Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Русакова Ольга Александровна

Семейные традиции как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Семейные традиции как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьниковРусакова Ольга Александровна, преподаватель профессионального колледжа ДВФУ г. Владивосток, Приморский край Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.Первоосновой воспитания в семье является духовно-нравственная составляющая. Именно в семье, через семейные ценности и традиции в ребёнке формируется понимание моральных норм, эмоциональное отношение к нравственной и безнравственной стороне поступков.Проблема исследования заключается в том, что семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора духовно-нравственного воспитания.Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к ребёнку лучше: любят его, понимают, заботятся о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительное и снизить отрицательное воздействие семьи на воспитание ребёнка. Цель исследования: изучить семейные традиции как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьников.Задачи исследования:1) проанализировать литературу по данной проблеме;2) уточнить понятия семьи и семейных традиций, их роль в воспитании;3) раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания и его место в развитии личности;4) изучить психологические особенности духовно-нравственной сферы детей младшего школьного возраста;5) определить педагогические условия духовно-нравственного развития детей младшего школьного а начальной школе;6) провести исследование роли семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей на уроках технологии в начальной школе.Предмет исследования: семейные традиции и их влияние на духовно-нравственную сторону личности младшего школьника.Методы исследования:– теоретические – анализ литературы; – практические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.Семейные традиции необычайно важны в воспитании детей: сохраняется связь между поколениями, тёплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблем, возникающих в подростковом возрасте.С целью изучения роли семейных традиций в воспитании младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ СОШ № 27 города Владивостока Приморского края. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «А» класса (35 человек) – экспериментальная группа и 2 «Б» класса (32 человек) – контрольная группа, всего 66 учащихся; а также родители учащихся обоих классов – 67 человека. В итоге общее количество респондентов выборки составило 134 человек.Целью работы на данном этапе является определение уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников и влияние на него семейных традиций.В ходе исследования решались следующие задачи:1) изучить уровень духовно-нравственного развития младших школьников;3) провести анализ полученных результатов исследования.Для реализации цели исследования и решения поставленных в работе задач, использовались такие методы как анкетирование, беседа, тестирование, представление полученных результатов, а так же анализ продуктов деятельности.На первом этапе была осуществлена работа с родителями. Была проведена предварительная беседа на тему – «семейных традиций», после которой родители заполнили специально разработанную для исследования анкету «Семейные ценности и традиции», состоящую из 20 вопросов, на предмет существующих духовно-нравственных традиций и ценностей в семье.Цель: выявить – какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.Методика проведения: родителям было предложено ответить на специально подготовленные для исследования вопросы, которые позволили выявить наличие традиций в их семьях.Далее для выявления родительского отношения к детям был использован тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.Цель: выявить родительское отношение к детям.Методика проведения: родителям было предложено ответить на 61 вопрос (Приложение Б). На каждый вопрос даётся либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки и обработки результатов служит ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.На следующем этапе была проведена работа с детьми. Сначала была использована методика «Сюжетные картинки» в обработке Р. Р. Калининой. Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.Методика выполнения. Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются в соответствии с изучаемым нравственным качеством. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий. Далее в работе с детьми была использована методика диагностики нравственной мотивации.Цель: определить уровень духовно-нравственного развития детей.Методика проведения. Детям предлагается ответить на четыре вопроса, каждый должен выбрать из предлагаемых вариантов ответов один, соответствующий его модели поведения в той или иной ситуации. Обработка результатов осуществляется на основании ключа положительных ответов.Результаты исследования и их анализ.В ходе исследования родителей и их детей по представленным выше методикам были получены следующие результаты.Обработка данных анкеты «Семейные ценности и традиции», которые заполнили родители, показала, что в экспериментальном классе только в 9 семьях из 35-ти (24%), в контрольном классе также, только в 8 из 32-х (25%) есть праздники, которые отмечаются в тесном семейном кругу, родители в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают с ребёнком подарки своими руками членам семьи к праздникам, устраивают семейные обеды по праздникам и выходным.Только 9 семей экспериментального класса (24%) и 8 семей контрольного класса (25%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники; 16 семей экспериментального класса (47%) и 16 семей контрольного класса (50%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска; 10 семей экспериментального класса (29%) и 8 семей контрольного класса (25%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр телевизора, компьютерные игры и т. п. Результаты представлены в Таблице 1 и на Рисунке 1.Таким образом, можно сделать вывод о том, что не всем семьям удаётся сохранить свои традиции, либо сформировать свои собственные. Как правило, родители, сами воспитанные на семейных обычаях, стараются их продолжать при любой возможности. Однако современный ритм жизни вносит свои коррективы, и не все родители готовы поддерживать семейные обычаи, либо придавать им особое значение. Но то, что будут вспоминать их дети и даже то, какие семейные традиции будут у них в будущем, зависит от родителей.Таблица 1 – Результаты анкетирования родителей по уровню развития семейных ценностей и традицийКласс Низкий уровень развития семейных традицийСредний уровень развития семейных традицийВысокий уровень развития семейных традицийЭкспериментальный 29%47%24%Контрольный 25%50%25%Обработка результатов теста – опросника А. Я. Варга, В. В. Столина позволила дать характеристику родительско-детских отношений в исследуемых семьях. Опросник состоит из пяти шкал, отражающих уровень и характер взаимоотношений родителей и их детей. Из представленных и описанных шкал наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.