Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Потапенко Наталья Викторовна

Эффективные игровые технологии в обучении иностранному языку

скачать документ

Вернуться назад

Эффективные игровые технологии в обучении иностранному языкуПотапенко Н.В., учитель английского языка, МКОУ «Берегаевская СОШ»,2018годМеханизмы, которые делают игру уникальным средством педагогики в рамках ФГОС и системно-деятельностного подхода:мотивация;прикладной характер игр;субъектность ученика;овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные, познавательные, коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.). игру можно и нужно применять на различных этапах урока, тем самым будет реализовываться дифференцированное обучение, индивидуальный подход к каждому ребенку.В книге Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это:1) деятельность,2) мотивированность, отсутствие принуждения,3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,5) развитие психических функций и способностей,6) «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)» Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Игра детей есть свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Использование игр помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.Подготовительная игра (способствует формированию речевых навыков) Лексическая, грамматическая, фонетическая; орфографическая.Творческая игра (способствует дальнейшему развитию речевых навыков и умений) По виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.Игры способствуют выполнению важных методических задач:· созданию психологической готовности детей к речевому общению;· обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;· тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.Главное для коммуникативно-ориентированного обучения обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной практической деятельности людей, непременно в групповой деятельности с учетом личностно-межличностных связей.Групповые коммуникативно-ориентированные задания1) задания речевого взаимодействия, которые невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах. Элемент задания может быть выполнен индивидуально. Задание может постепенно выполняться во все более крупных группах.Интервью. Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше присутствующих, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке.Технологии интерактивного интервьюСменные тройки.Карусель (образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через 30 секунд меняются.)Аквариум (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют)Броуновское движение (движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)Дерево решений (класс делится на 3—4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи, затем происходит общее обсуждение)Дискуссионная игра. По правилам дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением. Координация действий. Существуют разнообразные формы реализации данного приема. Одна из них заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами». Каждый ученик получает карточку, на которой обозначен «имеющийся у него» предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составляют таким образом, что прямой обмен осуществить невозможно.2) задания, предполагающие «информационное неравенство» участников —“information gap”: picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера); text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить); knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить, заполнить таблицу); belief / opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).) Проблемные речемыслительные задания, которые основаны на: последовательности действий, причинно-следственном рассуждении, критическом мышлении, предположении, догадке, классификации, нахождении сходств и различий, ранжировании по порядку, открытии, интерпретации, умозаключении, суждении, исключении лишнего. Критическое мышление позволяет формировать неравнодушных учащихся, готовых думать, говорить и общаться на иностранном языке 4) Задания организованного ролевого общения. Ролевое общение реализуется в ролевой игре — виде учебного общения с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету. В ходе учебной игры процесс обучения становится более творческим, увлекательным, а сама обстановка интерактивного взаимодействия вовлекает участников игрового процесса быть активными. В зарубежных исследованиях, посвященных измерению эффективности различных методов обучения, установлено, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в дискуссионном обучении — 75%, а при обучении посредством деловых игр — около 90%, а такой метод обучения, как ролевая игра, является самым эффективным средством при формировании навыков межличностного взаимодействияРолевая игра мотивирует речевую деятельность, отвечает на вопросы «Почему?» (мотив) и «Зачем?» (цель) нужно что-то сказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений . Примеры заданийline-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);respect (школьники говорят о своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку и т. п.);rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);conflict (школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.1.Think-Write-Round Robin – “подумай-запиши-обсуди в команде” - обучающая структура, в которой ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают его и по очереди обсуждают свои ответы в команде.2. Jot Thoughts – “запишите мысли” - обучающая структура, в которой учащиеся громко проговаривают придуманное слово по данной теме,записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности,каждый участник должен заполнить 4 листочка,следовательно, в центре стола окажутся 16листочков.3.Rally Robin - обучающая структура, в которой 2участника поочерёдно обмениваются короткими ответами в виде списка.4.Single Round Robin – “однократный раунд робин”- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.Примеры обучающих структуриспользованных на уроке для работы в малых группах:Рассмотрим применение игры в рамках урока открытия нового знания, который имеет следующую поэтапную структуру:мотивация к учебной деятельности;актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности;выявление причин затруднения и постановка цели деятельности;построение проекта выхода из затруднения;реализация построенного проекта;первичное закрепление во внешней речи;самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;включение в систему знаний и повторение;рефлексия деятельности. Например, для выполнения пробного учебного действия с новым материалом подойдут различные игры, викторины и упражнения, выполненные на сайте learningapps.org. Так, при изучении темы: “My pet” («Мое домашнее животное») к модулю 5 “World animals” («Животные со всего света») УМК “Spotlight” («Английский в фокусе») перед введением нового лексического материала учащимся предлагается сыграть в игру “Find a pair” («Найди пару»). Ученики пробуют сыграть в данную игру, но приходят к выводу, что не знают слов. Тем самым, они выявляют причины затруднений и ставят цели и задачи урока.обучающие игры подготовительные, включающие в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические, которые способствуют формированию речевых навыков, творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений .игры помогают решать методические задачи: формирование готовности учащегося к общению на иностранном языке; обеспечение естественных условий для многократного воспроизведения языкового и речевого материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи .учебные игры используют в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели «система учебных игр», т.е. иерархия игр, которые отличаются содержанием, сложностью, формой и методами взаимодействия по формирования и развития у них необходимых навыков и умений [3, с. 5].классификацию учебных игр, в которой игры отличаются по количеству участников; в соответствии с выполняемой функцией; по типу задач; по цели и содержанию; по способу и форме проведения; по уровню сложности интеллектуальной деятельности; по продолжительности; по степени сложности выполняемых действияhttps://www.englishelp.ru/teacher/lesson-games/19-grammatical-games.htmlИГРА и уровни знанийВ дидактике выделяют четыре уровня знаний (В. П.Беспалько)1) Знания-узнавания.2) Знания-репродукции.3) Знания-умения.4) Знания-трансформации1 уровень знаний получил название«знания-узнавания, распознавания»На данном уровне даются общие сведения об изучаемом объекте. Создаются ситуации, когда формулируются задания, в которых указан признак(признаки) интересующего нас объекта. Требуется найти соответствие или несоответствие предъявленного в заданиях этого же объекта указанному признаку (признакам). Репродуктивный метод обучения реализуется с учетом 1 уровня знаний. 1 уровень знанийУказан признак объекта.Даны разные объекты, среди которых находится объект, признак которого назван.Требуется правильно определить (найти) объект по указанному признаку.Перечень заданий 1 уровня:(перед заданием даётся пояснение указанного признака) Найдите сказуемое (подлежащее).Найдите согласный звук (гласный звук).Найдите второстепенные члены предложения.Найдите существительное (глагол).Найдите предложение (словосочетание).Реализация репродуктивных методов обучения(словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания и запоминают их. Таким образом, с помощью первого уровня знаний и репродуктивного метода обучения школьники получают общие сведения и распознают их по указанному признаку. Признак называет учитель, а дети воспроизводят данный признак, находя нужное по данному признаку. 2 уровень знаний – «знания-репродукции»На данном уровне осуществляется усвоение необходимого и достаточного объёма знаний(взаимосвязанных элементов – учебной информации и алгоритмов её использования в деятельности).