Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Писарева Любовь Юрьевна

Тематическая открытка - как вид искусства

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка открытого занятия «Тематическая открытка – как вид искусства» Выполнила: Педагог дополнительного образования Писарева Любовь Юрьевна МБОО ДО Центр творческого развития и гуманитарного образования имени Геннадия Неунывахина (МБОО ДО ЦТР и ГО) Мыски 2018Аннотация Данная методическая разработка занятия посвящена созданию тематической открытки. Актуальность и педагогическая целесообразность открытого занятия состоит в знакомстве с новыми способами художественного самовыражения ребенка в декоративно-прикладном творчестве, что связывает его с окружающей реальностью и основывается на актуальных детских интересах. Создание открытки – это особая кропотливая работа, которая требует от художника соблюдение определённых правил и закономерностей. Работу не следует сводить к овладению техническими навыками и нельзя соотносить с другими видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Характер «открыточной» системы каждого художника свой, его можно оценивать с позиции того, как он передает в тематической открытке — пространство и время. Данная методическая разработка открытого занятия отвечает на вопросы о разновидностях открытки по тематике, о технических видах открытки, о стилях и новых направлениях современной открытки, разъясняет решение методических и практических задач. Разработка открытого занятия «Тематическая открытка – как вид искусства» рассчитана для реализации обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет ( 1 класс по программе 3 – летнего обучения).Содержание занятияТема занятия: «Тематическая открытка – как вид искусства».Тип занятия: урок изучения нового материала.Вид занятия: смешанный (беседа, практическая работа).Цель занятия: знакомство обучающихся с тематической открыткой как видом искусства, ее видами, функциями и средствами выразительности. Развитие творческих способностей при изготовлении тематической открытки и формирование навыков владения техникой аппликация, дополненную графическим изображением, определяющим тематику идеи.Задачи:Образовательные:- сформировать у обучающихся познавательную потребность, интерес к предмету;- сформировать потребность в создании индивидуального подарка – открытки, как в средстве самовыражения;- показать открытку как важную форму искусства;- познакомить обучающихся с историей возникновения, видами, формами тематической открытки как формы общения между людьми;- научить обучающихся работать с разной по форме и цвету бумагой и соединять ее в единую смысловую композицию.Воспитательные:- воспитать усидчивость, терпение, самостоятельность в навыках созданиятематической открытки;- воспитать интерес в практической работе к различным видамматериалов.- воспитать чувство ответственности за выполненную работу, умениепринимать самостоятельные решения, желание делать свою работукачественно.Развивающие:- развить у обучающихся необходимые навыки для работы с тематическойоткрыткой;- развить художественно-творческое воображение и аналитических способностей на занятии по выполнению тематической открытки;- развить умение использовать аппликацию и графику как художественный прием для создания тематической открытки, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, элементов на тонированной основе.Предполагаемый результат: Учитывая степень индивидуального развития детей в учебной группе, предполагается выполнение новогодней открытки в смешанном стиле в соединении таких техник, как «аппликация» и «дудлинг». Данная тема может варьироваться благодаря демонстрации выполнения работы преподавателем по ходу урока. Индивидуальный подход к каждому обучающему, позволяет выявить и раскрыть его способности. При индивидуальном просмотре детских работ необходимо учесть выполнение обучающимися определенных правил техник «аппликация» и «дудлинг». При оценке работы учитывается, как результат творчества – умение создавать индивидуальный подарок – используя ритм как средство композиционного строя и линию как выразительное средство композиции.Материально-техническое обеспечение занятия:тонированная бумага (пастельная бумага);цветные карандаши;гелиевая ручка (белая);клей «карандаш»;ножницы;методические таблицы;образцы работ (тематические открытки);ВведениеВ настоящее время, существуем огромное количество открыток. Темы, виды, техники исполнения и стили тематической открытки разнообразны. Актуальность исследования данной работы определяется тем, что тематическая открытка возрождается на новом уровне, превращаясь в художественное произведение, занимая достойное место в графическом дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Данное открытое занятие передает обучающимся технические приемы создания тематической открытки, как искусство художественного дизайна и конструирования, понимание выразительной возможности плоскости и линии.