Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Шактар Алена Дамбаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

скачать документ

Вернуться назад

-1070610-32385000 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часана тему: «К подвигу героев песней прикоснись. История создания песни «Орлёнок» Автор: воспитатель (классный руководитель) Шактар Алена Дамбаевна. Кызыл, 2018 гРецензент: Вебер Е.Н., заведующий методическим кабинетом, педагог высшей квалификационной категории 2018 г. КызылШактар А.Д. Методические рекомендации по проведению классных часов на военно-патриотическую, гражданскую тематику в общеобразовательном учреждении [Текст]: методические рекомендации /А.Д. Шактар – Кызыл: Кызылское ПКУ, 2018. – В данной методической разработке представлен опыт проведения внеклассного мероприятия для школьников среднего и старшего звена общеобразовательного учреждения (интегрированного занятия с использованием информационно - коммуникативных технологий), классный час на тему: «К подвигам героев песней прикоснись». Представлена система заданий, выполнение которых направлено на формирование заданных свойств универсальных учебных действий. Методическая разработка классного часа предложена воспитателям, классным руководителям, педагогам-организаторам для проведения классных часов на гражданскую, военно-патриотическую, тематику.Актуальность выбранной темы Патриотическое воспитание кадет, должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Задача педагога не добиваться формального проявления любви к Родине. Если ребенок будет знать подвиги своих отцов, дедов, героев своей страны, о культурном наследии своей страны. И при этом он проявляет сам интерес к приобретению этих же знаний, знакомится с героическими песнями, стихами, памятниками прославляющих великий патриотический дух своего народа, исторического прошлого своей страны, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей Родины. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.Работа выполнена в рамках реализации деятельности региональной экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Кызылского президентского кадетского училища.Рассмотрено на заседании методического объединения воспитателей ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» (протокол № ). Пояснительная записка Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданственности. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Формирование патриотизма и гражданственности необходимо начинать с воспитания любви к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому настоящему нашей Родины.Форма проведения: интегрированное занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий.Подготовительная работа в группах по направлениям:проведение опроса среди кадет КПКУ «Патриотические песни. Что вы знаете о песне «Орлёнок?»;изучение и подбор материала о песне «Орлёнок». (кадеты готовят сообщения) Проанализировав проведенный опрос среди кадет училища, творческая группа пришла к выводу, что из 67 опрошенных кадет (6-8 классы) только 2 % знают или же что-то слышали про песню «Орлёнок», но не знают, кому посвящена, и о чем говорится в этой песне. Исходя из этого, возникла необходимость об изучении данной проблемы. Узнать об истории создания песни. И вместе с тем познакомиться с подвигами юных героев в разные периоды войн в истории нашей страны.На мероприятие можно пригласить ветеранов Великой Отечественной войны, работников тыла. При проведении классного часа используются такие средства как интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК для демонстрации наглядности (на слайдах созданной информационной группой под руководством классного руководителя, презентации), видеофрагмент из к/ф «В бой идут одни старики».  Также в методических рекомендациях отражен опыт работы информационных систем в ФГКОУ «Кызылское ПКУ». Оглавление1. Титульный лист ……………………………………… 1-2 стр2. Пояснительная записка ……………………………… 3 стр.3. Оглавление …………………………………………… 4 стр.3. Содержание …………………………………………… 5-17 стр. 5. Список литературы…………………………………… 18 стр.6. Список электронно-образовательных ресурсов…… 19 стр.7. Приложения………………………………………….. стр. 20-27 СОДЕРЖАНИЕТема классного часа: «К подвигам героев песней прикоснись.