Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Сивирина Ольга Борисовна Рябыкина Наталья Николаевна

"Знакомство с культурой малой Родины"

скачать документ

Вернуться назад

Сивирина Ольга Борисовна. педагог дополнительного образованияРябыкина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ «Центр развития творчества», г.ЧерногорскЗнакомство с культурой малой Родины.В Указе Президента РФ " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. "Одной из основных задач намечено "формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности"….. В дошкольном возрасте у ребенка возникает интерес к другому ребенку, стремление понять его особенности, язык, поведение, формируются чувства национальной гордости, закладываются основы национального самосознания. Здесь важно чтобы дети были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличие. Наши дополнительные общеразвивающие программы ставят перед собой цель: познакомить дошкольников с культурой хакасского народа на интегрированных занятиях по ознакомлению окружающего мира, изобразительной деятельности и хореографии. При ознакомлении с культурой хакасского народа решаются следующие задачи: Развитие интереса к народному творчеству хакасского народа.Развитие художественно – творческих способностей в процессе восприятия на занятиях изобразительной деятельности, хореографии и окружающего мира.Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей, соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям хакасского народа.Прежде, чем знакомить детей с творчеством других народов, мы показываем, где находятся страны, в которых сочинили эти сказки, песни, игры. В ходе беседы дети узнают о сходстве и различиях людей разных национальностей, их культуре, быте. Уместно, показать детям географическую карту или глобус, где находится Россия и другие страны, о которых идет речь. Так как мы живём в республике Хакасия, детей знакомим с традициями, обычаями, играми не только русского, но и хакасского народа. Первым этапом в формировании представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек является экскурсия в краеведческий музей. Целью является знакомство с историей своих предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчин и женщин в семье и обществе, с символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек, воспитание интереса к истории родного края, к своей Родине, гордости за своих предковЗнакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. Народная игра — важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа. Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Куклы в национальных костюмах стали экспонатами созданного мини-музея студии- моды «Ярославна», в котором дошкольники знакомятся с элементами национальных костюмов. Дети изучают особенности национального костюма, имеют возможность рассмотреть костюмы, использовать их в играх. Дидактические игры: «Сложи картинку» (костюмы народов России), «Часть - целое» (расскажи, что знаешь о костюме), «Определи костюм по фрагменту», лото «Национальные костюмы», «Путешествие по России» помогают детям усвоить элементы национальных костюмов. Большой интерес представляет разработка цикла занятий по ознакомлению дошкольников с народным художественным словом с использованием приема сравнения русских народных сказок и сказок других народов. Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями. В них находит отражение быт и верования народа. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания, но они живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Знакомство детей со сказками разных народов проходит следующим образом. Первое занятие знакомство с русской народной сказкой, второе например хакасской. Третье занятие сравнение сказок. Знакомясь со сказками, мы замечаем, что русские и хакасские сказки очень похожи. Герои хакасских сказок наделены находчивостью, смелостью, хитростью, ловкостью. Они очень редко прибегают к волшебству и надеются исключительно на себя. Прославление мужества и храбрости – одна из ведущих тем хакасских сказок. Герои русских сказок тоже способны на самоотверженные поступки: Чем беднее герой, тем меньше он использует волшебство и помощь других персонажей. В русских и хакасских сказках кроме героев есть ещё и сказочные персонажи. Так Ведьма Хуу хат с оловянными глазами и 6 косами из змей ассоциируется с Бабой-Ягой а Чилбиген, пожиратель людей и животных - со Змеем Горынычем, или с Чудо-юдом, Золотой учитель горных духов («Хазырган») – с Морским царем из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», или Кощеем Бессмертным, Морозко – с хозяиноммороза Хумдузахом. Таким образом, можно указать на общность содержания некоторых традиционных хакасских и русских волшебных сказок. Аналогичная работа с пословицами. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу русские пословицы. Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи (хакасская). Ученье - свет, а не ученье - тьма (русская). Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время - потехе час. Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут. Именно народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создало первую ступеньку к положительному отношению к окружающим. На занятиях по хореографии включаем: хороводы, танцевальные рисунки под русские народные потешки и колыбельные, которые знакомы детям с младенчества. С детьми мы разучиваем элементы хакасского народного танца. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что детям свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать на занятиях хореографии, наглядные предметы и материалы в частности национальные костюмы. Таким образом, систематические занятия и другие формы работы положительно влияют на межкультурное развитие детей. Благодаря художественному слову детям становится ближе и понятней внутренний мир человека, его отношение к другим людям, мотивы его поступков. Знакомя ребят с культурой и обычаями разных народов, мы, педагоги должны помочь сформировать у дошкольников благожелательное, уважительное отношение к сверстникам разных национальностей, живущих среди нас.Список литературы1. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова. — М.: Баласс, 2007.2. Липова, И.В., Жаворонкова, Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. - 2011. - № 63. Макаев, В.В., Малькова, ЗА., Супрунова. Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999. - № 4.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X