Ход занятияТеоретическая частьДанное занятие позволит обучающимся погрузиться в удивительный мир открытки, где каждый выступит в роли «дизайнера» собственного проекта. Тема занятия: «Тематическая открытка – как вид искусства». На этом занятии вы узнаете, что такое тематическая открытка, какие виды, техники исполнения и стили существуют сегодня, как обычная плоскость картона превращается в произведение искусства.Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма. Это яркая, живописная картинка на небольшом кусочке плотной бумаги, как правило, прямоугольной формы на котором вы можете написать послание или поздравление кому – либо и отослать по почте. Тематическая открытка – это открытка, которая выполнена в определенной теме и призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Творческим источником для нашего занятия послужит «новогодняя открытка», как красивая, добрая сказка, которая приходит в дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Это один из любимых и волшебных детских праздников. Вы познакомитесь с техникой «плоская аппликация» и «дудлинг». Репродуктивный ряд на стене поможет узнать разнообразие открытки по тематике, виды, техники исполнения и стили. Это репродукции произведений различных художников, а также работы, выполненные в процессе обучения. Плоская аппликацияСлово «аппликация» произошло от латинского слова «аппликацио», что означало «прикладывание». Работы выполненные таким способом имеют основу, к которой прикладываются вырезанные элементы. Это самая простая аппликация по техническому исполнению, но не смотря на это, такой вид декоративно-прикладного искусства может стать очень интересным и развивающим занятием. ДудлингДудлинг – (от англ. doodle – каракули) творческий метод, помогающий расслабиться и лучше понять самого себя. Сегодня такая форма творчества завоевывает популярность по всему миру. Не удивительно, ведь дудлинг повышает внимательность, улучшает память, развивает креативность и умение нестандартно думать. Рисовать закорючки доступно каждому ребенку. В дудлинге нет правил, а значит никаких препятствий для фантазии нет и возможности самовыражения с его помощью не имеют границ. Практическая частьСоздание тематической открытки основано на использовании таких техник, как «плоская аппликация» и «дудлинг». На первый взгляд очень разные технические приемы, но они идеально дополняют друг друга, создавая необыкновенное чувство праздника и волшебства. Новый год – вдохновитель и творческий источник данного занятия. Самый необыкновенный праздник, который дарит нам надежду на лучшее, дарит множество подарков и приятных эмоций. В этот период мы можем с легкостью почувствовать себя героями сказки. Это время исполнения самых заветных желаний. Сегодня каждый из вас выступит в ролях: 1 – художник ; 2 – дизайнер; 3 – конструктор. Такое искусство назовем «детским дизайном», что определяется специалистами как полезное художественно–декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм. Один из важных элементов в нашем произведении, выступает шрифтовая композиция. Почему шрифтовая композиция, а не шрифт? Ведь мы создаем произведение искусства, а не просто используем систему визуального отображения информации при помощи условных символов.Далее поговорим о линии, как о выразительном средстве композиции. Линия – формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. В нашей композиции, линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения. Выразительность ассоциативного восприятия линии зависит от характера ее начертания, тонального и цветового звучания. Выбор цвета основы для тематической открытки играет важную роль, так как черный фон будем применять для контраста с техникой «дудлинг». Итак, приступим к изготовлению тематической открытки. У нас уже есть заготовка для работы – это пастельная бумага, прямоугольной формы с надрезом для перегиба по полам и вырезанной треугольной формой на главной страничке открытки. Нам остается только согнуть ее и основа готова. Далее поговорим о творческом источнике и о том, как мы будем создавать изображение на внутренней страничке тематической открытки. Новый год – это прежде всего елочка! Считается, что ель символ вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой вечную, молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Начнем