах15.Что вам помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах16.Информационно – указательные знаки17.Знаки сервиса18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьII. Правила безопасности в бытуТемпература6 часов110.Петарды111.Ёлка112.Курение в постели113.Землетрясение114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Правило безопасности на природеЯдовитые грибы и ягоды10 часов10 часов116.Укусы насекомых117.Правила поведения в лесу118.Дикие животные 19.Солнечный удар120.Носовое кровотечение121.Порезы, ссадины, ушибы122.Практическое занятие по оказанию первой помощи припорезах, ссадинах, ушибах123.Обморожение124.Заключительное занятие за 3 четверть25.4 четвертьIV. Правила пожарной безопасностиПричины пожаров8 часов126.Пожароопасный сезон и уровень пожарной опасности127.Служба пожарной безопасности/пожарные128.Первая помощь129.Лес как сообщество130.Последствие сильных лесных пожаров131.Способы выживания растений и животных132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий8 класс (3 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Правила безопасности дорожного движенияДвижение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах8 часов12.Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах? 13.Предупреждающие знаки14.Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах15.Что вам помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах16.Информационно – указательные знаки17.Знаки сервиса18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьII. Правила безопасности в бытуТемпература6 часов110.Петарды111.Ёлка112.Курение в постели113.Землетрясение114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Правило безопасности на природеЯдовитые грибы и ягоды10 часов10 часов116.Укусы насекомых117.Правила поведения в лесу118.Дикие животные 19.Солнечный удар120.Носовое кровотечение121.Порезы, ссадины, ушибы122.Практическое занятие по оказанию первой помощи припорезах, ссадинах, ушибах123.Обморожение124.Заключительное занятие за 3 четверть25.4 четвертьIV. Правила пожарной безопасностиПричины пожаров8 часов126.Пожароопасный сезон и уровень пожарной опасности127.Служба пожарной безопасности/пожарные128.Первая помощь129.Лес как сообщество130.Последствие сильных лесных пожаров131.Способы выживания растений и животных132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий9 класс (4 группа)№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Правила безопасности дорожного движенияЭлементы улиц и дорог и безопасное поведение8 часов12.Движение пешеходов по улицам и дорогам 13.Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог14.Безопасность пассажиров15.Правила безопасного перехода железнодорожного переезда16.Предписывающие знаки, знаки приоритета 17.Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьII. Правила безопасности в бытуЭлектроприборы6 часов110.Правила поведения на воде111.Реанимация утопающего112.Отравление, обморок113.Сбор аптечки114.Заключительное занятие за 2 четверть115.3 четвертьIII. Правило безопасности на природеПрорубь10 часов10 часов116.Гололёд117.Ураган118.Паводки и наводнения 19.Химическая авария120.Темная улица121.Обморок122.Отравление, обморожение123.Сбор рюкзака124.Заключительное занятие за 3 четверть25.4 четвертьIV. Правила пожарной безопасностиЛес, как сообщество8 часов126.Дары леса127.Польза предписанного выжигания и последствия сильных лесных пожаров128.Местность, растительность зоны и огонь129.Погода и пожар130.Виды лесных пожаров131.Способы выживания растений и животных132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаЗнания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Безопасность жизни»правила безопасного поведения на улицах и дорогах;различные опасности и аварийные ситуации, правила безопасного поведения;группы дорожных знаков;правила оказания первой медицинской помощи;правила поведения на воде, на природе;возможные аварийные по ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правилах безопасного поведения;основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;безопасное поведение в бытуУ воспитанников, должны выработаться следующие умения:предвидеть возможную опасность на дорогах;уметь правильно оказывать первую медицинскую помощь;уметь пользоваться бытовой техникой;иметь представление о спасении на воде «Моё здоровье» Пояснительная записка Направление «Моё здоровье» разработано с целью формирования у обучающихся понятий «здоровье» как сложного социально – медико – психологического феноменга, определяющего развития личности в целом. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся коррекционной школы. Основные цели раздела:формирование основного отношения обучающихся к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи воспитанникам знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведенияКурс раздела рассчитан на проведения занятий один раз в неделю. По своей структуре занятия состоят из следующих частей:актуализация имеющегося опыта и знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения» в том числе «мозговой штурм», а также стимульные аудиоматериалы);формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов);отработка личной стратегии поведенияосмысления полученного опытУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению«Моё здоровье»№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьI. Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеванийКожа человека. Уход за кожей. Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств ухода за телом. Взаимосвязь частоты, здоровья и эстетики.8 часов12.Уход за волосами (строение волос, типы волос, гигиенические средства ухода за волосами) 13.Гигиена полости рта (средства гигиены полости рта, правила индивидуального подбора, хранения, смены)14.