История создания песни «Орлёнок»Класс: 9Место проведения: классный кабинетПланируемые результаты: Универсальные учебные действия Личностно-ценностные ориентации: патриотическое воспитание кадет;здоровьесберегающее составляющее (физминутка: «Танец орла»);учить кадет выражать свои мысли;развивать у кадет творческие способности (инсценировка, пение)Метапредметные:развитие коммуникативных навыков, умение думать и анализировать, выступать перед публикой;развитие монологической речи. Цель: познакомить кадет с героической песней «Орлёнок». И воспитывать в них патриотическую сознательность на примерах героических подвигах юных героев в годы Великой Отечественной войны. Задачи: создать условия для ознакомления с песней «Орлёнок»развивать у кадет эмоциональные чувства на музыкальные патриотические произведения о ВОВ, развивать коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, выражать свою точку зрения, слушать и анализировать, делать выводы; формировать такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг»; воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию, прививать кадетам гордость за ратные подвиги юных героев, мальчишек и девочек, их ровесников, в годы ВОВ; сохранить в памяти нынешнего поколения имена и подвиги юных героев-освободителей.Форма проведения мероприятия: интегрированное занятие (соревнование) с использованием информационно - коммуникативных технологий.интерактивный экскурс в историю создания песни «Орленок». Формы работы: индивидуальная, групповаяПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ: I. Предварительная подготовка Сбор материала о песне «Орлёнок» (информационная группа готовят сообщения).Проведение опроса среди кадет. «Патриотические песни. Что вы знаете о песне «Орлёнок?». Анализ опроса. инсценировка эпизода «Солдат из прошлого». (2 кадета; один- в роли солдата из прошлого, второй кадет - ровесник солдата в наши дни)разучивание песни «Орленок» под «минусовку». Оформление: - Оформление классного кабинета. (надпись названия классного часа размер 28*120 см., тушь, цвет: красная). Надпись: «К подвигам героев песней прикоснись».- доски: интерактивная и магнитная;- карточки с текстом песни, с заданиями;- фотография памятника к песне «Орлёнок»;- 25 медалей с надписью «Орлёнок», грамоты победителям викторины.- солдатская гимнастерка II. Организационный моментВступительное слово классного руководителя. Постановка целей и задач. Объяснение условий соревнования.III. Основное содержание классного часа. сценка.разминка.ознакомление с песней «Орлёнок»выступление информационной и творческой группы.физ. минуткаIV. Подведение итогов. Вопросы викторинывикторинаподведение итогов соревнования. Награждения.V. Рефлексия. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:слайд 1 название классного часа«К подвигам героев песней прикоснись. История создания песни «Орлёнок»»слайд 2 эпиграф Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. Николай Алексеевич Островский I. Предварительная подготовка. II. Организационный момент.а) Вступительное слово классного руководителя. Классный руководитель: Здравствуйте, кадеты! Эпиграфом нашему занятию я взяла замечательную цитату из романа советского писателя Н.А.Островского «Как закалялась сталь». Как вы понимаете значение этого высказывания?Рассуждения кадет.Классный руководитель: - Действительно, ребята! Жизнь - самое ценное что у нас есть. Надо спешить жить…. Делать добрые дела, совершать добрые поступки.Время бежит быстро! Годы идут, те или иные события рано или поздно теряют свою остроту, забываются. Но события 1941-1945 гг. навечно врезаны в генетическую память нашего народа. Память о ВОВ живет в воспоминаниях ветеранов, в исторических документах, в произведениях литературы, музыке, кинематографе.Слайд 3 (Смуглянка – слова героя фильма. Демонстрируется фрагмент фильма «В бой идут одни старики», слова: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне»). Классный руководитель: Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?Возможные ответы кадет (о песне, о военной песне)Постановка целей и задач.Классный руководитель: Песен о войне много, но мы сегодня будем говорить об одной песне, которую возможно вы слышали, но сначала предлагаю вам разделиться по отрядам (3 отряда). Выберите командиров отрядов. Придумайте название своему отряду. Н.: «Орлята», «Юные патриоты», «Защитники» « и.т.