На этом уровне создаются ситуации, когда ученик сам должен вспомнить признак (признаки) объекта или алгоритм действия и выполнить задание,связанное с выявлением соответствия или несоответствия предъявленного объекта его существенному признаку (признакам) или реализацией необходимого для получения ответа алгоритма.2 уровень знанийПри выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия)При выполнении задания, ученик определяет объект по его признаку, реализовывает алгоритм для получения ответа.Примеры заданий 2 уровня на самостоятельную работуЗадание. Объедините слова в одну группуA father, a sister, a daughter, a mother, a son, a mother, a grandfather.Ученики видят, что во все слова можно объединить при помощи одного слова. Они вспоминают, что все слов относятся к одной группе– FAMILY (семья). Перечень заданий 2 уровня:Найдите слова с одинаковым лексическим или грамматическим значением.Найдите согласный звук (гласный звук) и покажите его.Найдите глаголы(существительные) с одинаковым окончанием.Найдите имена, которые можно заменить местоимениями 3 лица единственного числа.Найдите существительные в единственном числе.При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия).Таким образом, при выполнении заданий второго уровня реализуется репродуктивная деятельность учащихся, так как дети вспоминают и воспроизводят полученный на уроке материал. При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия).Реализация репродуктивных методов обучения(словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания, запоминают их и воспроизводят.3 уровень знаний – «знания-умения»Данный уровень предполагает использование приобретенных знаний в условиях, раннее не рассматриваемых в учебном процессе.Здесь создаются ситуации предъявления заданий для преобразующего воспроизведения знаний. В них сообщается общая идея (принцип) построения и использования алгоритма решения задачи и выдвигается требование развить эту идею (этот принцип) применительно к конкретным условиям.Задания должны способствовать тому, чтобы объём усвоенной обучаемыми информации увеличивался, знания углублялись, сфера их применения расширялась.Предъявление и решение обучаемыми задач данного уровня является необходимым условием формирования творческой личности. Обучаемый решает задачу,используя ранее полученные знания.Примеры заданий 3 уровня на самостоятельную работуЗадание 1. Вставьте пропущенную букву в слово.BA__Дети обсуждают вместе с учителем лексическое значение слова (что это может быть). Учитель создал ситуацию для преобразующего воспроизведения знаний. Дети развивают идею,основываясь на знании понятий об открытом и закрытом слоге, как найти пропущенную согласную букву, какая разница между гласными и согласными буквами в английском алфавите,названия букв алфавита.Дети приходят к выводу, что на конце согласная, но варианты могут быть различны.BAT BAR BADЗадание 2. Налетел ветер и рассыпал слова. Помогите рассеянному ветерку собрать слова в предложение.to, swimming, We, the, every, go, pool, evening.We go to the swimming pool every evening.Нужно вспомнить порядок слов в английском предложении, части речи, их признаки, какие окончания.Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Определите, какой частью речи они выражены.He plays __________ every __________. Why _____ he like to ________?Дети подбирают подходящие по смыслу слова(разные части речи), задавая вопросы к пропущенным словам, определяя, какая часть речь отвечает на этот вопрос. Данный уровень соответствует частично-поисковому и исследовательскому методу. Продуктивная деятельность – это активизация мыслительной деятельности. Дети анализируют,сравнивают, обобщают, классифицируют,абстрагируют, систематизируют учебный материал.Но прежде, чем перейти к продуктивной деятельности, учитель должен работать на продуктивном уровне, даёт понятия, признаки.Также как и с первого уровня знаний, нельзя перейти сразу на третий. Дети получают удовольствие от процесса обучения и работают не за оценку, а за знания и применение этих знаний для чего-то нового, нахождения ответов на интересные вопросы. Продуктивный метод ведёт нас к четвертому уровню знаний – «знания-трансформации4 уровень знаний – «знания-трансформации»На данном уровне субъект деятельности должен сам увидеть и обосновать проблему исследования и найти пути её решения. Деятельность в этом случае достигает уровня подлинно творческой продуктивной деятельности и проявляется во внешнем плане в виде объективно значимых открытий.На основе полученных знаний, субъект деятельности открывает что-то новое, ранее не изученное или не полученное кем-то другим.Открывается творчество данного субъекта. Задача учителя – дать всё, для того чтобы ученик сам впоследствии вышел на 4 уровень знаний. Таким образом, мы пришли к выводу, что методы обучения и уровни знаний взаимосвязаны между собой и выбор учителем методов обучения обусловлен уровнем знаний. Нельзя перешагнуть репродуктивную деятельность и перейти сразу к продуктивной, так как, не зная основных понятий,ученик не сможет решить впоследствии какую-либо задачу. Также и с уровнями знаний: нельзя перейти от 1уровня сразу на 4. Каждый раз, поднимаясь на одну ступеньку, ученик развивается, растёт,становится гармонично развитой личностью.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X