К отрицательному уровню родительских можно отнести такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.Проанализировав ответы родителей, была получена следующая картина родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдается в 3 семьях экспериментального класса (18%) и в 4 семьях контрольного класса (25%), к нейтральному уровню можно отнести 9 семей экспериментального класса (53%) и 9 семей контрольного класса (56,2%), родительские отношения которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях экспериментального класса (29%) и в 3 семьях контрольного класса (18,8%). Результаты представлены в Таблице 2. Таблица 2 – Результаты теста-опросника в отношении родителей к своим детямКлассНегативный уровень отношенийНейтральный уровень отношенийОптимальный уровень отношенийЭкспериментальный 29%53%18%Контрольный 18,8%56,2%25%По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что вполне может отражаться на духовно-нравственном развитии детей.Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые могут сказываться на всех сторонах воспитания, в том числе и духовно-нравственном. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать следующие:бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;безнравственность, аморальный стиль отношений в семье;отсутствие нормального психологического климата в семье;безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий);отсутствие семейных традиций.Дальнейшее исследование семей на этапе диагностирования детей показало следующие результаты. Анализ по методике «Сюжетные картинки» показал, что 10 детей экспериментального класса (29,5%) и 10 детей контрольного класса (31,3%) получили высокие оценки теста, безошибочно разложили картинки по стопкам, с лёгкостью обосновали свой выбор, называя моральную норму, проявляли адекватные эмоциональные реакции; 19 детей экспериментального класса (52,9%) и 16 детей контрольного класса (50%) получили оценку в 2 балла, правильно разложили картинки по стопкам, обосновали свои действия, но эмоциональные реакции выражены слабо; 4 ребёнка экспериментального класса (11,7%) и 6 ребёнка контрольного класса (18,7%) получили оценку в 1 балл, они правильно разложили картинки, но не смогли обосновать свои действия; 2 детей в экспериментальном классе (5,9%) получил самую низкую оценку, картинки были разложены неправильно, в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции отсутствовали. Результаты представлены в Таблице 3 Таблица 3 – Результаты ответов детей по методике «Сюжетные картинки»Класс Низкий уровень (0 баллов)Ниже среднего (1 балл)Средний уровень (2 балла)Высокий уровень (3 балла)Экспериментальный 5,9%11,7%52,9%29,5%Контрольный 0%18,7%50%31,3%Таким образом, большинство детей (82%), принявших участие в исследовании, обладает высоким и средним уровнем понимания и эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Оценка адекватности эмоциональных реакций на моральные нормы у этих детей была положительной на нравственный поступок (улыбка, одобрение, похвала и т. п.) и отрицательной – на безнравственный (осуждение, негодование и т. п.).Невысоким уровнем понимания и эмоционального отношения к нравственным нормам обладают 18% детей, оценка адекватности их эмоциональных реакций показала, что некоторые дети посчитали нормой некоторые безнравственные поступки, признались, что сами так поступали.Анализ результатов диагностики нравственной мотивации показал, что 8 детей экспериментального класса (23,5%) и 6 детей контрольного класса (18,7%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 21 учащийся экспериментального класса (59%) и 22 учащихся контрольного класса (68,8%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 6 детей экспериментального класса (17,5%) и 4 ребёнка контрольного класса (12,5%) показали низкий уровень нравственной мотивации, имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в ответах, либо путаются в них. Результаты представлены в Таблице 4.Таблица 4 – Результаты диагностики нравственной мотивации детейКлассНизкий уровень(1 балл)Средний уровень(2-3 балла)Высокий уровень(4 балла)Экспериментальный 17,5%59%23,5%Контрольный класс12,5%68,8%18,7%По результатам данных методик можно сделать вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.Полученные данные в ходе диагностики нравственной мотивации подтверждают результаты предыдущего теста у детей «Сюжетные картинки». Кроме того, они перекликаются с данными анкетирования и тестирования родителей. Необходимо отметить, что низким уровнем развития духовно-нравственного воспитания обладают дети из семей, в которых слабо развита, либо вовсе отсутствует культура семейных ценностей и традиций. А высоким уровнем духовно-нравственного воспитания обладают дети из тех семей, которые активно поддерживают и развивают культуру семейных ценностей.Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.С учётом вышеизложенного и результатов эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире и социуме, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – получает не только азы, но и духовно-нравственное развитие. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. И в этом смысле семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание и культура самих родителей.Полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод о том, что необходима специальная программа, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе обучения в начальном звене школы.Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания ребёнка необходимо создать такие условия в семье и школе, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.Список использованных источниковВолков Г. Н. Трудовое воспитание в народной педагогике // Школа и производство. 2000. № 3. С. 26-31.Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства // А. С. Каргин. М.: АСТ Искусство, 2005, 206 с.Кравцова Е. Е. Психологические особенности младшего школьного возраста Е. Е. Кравцова. М.: Владос, 2005. 286 с.Петрушина С. В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения // Начальная школа. 2005. № 4. С. 64-65.Свердлова О. Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. М.: Изд-во МПСИ, 2006. 368 с.Соколова И. И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника // Начальная школа. 2007. № 6. С. 82-83.Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. М.: Московский рабочий, 2010.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 33 с.Хотунцев Ю. Л. Русская культура в образовательной области «Технология» // Школа и производство. 2005. № 3. С. 67.Человек: образ и сущность. Семья: традиции и современные тенденции. М.: ИНИОН РАН, 2007. 258 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X