д. (кадеты сами выбирают названия своим отрядам). Задача: через песню изучить историю своей страны. Будем анализировать текст, отвечать на вопросы викторины, делать выводы, высказывать свою точку зрения, поэтому внимательно слушайте и запоминайте, о чем мы говорим, записывайте основные даты, имена героев наших рассказов, работайте быстро и активно. И если будете внимательны, найдете ответы на все вопросы викторины, которая будет проводится в конце классного часа.Условия соревнования: За каждый правильный ответ члены отряда получают 1 очко (медаль). В конце соревнования жюри подводит итоги. И также отметит самого активного кадета сегодняшнего мероприятия.Итак, для начала, предлагаю вам отправиться на небольшую экскурсию в прошлое.III. Основное содержание классного часа. Сценка. Приложение № 1(в углу стоит стол, освещенный лампой, перед столом – табурет. За столом сидит совсем молоденький солдат в военной форме. Он пишет письмо и читает вслух.) Солдат: Здравствуй, мама! Дела мои идут хорошо. Ты за меня не беспокойся. Я нашел в разрушенной школе книги, хочется посидеть над ними, только времени пока нет: все бои, бои. Читать книги так интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться. Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел, что учиться в школе…»Ровесник: Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел, и одет ты как-то странно. Прикалываешься, что ли?Солдат: Что? Простите, я не понял.Ровесник: Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?Солдат: четырнадцатьРовесник: А мне пятнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?Солдат: Сейчас? Сейчас – война… (в недоумении солдат…) Ровесник: Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?Молодой солдат: Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел. Сейчас 1945 г. Сначала подумал, что меня уже убили, потом – что сошел с ума… Ущипнул себя – вроде не сплю… Последнее, что помню, взрыв – дальше тишина… Ну здравствуй, потомок!Ровесник: Невероятная история… Потомок… Я – потомок?.. Да ты же мой ровесник!Солдат: Я родился в 1930 году.Ровесник: А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?Солдат: Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.Ровесник: Слушай, расскажи мне о войне, а? Там, правда, так страшно, как пишут? Солдат: Там очень страшно. Но бывают такие моменты… Как бы тебе объяснить… Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.Ровесник: Петь? На войне? Не понимаю…Солдат: И не дай Бог тебе понять. Ты вот мне скажи, знаешь какие-нибудь песни военных лет?Ровесник: Сейчас подумаю! (пытается вспомнить…)(Кадеты после сценки садятся на свои места)Классный руководитель: Давайте подумаем вместе ребята. Вспомним песни военных лет.Конкурсные задания к классному часу. Приложение № 2Слайд 4 РАЗМИНКА. «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»Задание: угадайте мелодию, назовите песню (название песни и автора, композитора) о войне, где есть слова: «родина», «земля», «страна», «солдат», «герой», «боец».Примерные песни.Слайд 5 «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, муз А. АлександроваВставай, СТРАНА огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой!Слайд 6 «День Победы». Композитор Давид Тухманов и поэт Владимир ХаритоновДни и ночи у мартеновских печейНе смыкала наша РОДИНА очейДни и ночи битву трудную велиЭтот день мы приближали, как моглиСлайд 7 "Нам нужна одна победа!" песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал»Здесь птицы не поют,Деревья не растутИ только мы плечом к плечуВрастаем в ЗЕМЛЮ тут.Горит и кружится планета,Над нашей РОДИНОЮ дым.И значит нам нужна, одна победа!Одна на всех, мы за ценой не постоим.Одна на всех, мы за ценой не постоим. Слайд 8 До свидания, мальчики… песня Булата ОкуджаваАх, война, что ж ты сделала, подлая:Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли,Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли за СОЛДАТОМ СОЛДАТ... Слайд 9 «Алеша» стихи: Константина Ваншенкина, муз.: Эдуарда Колмановского Белеет ли в поле порошаИль гулкие ливни шумят,Стоит над горою Алёша,В Болгарии русский СОЛДАТ.Слайд 10 «Журавли» стихи: Расула Гамзатова, муз. Яна Френкеля.Мне кажется порою, что СОЛДАТЫ,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.Слайд 11 «Вечный огонь», стихи: Евгения Аграновича , музыка: Рафаиля Хозак От ГЕРОЕВ былых времёнНе осталось порой имён.Те, кто приняли смертный бой,Стали просто землёй и травой...