Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Родикова Светлана Леонидовна

Использование электронного учебного пособия для организации самостоятельной работы обучающихся ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»

скачать документ

Вернуться назад

Использование электронного учебного пособия для организациисамостоятельной работы обучающихся ГБПОУ «Миасскийгеологоразведочный колледж»Родикова Светлана Леонидовна, преподаватель СПД Миасский геологоразведочный колледж (ГБПОУ «МГРК»)Аннотация: Развитие информационно-коммуникационных технологий предоставило новые возможности организации образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Преподаватель информатики в условиях техникума может создавать необходимые электронные учебные и учебно-справочные пособия с применением специальных программ для использования их на своих уроках. Эти электронные пособия могут создаваться преподавателем как самостоятельно, так и совместно со студентами, что способствует развитию их структурного мышления, повышает уровень сформированности необходимых общих компетенций. Данные электронные учебные пособия необходимы и для организации самостоятельной работы обучающихся.Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное учебное пособие, электронное учебно-справочное пособие, самостоятельная работа студента.Информатизация образования является важнейшим условием развития постиндустриального общества, в котором объектами и результатами труда подавляющей части населения являются информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования представляет собой сложнейшую материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм. Педагогические работники образовательных организаций стоят перед необходимостью освоения современных информационных технологий обучения, новых форм взаимодействия со студентами: телеконференции, электронные учебно-методические пособия, обучающие игры на лазерных дисках, видео-уроки с использованием системы мультимедиа и многое другое [6,с.30].Пересмотр организационных форм образовательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной работы обучающихся, объема практических и лабораторных работ исследовательского характера, широкого проведения внеаудиторных занятий с использованием ИКТ является необходимым условием повышения качества образования в профессиональных образовательных организациях. Несмотря на имеющийся отечественный опыт использования электронных учебников в образовательном процессе, на наш взгляд, все еще отсутствует общепринятое определение электронного учебника. Актуальность темы нашей статьи обусловлена тем, что развитие информационно-коммуникационных технологий предоставило новые возможности проведения занятий в профессиональной образовательной организации: самостоятельный поиск и изучение обучающимися учебного материала, контроль знаний обучающихся с помощью компьютерных программ, возможность создания обучающимися собственных информационных продуктов. К этим возможностям относится и дистанционное обучение, которое увеличивает степень индивидуализации получения образования[4,с.88].Преподаватель информатики в условиях техникума может сам создавать необходимые электронные учебные пособия с применением специальных программ и использовать их на своих занятиях. Использование электронных справочных пособий способствует структурированию учебной информации на разных стадиях образовательного процесса. Электронные учебные пособия могут создаваться преподавателем совместно со студентами, что способствует развитию структурного мышления обучающихся, повышению их заинтересованности данной учебной дисциплиной. Представим несколько определений, чтобы понимать, чем отличается электронное учебное пособие от электронного учебно-справочного пособия.Электронное учебно- справочное пособие - это «виртуальная система, предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебной дисциплины»[3, с.50]. Электронное учебное пособие - это «издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания, соответствующего типовой учебной программе и обеспечивающего возможность студенту самостоятельно освоить учебной курс или его раздел»[3, с.77]. Данный продукт обычно создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.По нашему мнению, преимущества использования электронного учебно-справочного пособия (ЭУСП) в самостоятельной работе обучающихся техникума таковы:в ЭУСП представлены не тестовые варианты, а именно понятия с подробными объяснениями, иллюстрациями, видеоматериалами; мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения – принцип наглядности; в справочнике представлен интересный материал для наблюдения; работая с ЭУСП, студент может обратиться к различным понятиям в удобное для него время; использование ЭУСП существенно повышает мотивацию обучения.Как показывает наша практика обучения информатике в Миасском строительном техникуме, существует ряд причин не успешности студентов в обучении, которые может исправить электронное учебное пособие[7, с 107]:Незнание студентами лексического значения слов в тексте параграфа или в объяснении преподавателя. Поэтому, прежде чем объяснять студентам ход решения задачи, нужно прояснить смысл каждого термина, а это отнимает время у тех студентов, которые готовы приступить к решению данной задачи. Прояснив значение ключевых слов в тексте задания, у преподавателя отпадает необходимость объяснять ход решения задачи. Несинхронность слушания и понимания студентами учебного материала. Усвоение новых понятий в определённый промежуток времени сугубо индивидуально. Это обусловлено тем, что студенты имеют разные умственные способности, разную скорость усвоения материала, разное состояние нервной системы, разные типы характеров.