Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Морякова Галина Борисовна

Развитие навыков оптимального чтения в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Развитие навыков оптимального чтения в начальной школе.Почему некоторые учащиеся не понимают смысла прочитанного текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, а чтение вслух невыразительно? Почему дети с трудом понимают условие арифметической задачи, грамматическое правило? Почему многие дети неохотно и мало читают? Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя начальной школы. Процесс этот чрезвычайно трудный. Существует ряд причин, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Но главной причиной является отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого текста. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Нормативное чтение имеет минимальное значение 80 – 90 слов в минуту для учащихся, переходящих в пятый класс. Не слишком ли занижен норматив? По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Естественно, что учесть их все в нашей работе невозможно. Но существует фактор № 1 - это скорость чтения. Он преобладает над всеми другими.Зачем необходимо оптимальное чтение? При обследовании одной из школ оказалось, что в 9 классе обучаются ученики, читающие 38 слов в минуту. Домашнее задание в 9 классе составляет, примерно, 8 страниц – это 6500 слов разделить по формуле на 38 получится 170 минут или 3 часа. Только на чтение. Ему необходимо трижды прочитать – это 9 часов плюс 6 часов уроков в школе итого 15 часов рабочего дня. Таким образом, этот ученик просто обречён на неуспеваемость.Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Если будет упущено время, то некоторые дети не достигнут необходимого минимума слов. И как всякому учителю, мне хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, развивали интерес у детей к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть слабо читающие дети. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать, и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Это натолкнуло на поиск новых технологий, методик, нестандартных приёмов, которые помогают развивать интерес к чтению.Обычно читают хорошо те дети, кто читает много. В процессе чтения формируется оперативная память, устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.В пятом классе увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать изучаемый материал. Нереально стремиться к тому, чтобы все были отличниками, но чтобы более 50 % учащихся занимались на «4» и «5» возможно. Оптимальное чтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. И скорость чтения является самым важным фактором из числа факторов, влияющих на успеваемость. Овладение детьми навыком оптимального чтения – это залог успеха дальнейшего обучения. Наши ученики должны чувствовать удовлетворение от чтения.Изучив ряд известных работ педагогов-новаторов, выделивших основные причины, которые мешают учащимся овладеть приёмами оптимального чтения и основные резервы, которые нужно использовать при обучении чтению. А именно:а) неправильное дыхание при чтении;б) плохая артикуляция звуков (неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков);в) плохая память;г) малое поле зрения;д) неразвитая антиципация (догадка);е) неустойчивое внимание;ж) невысокий интеллект;з) отсутствие культуры чтения в семье.Как же добиться оптимальной скорости чтения? 1. Ребёнок 1 го класса читает сказку час или полтора, что отбивает желание читать. Хорошо, когда ребёнок читает порциями, по 5 -7 минут с перерывами.2. Жужжащее чтение. Т. е. ученики читают одновременно вполголоса. 3. Читать на любом уроке – изобразительное искусство, музыка, математика и др. в режиме жужжащего чтения.4. Развивать оперативную память. Ребёнок читает предложение из 6 – 8 слов, но, дочитав 3 – 4 слова, не помнит, о чём это предложение, забывает слова. 5. В работе помогает проведение зрительных диктантов. Наращивание предложений по количеству букв в каждом последующем предложении. Вся работа занимает до двух месяцев. Зрительные диктанты (по И.Т.Федоренко)Надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели. Поэтому необходимо делать замеры скорости чтения и результаты записывать в таблицу:ДатаСкорость чтенияКоличество ошибокРебёнок должен видеть свои достижения!6. При работе над техникой чтения не следует забывать о выразительности. Для развития артикуляционного аппарата важна чёткость проговаривания окончания.7. Чтение чистоговорок шёпотом и медленно.8. Чтение согласных.Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение. Использование различных приёмов работы на уроках литературного чтения даёт возможность активизировать работу по осознанию учащимися читаемого материала, превращает сам процесс чтения из скучного и рутинного в занимательное и интересное занятие, открытие на каждом уроке чего-нибудь нового, познавательного и интересного для младших школьников.Список литературы:В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению». Москва «Просвещение» 2001г.Т.В.Лагутина «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Журнал «Начальная школа» 2004г.Н.М.Гритчина «Еще раз о навыках чтения». Журнал «Начальная школа» 2006г.Н.Л.Быстрова «Обучение динамическому чтению» Журнал «Начальная школа» 2007г.Сообщение подготовила учитель начальных классовМБОУ «Гимназии № 8» г. МурманскаМорякова Галина Борисовна

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X