Слайд 12 «Катюша», автор слов: Михаил Исаковский. Автор музыки: Матвей БлантерОй, ты, песня, песенка девичья,Ты лети за ясным солнцем вследИ БОЙЦУ на дальнем пограничьеОт Катюши передай привет.Названия песен зачитываются.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕСНЕЙ «ОРЛЁНОК»Слайд13 Классный руководитель: Посмотрите на рисунок. Это кто? Ответы кадет: птица орёл с орлёнком. Классный руководитель: - Какие качества присущи орлу? Орел - очень известный крылатый хищник и отличается очень хорошим зрением, ловкостью, быстротой и стремительностью полета. Птица храбрая, выносливая, гордая, непоколебимая. Орёл - птица-герой всевозможных сказаний.- А кто такой орлёнок? Примерные ответы кадет: птица орлёнок - птенец орла и орлицы. Слайд 14 Классный руководитель: - А еще «Орлёнок» - это название песни о героическом подвиге юного мальчика. Классный руководитель: - А кто нибудь, знает, как эта песня появилась? Вот что удивительно: кого ни спроси, никто не сможет объяснить, кто такой Орлёнок! Кто первым произнес слово «Орлёнок»? Что за подвиг Орлёнок совершил? Какой была его настоящая фамилия, если он был историческим лицом, либо как называлась книжка, если он персонаж литературный? Готовясь к классному часу, ваши товарищи провели опрос среди кадет 6-8 классов, и к большому сожаленью, обнаружили, что большинство кадет не знают, кто такой «Орлёнок». Истории всех других героев, как пионеры-герои, комсомольцы-молодогвардейцы, мы помним, а про Орлёнка как-то не задумывались… Кто же был прототипом Орленка. Или хотя бы кто придумал это слово. Кто такой Орленок, и какой подвиг он совершил? Современная легенда. Приложение № 3Сегодняшняя легенда об Орлёнке, как ее рассказывают вожатые знаменитого лагеря «Орленок» нынешним детям, звучит аккуратно, чтобы не задеть ничьих политических убеждений: «В эпоху сражений 1917 года враги убили родителей мальчика. Сироту приютил отряд, научил играть на трубе, прозвал Орлёнком. В отряде Орлёнок воевал, трубил в бою. Однажды ночью он увидел крадущихся врагов, но не убежал, а храбро протрубил тревогу. Враги убили Орлёнка, но он спас отряд, и враги оказались разбиты». Мальчик погиб не зря, а за родной отряд, именно этому вожатые учат детей. Но эта красивая легенда всего лишь устное предание вожатых, которая не имеет официального письменного источника. И мы сегодня попытаемся рассмотреть одну из версий создания этой песни. Выступление информационной группы. Слайд 14,151 сообщение Приложение № 4История создания песни.Песни, как люди, имеют свою судьбу, свою биографию. Песня Орлёнок» — одна из широко известных песен советского периода. Написана она в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого к спектаклю советского еврейского драматурга Марка Наумовича Даниеля, «Хлопчик». И шла она в театре Моссовета. Перевел пьесу на русский язык Бер Хаимович Черняк. Еврейского хлопчика звали Зямка Копач. Пьеса в оригинале так и называлась «Зямка Копач» и написана была первоначально на языке идиш. (еврейский язык германской группы). Сюжет спектакля повествует об эпохе Гражданской войны в Белоруссии. Городок близ Молодчено заняли белополяки, и 15-летний красноармеец Зямка Копач попадает в тюрьму со своими однополчанами. Узнав, что их командиру Андрею Кудрявцеву грозит расстрел, Зямка обманывает охрану, убегает из тюрьмы и связывается с подпольем, которое отбивает Кудрявцева. В тюрьме Зямка сочиняет песню, которая в итоге становится гимном отряда. Режиссеру нужен был всего один куплет, его сочинили Яков Шведов и Виктор Белый, воспользовавшись мотивом стихотворения А.С.Пушкина «Узник». Слайд 16 Орленок, могучая птица Лети ты в далекий мой край Там мама – старушка по сыну томится Родимой привет передай.В этом куплете впервые появилось слово «орленок», которого в спектакле не планировалось. Откуда оно взялось? Шведов объяснил Белому, что сюжет эпизода похож на стихотворение Пушкина «Узник», где герой точно так же глядит из-за решетки на волю, обращаясь к «орлу молодому». Кто прочитает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Узник»? Ответы кадет «Узник» А.С.Пушкин«Орлёнок» Стихи: Якова Шведова, муз.: Виктора БелогоСижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном… Орленок, орленок, мой верный товарищ,Ты видишь, что я уцелел,Лети на станицу, родимой расскажешь,Как сына вели на расстрел. Пьеса имела большой успех. Зрители, выходя из театра, пели тот куплет. -Мало. Нужна, мой друг, песня! - предложил Шведову Виктор Белый.