Гигиена зрения (устройство глаза, риски нарушения зрения, профилактическая гимнастика, режим работы за компьютером и просмотр теле и видео передач)15.Гигиена труда и отдыха (периоды изменения работоспособности, режим дня, признаки утомления)16.Профилактика инфекционных заболеваний, поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. 17.Эпидемии, ответственность за распространение инфекционных заболеваний18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьII. Питание и здоровьеПитание – основа жизни, гигиена питания6 часов110.Представление об основных пищевых веществах, их значение111.Режим питания, самые полезные продукты112.Профилактика гриппа и авитаминоза113.Пищевые риски, опасные для здоровья, правила поведения за столом114.Обработка и хранение пищевых продуктов, уход за посудой115.3 четвертьIII. Предупреждение употребления ПАВОбщие представления о ПАВ10 часов116.Ложные представления о допустимости употребления ПАВ117.Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая118.Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь 119.Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ120.Поведение с людьми, употребляющими ПАВ121.Профилактика употребления ПАВ122.Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя123.Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ124.Заключительное занятие за 3 четверть – тренинг «Спасибо, нет»125.4 четвертьIV. Культура потребления медицинских услугВыбор медицинских услуг8 часов126.Поликлиника. Врачи - специалисты127.Вызов врача на дом, больница, показания для госпитализации128.Польза и вред медикаментов129.Осторожное обращение с лекарствами130.Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью131.Поведение в медицинских учреждениях132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаЗнания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Моё здоровье»имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присутствующих возрасту функциональных состояниях;знает основные группы пищевых продуктов;знает какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминозаумеет вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях; имеет четкие представления о своём поведении при подозрении на инфекционные заболевания;Обладает необходимыми навыками отказа от приёма психоактивных веществ в группе;Обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболеванияНаправление программы «Семь Я» - 2018 – 2019 учебный годПояснительная записка Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении. Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната. Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена. Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей. Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования готовности к семейной жизни, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах. Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим. У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности. В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания. Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Семь Я»10 – 13 лет№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьЧто такое семья8 часов12.Состав семьи 13.Родственные отношения (мать, отец, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т. д.)14.Дальние или близкие родственники15.Необходимость заботы и уважения к друг другу16.Правила поведения в семье17.Женщина – Дама, мужчина - Рыцарь18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьКолыбельная матери6 часов110.Что мы знаем о домашнем труде111.Зайти приятно в дом, коли порядок в нем112.Безделье, лень и неуменье вызывают отвращенье113.Бережливость дороже богатства114.Заключительное занятие за 2 четверть1153 четвертьКак выбрать подарок (теоретическое занятие)10 часов116.Как выбрать подарок (практическое занятие)117.Как создать праздничную атмосферу в доме (теоретическое занятие (теоретическое занятие)118.Как создать праздничную атмосферу в доме (практическое занятие)119.Как украсить праздничный стол (теоретическое занятие)120.Как украсить праздничный стол (практическое занятие)121.Развлечение (теоретическое занятие)122.Развлечение (практическое занятие)123.Мы приглашаем в дом гостей124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьБесценный дружеский союз8 часов126.Как выбрать спутника жизни127.Любовью дорожить умейте128.Свадьба129.Распределение обязанностей в семье130.Условия семейного счастья131.Мой дом – моя крепость132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Семь Я»14 – 16 лет№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьСемья и ее основные функции8 часов12.Семья - их структура, тип 13.Семейные трудности14.Развод и его последствия (дети без отца – беда или вина. Нужно ли сохранять семью ради детей)15.Психологический климат и совместимость в семье16.Искусство быть супругами (в чем смысл семейного счастья,в чем секреты идеального супружества)17.Как сохранить любовь. Любовь и культура поведения влюбленных18.Заключительное занятие за 1 четверть 19.2 четвертьДружная семья – решение различных жизненных ситуаций6 часов110.Ситуативно – ролевые игры:Комплимент;Знакомство;Свидание111.Ситуативно – ролевые игры:Раздражительность;Неприятности на работе;Кто здесь хозяин112.Доход семья. Из чего складываются доходы113.Расчет и сбережения114.Заключительное занятие за 2 четверть1153 четвертьДобрачные факторы риска10 часов116.Общение в семье. Нравственные контуры семьи117.Роль отца и матери в семье. Родительский долг118.К чему ведет невыполнение родительских обязанностей119.Что у меня в семье не так?120.Система ценностей в жизни человека121.Жизненные сценарии в судьбе человека122.Счастье, – какое оно?123.