Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Белых

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

скачать документ

Вернуться назад

Белых Ирина Николаевна- учитель информатикиМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа п. Витим» (МАОУ СОШ п.Витим)РС(Я), Ленский район, п.Витимbelykh.i@mail.ruМЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИВ общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В своей работе я применяю метод проектов. Данный метод позволяет формировать все ключевые компетентности. Метод проектов позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия. При выполнении проектов у детей появляется возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности, то есть формируются регулятивные учебные действия. Это происходит на этапах выдвижения гипотезы, постановки проблемных вопросов, планирования своей работы, оценки результатов. Чаще всего выполнение проектов происходит в группах, а это значит, дети взаимодействуют друг с другом, с учителем. Такое общение позволяет развивать социальную компетентность, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, тем самым происходит формирование коммуникативных учебных действий. На этапе работы с информацией при выполнении проекта к деятельности детей относятся действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Что позволяет формировать действия познавательной направленности. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать и планомерно развивать. Современный человек должен смело идти навстречу новому и неизведанному. То есть быть способным проектировать наше взаимодействие с непрерывно изменяющимся миром. Это значит, что современному человеку нужно непрерывно и безостановочно учиться. Учитель должен так построить свою работу, чтобы каждое новое задание, которое получают его ученики, было бы в какой-то степени новым и для него. Это задание, обращенное к учителю, должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы и решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Именно проектные методики в образовании в значительной мере удовлетворяют такого рода требованиям. Такой метод применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Именно информатика как предметная область способна аккумулировать в себе различные дисциплины. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология направлена на развитие личности школьника, его самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, парную. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методик, с другой стороны – интегрирование знаний и умений в различных областях. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.). Метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения. Учебные проекты применяются мною как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области. Создание информационных учебных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде рефератов, статей, докладов, презентаций, интерактивных плакатов. Например, при изучении темы «Моделирование» в 9 классе обучающимся предлагаю задание: выбрать любой объект и представить для него различные модели, оформив с помощью MS PowerPoint. Созданием интерактивного плаката заканчиваю изучение тем «Устройство компьютера», «Алгоритмы. Основные алгоритмические структуры», «Моделирование и формализация», «Сервисы сети Интернет» и т.п. Творческий учебный проект также имеет свои специфические черты. Процесс его создания обусловливает развитие у учащихся креативных способностей, умений применения полученных знаний на практике. Деятельность участников развивается, подчиняясь их интересам и жанру конечного результата. В данном случае мы с обучающимися договариваемся о планируемых результатах и форме их представления. Работа над творческим учебным проектом завершается, например, подготовкой сценария своего видеоролика, созданием сайта, оформлением альбома-презентации и т. п. Например, при изучении темы «Хранение и обработка информации в базах данных» предлагаю учащимся освоить инструмент разработки и анализа родословных «Живая родословная» (http://school-collection.edu.ru/) и построить родословную своей семьи. В качестве итоговой работы при изучении темы «Запись и обработка видеофильма» учащиеся создают видеоролики о здоровом образе жизни («Стоп, наркотики!», «Движение», «Подростковый алкоголизм», «Здоровый образ жизни», «Спорт - жизнь», «Наркотики – зло!»). Изучение темы «Компьютерные презентации» разбиваю на несколько уроков-практикумов создание проекта по теме «Записки будущего путешественника»: 1 урок. Тема «Приемы создания и оформления презентации. Критерии оценки». Составление плана презентации. «Вставка диаграммы, таблицы на слайд». 1 слайд – титульный «Мое будущее путешествие или Куда хочу поехать». 2 слайд «Маршрут путешествия» 3 слайд «Некоторые факты о странах» (таблица содержит следующие поля страна, столица, численность населения, площадь, язык, денежная единица) 4 слайд «Численность населения стран» (диаграмма) 5-10 слайд «Краткая характеристика стран» 11 слайд «Гимны стран» (или музыка, ассоциирующаяся с данными странами). 12 слайд «Данные об авторе проекта» 2 урок. Тема «Работа с панелью инструментов Рисования, «Вставка графики. Применение эффектов анимации» (вставка фотографий, картинок, текста и применение эффектов анимации на объекты). слайд «Маршрут путешествия» (схема) 5-10 слайд «Краткая характеристика стран». 3 урок. Тема «Переходы между слайдами. Вставка гиперссылок», «Вставка звука». 11 слайд ««Гимны стран»». 4 урок. «Защита проектов». Практико-ориентированный учебный проект является моделью социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проектной деятельности, так и окружающим людям: вспомогательный учебный материал (интерактивный плакат, справочник, наглядное пособие, материал проведения классных часов). «Создайте листовку (плакат), иллюстрирующую высказывания известных ученых о здоровом образе жизни», такое задание предлагаю учащимся после изучения темы «Графические объекты в текстовом документе». Продукты деятельности учащихся используются на классных часах либо для докладов и выступлений по данной теме. Таким образом, именно современные образовательные технологии с использованием мультимедиа позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве. И не стоит забывать слова Джеймса Алана Гарднера «Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми». Проектная технология получила большое распространение. И я, думаю, что при переходе на новый стандарт образования данный метод будет одним из основных в процессе обучения. Литература 1. Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса "Информатика и информационные технологии" в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 2. Ларина Э. С. Информатика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – В.: Учитель, 2009. 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 200 4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М., 2008 5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243 . 6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ 7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X