Так появилась песня в том виде, в каком мы ее теперь слышим. И сразу завоевала невиданную популярность. Слайд 17-20Сообщение кадетаПриложение 5 Вторую жизнь приобрела песня в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была и паролем, и отрядной песней. Многие юные бойцы армии, партизанских отрядах повторили подвиг героя песни, их в отрядах так и звали — Орлятами. Это песня - боец, и не раз ей приходилось сражаться. Тому пример подвиг одного из первых исполнителей песни «Орленок», Александра Окаёмова.Слайд 19 Подвиг первого исполнителя песни «Орлёнок» Александр Окаёмов, пел «Орлёнка» в составе фронтовых концертных бригад и на радио. Затем он стал бойцом народного ополчения батальона имени Чайковского. Был ранен в боях, попал в плен и оказался в страшном Кричевском концлагере для военнопленных, где организовал с товарищами группу сопротивления против оккупантов. Группа была раскрыта, но пытки не заставили Александра и его друзей, выдать имена остальных подпольщиков. Когда организаторов повели на казнь, за несколько мгновений до расстрела 21 февраля 1943 года Александр Окаёмов запел «Орлёнка». Ныне фамилии погибших артистов занесены на мраморную доску в Концертном зале имени Чайковского, а на месте их расстрела поставлен обелиск. ( г. Кричевск, Могилевской области Белоруссии).Классный руководитель: Песня поднимала моральный и патриотический дух советского народа. В годы Второй мировой войны слово «орленок» уже стало нарицательным для любого юного героя. Слайды 21Классный руководитель: Скажите ребята, а каких юных героев ВОВ вы знаете? Предполагаемые ответы кадет. Пионеры – герои Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и.т.д.Классный руководитель: Мы можем называть их «орлятами»? Почему? Возможные ответы кадет: Им, как и герою песни по 15-16 лет, они боролись и геройски погибли за освобождение своей Родины от немецко-фашистских захватчиков, пали смертью храбрых, не дрогнув перед врагами, так же, как и герой песни «Орлёнок».Слайд 22 Классный руководитель: Не каждой песне ставят памятник. Песне «Орлёнок» посвящены памятники в городе Челябинске, Покрове, во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок» на площади пионерской славы.В 1957 году снят художественный фильм «Орлёнок». Прототипом (реальное лицо, как источник для создания художественного образа) художественного героя стали— пионеры-герои Великой отечественной Валя Котик и Марат Казей. В 1968 году по мотивам песни «Орлёнок» снят мультипликационный фильм «Орлёнок». Имя «Орлёнок» носят населённые пункты, железнодорожные станции, городские парки, пионерские лагеря, подростковые клубы, военно-спортивные игры, морские суда. На Кавказе возле известного посёлка Архыз (Карачаево-Черкесская Республика) есть пик Орлёнок (2629 м), одноимённые перевал и река. Горные вершины Орлёнок есть на Урале и на юге Байкала.Вывод: Композитор Виктор Белый написал музыку этой легендарной песне, благодаря которой она летела людям в душу. Бер Хаимович Черняк перевел с идиша на русский. Шведов — переписал и сделал текст более богатым, красивым. И воодушевленные в свои шестнадцать лет мальчишки совершали подвиги и умирали с этой песней на устах. Слайд 23 физминутка «Танец орла» (упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата детей) РАБОТА С ТЕКСТОМ. А теперь познакомимся с самим текстом песни. Слайд 24 Задание 1 «Память разведчика»Говорят, что у разведчиков фотографическая память. Ребята, представьте себе, что вы - разведчики. Вы пробрались в штаб врага и увидели документ с грифом «совершенно секретно». У вас была возможность видеть его только 30 секунд – ни взять, ни сфотографировать его невозможно. Вернувшись к своим, вы должны воссоздать содержание документа. По моей команде открываете карточки с текстом песни. По истечении 30 секунд разведчики по памяти воспроизводят куплеты песни. 