Отсутствие умелого использования на практике теории обучения, а также таких форм работы, как самостоятельная и индивидуальная. Электронное учебное пособие (ЭУП) имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом: возможность мультимедиа, обеспечение виртуальной реальности, высокая степень интерактивности, возможность индивидуального подхода к обучающемуся [7, с.125]. ЭУП учит студентов понимать и воспринимать содержание учебного материала, получать удовольствие от процесса получения знаний, способствует формированию общих компетенций в области работы с информацией. Поэтому работа студентов с ЭУП на уроке информатики предполагает: самостоятельное прочтение учебного текста студентом и поиск ответов на возникающие вопросы; индивидуализация обучения; диалог преподавателя с конкретным студентом, без отвлечения остальных. При разработке собственного электронного учебно-справочного пособия мы ориентировались на следующие принципы – ЭУСП используется:как средство для самообразования; как иллюстративное средство; как средство организации лабораторного практикума. Приведём для примера одно из наших рабочих ЭУСП – «Возможности табличного процессора MS Excel», которое включает следующие логически выдержанные разделы:История развития ЭТВозможности ExcelОсновные понятияФорматирование и оформление ЭТПостроение диаграммГлоссарийТренажёрЛабораторные работыЗадачникРисунок 1. «Титульная страница ЭУСП Возможности табличного процессора MS Excel» Данное электронное учебное справочное пособие реализует следующие виды учебной работы: просмотр информации в электронном виде, тренажёр по теории с использованием упражнений, контроль, работу со словарем терминов и понятий, лабораторные практикумы, задачник. По нашему мнению, создаваемое ЭУСП может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться "с нуля". Если ЭУСП базируется на существующем печатном учебном пособии, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые наиболее полно соответствуют действующим государственным образовательным стандартам, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров, таблиц, графиков, учебных задач [1, с.20]. Перед тем как начать разработку структуры пособия, нужно ответить себе на некоторые концептуальные вопросы, от которых в итоге зависит качество пособия: какова целевая аудитория, каковы ближайшие цели учебной деятельности, какова степень индивидуальности обучения, какова степень самостоятельности обучаемых?После того как осмыслена концепция и структура создаваемого электронного пособия, можно получить в качестве результата: рабочий прототип в виде структурной иерархической схемы типа "дерево", комплект шаблонов информационных блоков и экранных форм, схему гиперссылок. После теоретической подготовки можно переходить собственно к созданию пособия. Для одних студентов ЭУСП предполагает следующий вариант работы: прежде чем приступить к выполнению задания по информатике, обучающиеся должны самостоятельно, опираясь на материал учебника, изучить все разделы текстового редактора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel. Только после этого они смогут успешно выполнить практические работы по информатике. Для других студентов предлагается решение учебных задач в организации проектной деятельности, а именно совместная с преподавателем работа по созданию нового ЭУСП. Во втором случае работа проводится в группах до 6 человек, в зависимости от характера сложности ЭУСП. При выполнении заданий в группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении студентов. На наш взгляд, при использовании студентами ЭУП или ЭУСП для обучения их учебная деятельность в какой-то степени превращается в проектную. Одни студенты изучают то, чем уже пользуются, а другие студенты создают новый информационный продукт, указывая возможности тех или иных компьютерных программ, которые не всегда входят в реализуемую учебную программу. Таким образом, электронное учебно-справочное пособие необходимо для самостоятельной работы студентов техникума при очном и, особенно, заочном обучении, потому что оно:•облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, чем в печатной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память;•допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;•освобождает от громоздких вычислений, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;•предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;•дает возможность аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;•выполняет роль терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч. Совместная разработка со студентами электронных учебно-справочных пособий позволяет преподавателю чаще проводить свои учебные занятия в форме самостоятельной работы обучающихся за компьютерами. При этом изменяется и функция преподавателя, который выступает на этих занятиях в роли тьютора или консультанта. Работа с ЭУСП в системе позволяет преподавателю эффективно контролировать формируемые знания и умения студентов, задавать новый уровень сложности контрольных мероприятий.Список литературыБогачев, А.Л., Добржинский, Ю.В. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» [Текст]// Вологдинские чтения. - 2010. - № 53. - С. 90-95.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. [Текст] – М.: Академия, 2010.Григорьев, С.Г., Лобов, И.Б. Интегративные подходы к формированию электронных учебных пособий курса информатики [Текст]// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 4. - С. 44-46.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 244 с.Камакин, К.Ю. Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования [Текст] : учеб. пособие - М.: Владос, 2010. - 206 с.Коржавина, Н.В. Информационные технологии как средство достижения понимания в процессе обучения [Текст]// Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 66-67.Приходько, Е.А., Рыбаков А.А., Шевчук В.П. Электронные учебники в системе личностно ориентированного образования[Текст] // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2011. - № 6. - С. 88-92.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X