работу с изготовления полос для елочки. С помощью ножниц, мы вырезаем полоски так, чтобы верхняя полоса была короче, чем последующая и так далее. Для этого нам понадобиться различная по цвету пастельная бумага. Выкладываем полосы на поверхность основы, не акцентируя внимание на ровность выстраивания. В этом нам поможет (правило ритма) – закономерного чередования больших и малых форм и правило (статики, динамики) – пластическое движение композиции. Когда все полосы выстроены, приклеиваем их на клей – карандаш. Следующий этап в работе над тематической открыткой – это постепенное дополнение композиции техникой «дудлинг». Графическая подача техники – белая линия на темном фоне. Линия – наиболее точно передает характер любой формы, являясь основным формообразующим элементом. В основе лежит цветочный орнаментальный мотив в круге, преобразованный в достаточную степень стилизации. Важно подчеркнуть, что рисуя круги и выстраивая их хаотично по всей плоскости работы, пользуясь средствами ритма, постепенно раскрывается эмоциональное содержание композиции, приобретая художественно – эмоциональную окраску. Графический язык должен быть предельно лаконичным, так как минимальными средствами достигается максимальная выразительность и активность рисунка. Таким образом, будет происходить украшение нашей композиции, елочки. Процесс создания тематической открытки практически завершен, но осталась одна деталь – это текст. Дух праздника должен неизменно присутствовать во всякой праздничной графической работе. Его мы можем расположить на главной страничке композиции. Наиболее приемлемой техникой графической «подачи» готового решения является гелиевая ручка, так шрифтовая композиция пусть будет проста, но выразительна. На данном занятии вы узнали, что такое тематическая открытка, научились работать в технике «плоская аппликация», в технике «дудлинг» и соединять их в единую композицию, создавая настоящее произведение искусства. (Далее обучающиеся делятся своими впечатлениями и обсуждают результат работы).ЗаключениеТворческий процесс создания тематической открытки отражает целую палитру чувств, традиций и заряжает положительной энергией. Создателей открыток можно смело назвать режиссерами человеческих эмоций. Практический опыт, данный на занятии, дает возможность овладеть основами композиционного мышления и способу преобразования бумаги в произведение искусства, используя при этом самый простой набор технических приемов и материалов. Бумага обладает большими пластическими возможностями. Это один из самых податливых, легко доступных и незаменимых материалов, работа с которым способствует формированию пространственного мышления. Создание открыток пробуждает у ребенка эмоции: он делает открытку – загадку и при этом радуется, удивляется, восхищается. Соединяя несколько технических приемов в одной композиции, работа превращается в произведение искусства и неповторимый стиль. В каждом таком произведении – частичка души автора. Так открываются дальнейшие горизонты творческой деятельности ребенка и как знать, может быть, когда-нибудь его открытка станет находкой для филокартиста – коллекционера открыток.Список литературыАндреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития [Текст] - 2-е изд., / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000Арапова С.В. «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического». - СПб.: КАРО, 2004 Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. «О чем поведала открытка». - М.: Связь, 1978Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. «Открытка продолжает рассказ». - М.: Радио и связь, 1982Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. «Рассказы об открытках». - М.: Радио и связь, 1986Богомолов, И.И. Шрифтовая композиция: учебное пособие. – Пенза.: ПГУАС, 2005Гончаров, А. Д. Художник и книга [Текст] / А. Д. Гончаров. - М.: Искусство книги, 1964Егоров Э. Привет из Москвы. Москва на старых открытках. 1895-1917. Альбом-каталог. – М.: Магма, 2004. / Русское искусство. - 2005.-№1 Учебное пособие «Живопись». – М., 2001 Звонцов, В.М. Основы понимания графики [Текст] / В. М. Звонцов. - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963 Кандинский В.В. «Точка и линия на плоскости». – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»,2008 Козлов В.Н. «Основы художественного оформления текстильных изделий». – М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 Популярная художественная энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986 Рубцова Елена. «Открытки к праздникам  своими руками». – М.: «Эксмо», 200

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X