1 отряд 1-2 куплеты, 2 отряд 3-4 куплеты, 3 отряд 5-6 куплеты. См. Приложение №6Слайд №25 СЛОВАРНАЯ РАБОТА Приложение №7-8(объяснение новых слов. Слова демонстрируются на доске)Слайд 26 Задание № 2 «Рассуждалки» (на подготовку дается 1 минута) Приложение №6Вопрос 1 отряду: Как вы понимаете значение строк?1. Меня называли орленком в отряде, Враги называют орлом (1)Примерный ответ: в отряде партизаны ласково называли его орленком, за его юный возраст, а враги его боялись и называли орлом, потому что он был бесстрашен в бою. Вопрос второму отряду: 2. На помощь спешат комсомольцы – орлята И жизнь возвратится ко мне (2)Ответы детей: орленок уверен, что на помощь придут его товарищи- орлята, комсомольцы и спасут его из плена. Вопрос третьему отряду: 3. Орленок, орленок, идут эшелоны, Победа борьбой решена У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна! (3) Классный руководитель: Почему ими гордится страна?Примерные ответы кадет: Потому что его подвиг бессмертен. Он отдал за освобождение своей родины самое сокровенное – жизнь. Страна и его народ будет гордиться его подвигом. Пока его помнят, он будет вечно жить в сердцах людей. Слайд 27-28 Задание 3 «Бравый командир» командирам отрядов. Перед вами фотография памятника «Орлёнку» в г. Челябинске. Опишите устно образ Орлёнка. ( на подготовку задания дается 1-2 минуты)Устное мини-сочинение по картинке, описание образа ОрлёнкаОрлёнок гордо стоит перед врагами, в длинной до пят шинели. Руки его связаны с сзади, его ждет смерть, но какая в нем воля, твердость духа, непреклонность. Взгляд его суров, губы плотно сжаты. Он не боится своих врагов и смотрит на них с презрением и ненавистью. IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ-334645615950 Слайд 29 Задание № 4. «Мозговой штурм» Ответьте на вопросы викторины. (за каждый правильный ответ игрок поучает по 1 баллу - 1 медаль)1. Когда и кем была написана песня «Орлёнок»?Ответ: Написана она в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого к спектаклю Театра Моссовета «Хлопчик» советского еврейского драматурга Марка Наумовича Даниеля.Слайд 30 2. Кто такой Орлёнок? И о чём это песня?Ответ: Орлёнок – это мальчишка, символ боевой юности и героической гибели. О сотни таких же мальчишек, которые воевали наравне со взрослыми в годы ВОВ.Слайд 31 3. В каких городах стоят памятники «Орлёнку»?Ответ: в городе Челябинске. Есть памятники Орлёнку также в Запорожье, в городе Покрове, во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок» на площади пионерской славы.Слайд 32 4. Назовите имя одного из исполнителей песни «Орлёнок» во время ВОВ 1941 г. Ответ: Александр Окаёмов.Слайд 33 5. Назовите спектакль, где впервые прозвучала песня «Орлёнок»Ответ: «Хлопчик»Слайд 34 Классный руководитель: что мы сегодня узнали нового? Примерные ответы кадет: о песне «Орлёнок».Слайд 35Вывод: Это песня гимн мужеству и героизма всем известным и безымянным «орлятам», кто в свои пятнадцать, шестнадцать лет отдали все свои силы и жизни в борьбе за освобождение человечества от фашизма. Помните их имена и подвиги всегда!Слайд 36 Задание № 5 «Споёмте, друзья...» Классный руководитель: Задание: вы должны опять по очереди (1,2,3 отряды) спеть песню «Орлёнок». 1-2 куплет будет исполнять первый отряд, 3-4 куплет-второй отряд, 5-6 куплет – третий отряд. Жюри оценит музыкальность, задушевность, артистичность вашего исполнения.Исполнение песни «Орлёнок» ( под «минус» песни «Орленок» ) Приложение № 7,8(Во время исполнения песни все кадеты встают, одновременно демонстрируются кадры из кинофильма «Брестская крепость»).V. Рефлексия.Классный руководитель: ответьте пожалуйста на вопросы.1. Сегодня я многое узнал…2. Мне было трудно разобраться в некоторых вопросах…3. Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….Пока кадеты рассуждают, жюри подводит итоги. Награждение победителей Грамотами.На этом наш классный час окончен. Спасибо за сотрудничество. Использовались интернет ресурсы: 1. Nsportal.ru library…2012\11\12\isrorya..orlyonok. История героических песен нашего народа.2. Cultin.ru singles-orlyonok-pesnya3. Proshkolu.ru user\4. Ru.wikipedia.org\wiki\ОрленокСписок литературы 1. Свищева Т.А. «Песня в военной шинели» «Читаем, учимся, играем» 3,2011.2. Русская советская песня. Сб. стихов. Авт. – составитель Л.П. Кременцов. – Ташкент: Укитувчи, 1984.3. В.А. Таборко «Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Молодая гвардия, 1985.5.  Сборник орлятских песен А.Антипьевой.М.1976 г.7. Личные архивные материалы педагога.