Мой дом – моя семья124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьЧто может быть семье дороже8 часов126.Мир дому твоему127.Такие разные, разные семьи128.Образцовая семья129.Обряды и традиции семьи130.Моя семья – моё богатство131.Что значит «уметь жить»132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаЗнания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Семь Я»обладать знаниями о социальных ролях: мужа, жены, сестры, брата, тети, дяди и т. д.иметь правильное представление о семье, ее членах и их взаимоотношенияхучитывать семейные проблемы, трудности и обладать навыками, помогающими преодолеть эти трудности;иметь представление о любви, как высшем человеческом чувстве, о брачно – семейных отношениях Пояснительная записка к разделу программы «Дорога в будущее» Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения. Выпускники детских домов и школ – интернатов должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников детского дома усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников детского дома вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни. У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.Форма занятий: беседы, игры, дискуссии, экскурсии, проекты, практикумы. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используется наглядный и дидактический материал.Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Дорога в будущее»10 – 12 лет№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьПрофессиональное самоопределениеТруд в жизни человека8 часов14 часов12.Профессии работников школы - интерната13.Профессия штукатура - маляра14.Профессия столяра - плотника15.Профессия парикмахера16.Профессия повара17.Профессия продавца18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьУвлечения и профессии6 часов110.Влияние интересов на выбор профессии111.Экскурсии на предприятия села112.Для чего люди работают113.Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»114.Заключительное занятие за 2 четверть1153 четвертьАзбука кухниЗнакомство с названиями посуды и столовыми приборами10 часов10 часов116.Правила пользования столовыми приборами117.Наши домашние помощники118.Правила пользования утюгом, пылесосом, телевизором119.Помещение кухни, кухонная утварь120.Оборудование и обстановка кухни121.Стиральные машины. Обучение пользоваться ими. Правила машинной стирки 122.Правила пользования электроплитой123.Овощные, мясные блюда124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьПо дорогам самостоятельной жизниТвои основные документы8 часов8 часов126.Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения127.Если с тобой случилась беда128.Как не стать жертвой преступления129.Я скоро стану взрослым130.Что нужно человеку для жизни131.Учеба и труд132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаЗнания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Дорога в будущее»Названия профессий людей из его окружения, уметь ориентироваться в них;обязанности (функции) работника определенной профессии, уметь в играх изображать данные профессиональные роли;понимать необходимость, нудность той или иной профессии;обладать элементарными навыками по самообслуживаниюУчебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Дорога в будущее»13 – 16 лет№Тематика занятийКоличество часов1.1 четвертьПрофессиональной самоопределениеМир труда8 часов24 часа12.Для чего люди работают?13.Основные направления профессионально деятельности14.«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – человек»15.На что ориентироваться в выборе профессии. Профессия и состояние здоровья16.Интересы и склонности в выборе профессии17.«Могу», «Хочу», «Надо» - что важнее в профессии18.Заключительное занятие за 1 четверть19.2 четвертьРомантика профессии, романтика труда6 часов110.Познай своё Я111.Я и моя будущая профессии112.«Ищу работу»113.Рынок рабочей силы Сахалинской области и правильный выбор профессии114.Заключительное занятие за 2 четверть1153 четвертьТвоя профессиональная карьера10 часов116.Ошибки при выборе профессии117.Способности и профессиональная пригодность118.Современный рынок труда119.В поисках работы. Биржа труда120.Устройство на работу (ролевая игра)121.Навыки самопрезентации122.Пути получения профессии123.«Мы выбираем, нас выбирают»124.Заключительное занятие за 3 четверть125.4 четвертьПо дорогам самостоятельной жизниТвои основные документы8 часов8 часов126.Образование127.Трудоустройство128.Жилищные вопросы129.Твой дом (если ты получил ключи от квартиры)130.Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения131.Если с тобой случилась беда132.Заключительное занятие за 4 четверть1ВСЕГО32 часаЗнания и умения воспитанников, полученные в ходе работы по направлению «Дорога в будущее»ориентироваться в мире профессий;оценивать свои интересы, способности и возможности;уважительно относиться к людям различных профессий;анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, проф. пригодность;строить профессиональные и жизненные планыСписок литературыАйрапетян С. Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.Анацыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. /Психологический журнал, т.15, № 1, 1994. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций./ Психологический журнал №5, 1995.Дикая Л. М., Махнач А. А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным и факторы его формирования./Психологический журнал, т.14, №3,1996.Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение./Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, вып.1,ч.1, 1995.Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1979.Хяюрюнин Ю. П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством, властью./ Психологический журнал №4, 1991.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X