Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Юлина Наталья Анатольевна

Проект "Занимательная математика" в старшей группе

скачать документ

Вернуться назад

Краткосрочный проект на тему:«Занимательная математика»в старшей группе«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»Б. ПаскальПояснительная запискаПроблема и актуальность проекта: Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малый знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математика очень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности - необычность, неожиданность. Занимательный математический материал: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.У нас возникло желание вызвать интерес у детей к математике, помочь им самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и сделать занятия увлекательными. Этому посвящён наш проект «Занимательнаяматематика». В основе проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.Объект исследования:Занимательная математика.Предмет исследования: Развитие общих познавательных способностей дошкольников.Вид проекта: познавательно – игровой.Срок реализации: краткосрочный с 01.10. 2018 по 31.10.2018г. (1 месяц).Состав участников: групповой (воспитатели, дети старшей группы, родители).Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.Задачи:Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.Основные принципы реализации проекта:Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение).Наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца).Практические (игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование).Предполагаемые результаты:Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.Подготовительный этап:Определение темы проекта.Постановка цели и задач проекта.Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.Изготовление развивающих игр по математике.Составление плана основного этапа проекта.Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.Привлечение родителей к совместной работе над проектом:- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.Проведение анкетирования родителей.Оформление папки – передвижки «Учим математику дома».Консультации для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Занимательная математика для дошкольников».Основной этап:ООД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе: - ООД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики», «Занимательная математика»; - ООД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация «Композиция из геометрических фигур», лепка «Веселые цифры».Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».Беседы. «Как люди научились считать», «Математика в нашей жизни», «Геометрические фигуры вокруг нас», «Что такое сутки? Беседа о времени».Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Веселая математика».Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.Конструирование.Работа со счетными палочками.Рисование геометрических фигур на манкеДидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки» и т.д.Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется» «Найди свой домик», «Ловишки с мячом», «Свободное место», «Найди пару», «Живые геометрические фигуры», «По кочкам через болото».Пальчиковые гимнастики.Физкультминутки. Заключительный этап:Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.Беседа «Чем мне интересны математические игры».Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.Использование дидактических игр по ФЭМП на ООД.Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».Обработка и оформление материалов проекта.Ход проекта.   Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Веселая математика», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.   К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Учим математику дома». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.   На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.   На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из пластилина.   На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, палочки Кюизенера. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.   Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания: «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».«Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.«Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.«Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.   Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.   На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.Результаты проекта.   Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.Список литературы:«Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.«Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.«Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.«Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.«Давайте поиграем». А.А. Столяр.«Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.«Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.«Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X