При подготовке и проведении классного часа использовались следующие песни:1. «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, муз А. Александрова2. «День Победы». Композитор Давид Тухманов, поэт Владимир Харитонов.3. "Нам нужна одна победа!" песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал»4. «До свидания, мальчики» Булат Окуджава5. «Алеша» стихи: Константина Ваншенкина, музыка: Эдуарда Колмановского 6. «Журавли» стихи: Расула Гамзатова, музыка: Яна Френкеля.7. «Вечный огонь», стихи: Евгения Аграновича , музыка: Рафаиля Хозак 8. «Катюша» стихи: Михаила Исаковского, музыка: Матвей Блантер9. Песня «Орлёнок» стихи: Белого, музыка: Якова Шведова.Приложение № 1Конкурсные задания к классному часу:«К подвигу героев песней прикоснись. История создания песни «Орлёнок»Участники: 9 классЧлены жюри: Фамилия И.О. преподавателя______________________ _______________________________________________№заданийНазвания заданий1 отрядбаллы2 отрядбаллы3 отрядбаллы1«Угадай мелодию»2«Память разведчика» 3«Рассуждения»4«Бравый командир»5«Мозговой штурм»6«Споёмте, друзья...» Дата «__» _________2018 гПриложение № 2Солдат: Здравствуй, мама! Дела мои идут хорошо. Ты за меня не беспокойся. Я нашел в разрушенной школе книги, хочется посидеть над ними, только времени пока нет: все бои, бои. Читать книги так интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться. Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел, что учиться в школе…»Ровесник: Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел, и одет ты как-то странно. Прикалываешься, что ли?Солдат: Что? Простите, я не понял.Ровесник: Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?Солдат: четырнадцатьРовесник: А мне пятнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?Солдат: Сейчас? Сейчас – война… (в недоумении солдат…) Ровесник: Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?Молодой солдат: Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел. Сейчас 1945 г. Сначала подумал, что меня уже убили, потом – что сошел с ума… Ущипнул себя – вроде не сплю… Последнее, что помню, взрыв – дальше тишина… Ну здравствуй, потомок!Ровесник: Невероятная история… Потомок… Я – потомок?.. Да ты же мой ровесник!Солдат: Я родился в 1930 году.Ровесник: А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?Солдат: Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.Ровесник: Слушай, расскажи мне о войне, а? Там, правда, так страшно, как пишут? Солдат: Там очень страшно. Но бывают такие моменты… Как бы тебе объяснить… Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.Ровесник: Петь? На войне? Не понимаю…Солдат: И не дай Бог тебе понять. Ты вот знаешь какие-нибудь песни военных лет?Ровесник: Сейчас подумаю! (пытается вспомнить…)Приложения №3Современная легенда.Сегодняшняя легенда об Орлёнке, как ее рассказывают вожатые знаменитого лагеря «Орленок» нынешним детям, звучит аккуратно, чтобы не задеть ничьих политических убеждений: «В эпоху сражений 1917 года враги убили родителей мальчика. Сироту приютил отряд, научил играть на трубе, прозвал Орлёнком. В отряде Орлёнок воевал, трубил в бою. Однажды ночью он увидел крадущихся врагов, но не убежал, а храбро протрубил тревогу. Враги убили Орлёнка, но он спас отряд, и враги оказались разбиты». Мальчик погиб не зря, а за родной отряд, именно этому вожатые учат детей. Но эта красивая легенда всего лишь устное предание вожатых, которая не имеет официального письменного источника. И мы сегодня попытаемся рассмотреть одну из версий создания этой песни, и для этого отправиться дальше вглубь времён. Приложение 4Сообщение кадета на тему: «История создания песни «Орлёнок»Песни, как люди, имеют свою судьбу, свою биографию. Песня Орлёнок» — одна из широко известных песен советского периода. Написана она в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого к спектаклю советского еврейского драматурга Марка Наумовича Даниеля, «Хлопчик», для постановки в театре Моссовета. Перевел пьесу на русский язык Бер Хаимович Черняк. Еврейского хлопчика звали Зямка Копач. Пьеса в оригинале так и называлась «Зямка Копач» и написана была на языке идиш. (еврейский язык германской группы). Сюжет спектакля повествует об эпохе Гражданской войны в Белоруссии. Городок близ Молодчено заняли белополяки, и 15-летний красноармеец Зямка Копач попадает в тюрьму со своими однополчанами. Узнав, что их командиру Андрею Кудрявцеву грозит расстрел, Зямка обманывает охрану, убегает из тюрьмы и связывается с подпольем, которое отбивает Кудрявцева. В тюрьме Зямка сочиняет песню, которая в итоге становится гимном отряда. Режиссеру нужен был всего один куплет, его сочинили Яков Шведов и Виктор Белый, воспользовавшись мотивом стихотворения А.С.Пушкина «Узник». Орленок, могучая птица Лети ты в далекий мой край Там мама – старушка по сыну томится Родимой привет передай.В этом куплете впервые появилось слово «орленок», которого в спектакле не планировалось. Откуда оно взялось? Шведов объяснил Белому, что сюжет эпизода похож на стихотворение Пушкина «Узник», где герой точно так же глядит из-за решетки на волю, обращаясь к «орлу молодому». Пьеса имела большой успех. Зрители, выходя из театра, пели тот куплет. -Мало, нужна, мой друг, песня!- предложил Шведову Виктор Белый.Так появилась песня в том виде, в каком мы ее теперь слышим. И сразу завоевала невиданную популярность. Приложение №5Сообщение кадета на тему: «Песня «Орлёнок в годы Великой Отечественной войны» Вторую жизнь приобрела песня в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была и паролем, и отрядной песней. Многие юные бойцы Красной Армии, партизанских отрядах повторили подвиг героя песни, их в отрядах так и звали — Орлятами. Это песня - боец, и не раз ей приходилось сражаться. Тому пример подвиг одного из первых исполнителей песни «Орленок», Александра Окаёмова.Подвиг первого исполнителя песни «Орлёнок» Александр Окаёмов, пел «Орлёнка» в составе фронтовых концертных бригад и на радио. Затем он стал бойцом народного ополчения батальона имени Чайковского. Был ранен в боях, попал в плен и оказался в страшном Кричевском концлагере для военнопленных, где организовал с товарищами группу сопротивления против оккупантов. Группа была раскрыта, но пытки не заставили Александра и его друзей, выдать имена остальных подпольщиков. Когда организаторов повели на казнь, за несколько мгновений до расстрела 21 февраля 1943 года Александр Окаёмов запел «Орлёнка». Ныне фамилии погибших артистов занесены на мраморную доску в Концертном зале имени Чайковского в г. Москве, а на месте их расстрела поставлен обелиск. ( г. Кричевск, Могилевской области Белоруссии). Приложение № 6 Карточка №1Вопрос: Как вы понимаете значение строк? Меня называли орленком в отряде, Враги называют орлом. Карточка № 2Вопрос: Как вы понимаете значение строк? На помощь спешат комсомольцы – орлята И жизнь возвратится ко мне Карточка № 3Вопрос: Как вы понимаете значение строк?Почему ими гордится страна? Орленок, орленок, идут эшелоны, Победа борьбой решена У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна! Приложение № 7,8«Орлёнок»Слова: Виктораого; Музыка: Якова Шведова1. Орленок, орленок, взлети выше солнцаИ степи с высот огляди.Навеки умолкли веселые хлопцыВ живых я остался один.2. Орленок, орленок, блесни опереньемСобою затми белый свет.Не хочется думать о смерти, поверь мне,В шестнадцать мальчишеских лет.3. Орленок, орленок, гремучей гранатойОт сопки врага отмело,Меня называли орленком в отряде,Враги называют орлом. (1)4. Орленок, орленок, мой верный товарищ,Ты видишь, что я уцелел,Лети на станицу, родимой расскажешь,Как сына вели на расстрел.5. Орленок, орленок, товарищ крылатый,Ковыльные степи в огне,На помощь спешат комсомольцы - орлятаИ жизнь возвратится ко мне. (2)6. Орленок, орленок, идут эшелоны,Победа борьбой решена У власти орлиной орлят миллионы,И нами гордится страна! (3)1936 гСловарная работаХлопцы – хлопец, парень;Оперенье - крыло птицы;Затми - затмевать. Заслоняя собой, делать что-либо невидимым, незаметным.Гремучей гранатой – в гранаты заливали гремучую ртуть, которая искрила при ударе и детонировала порох.Сопка - небольшая гора с округлой вершиной.Отмело – отмести, отбросить в сторонуСтаница – большое селенье в казачьих областях.Ковыльные степи - места, где растут кормовые растения, в частности как пастбищный корм для скота.Комсомольцы (комсомол)– организация, которая служила школой жизни для многих поколений советских людей, внесшая огромный вклад в героическую историю нашей Родины, которая объединяла молодежь в советское время.Эшелоны – боевые подразделения, которые идут в походном движении войск на некотором расстоянии. Выводы: Классный час прошёл на достаточном организационном уровне. Разнообразная по форме проведения и ориентированное на детей среднего, старшего звена внеклассное мероприятие, в рамках месячника военно-патриотического воспитания в КПКУ имело хорошую оценку и положительные отзывы, как со стороны педагогов, так и со стороны кадет. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X