Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Пушкина Елена Михайловна

Экологические сказки как метод формирования экологической культуры дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того, чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.Задачи экологического воспитания:1. Формирование системы элементарных, научных, экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.3. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.4. Развитие познавательного интереса к миру природы.5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.6. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.7. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки вывод, а иногда вопрос (для поддержания диалога с маленькими слушателями) – такова схема построения экологических сказок.При подборе сказочных произведений учитываются:- возрастные особенности детей;- имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;- имеющийся у детей литературный опыт;- тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;- художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.Авторские экологические сказки:В. Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».Д. Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямый козёл», «Сказка про Козявочку».А. Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».Н. Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша».Е. Пермяк: «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», «Некрасивая ёлка», «Птичьи домишки», «Толковая муха».К. Ушинский: «Ветер и Солнце», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Мышки», «Козёл», «Лиса и гуси». Н. Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».Р. Киплинг: «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Слонёнок», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы?»Народные сказки:«Война грибов с ягодами», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Кот и лиса», «Теремок», «Кощей Бессмертный», «Лиса и Журавль», «Снегурочка"Методологические подходы к использованию экологических сказок в работе с дошкольниками:В.В. Гербова- Чтение сказки- Вопросы по содержанию сказки- Повторное чтение сказки с установками на пересказ- Пересказ сказки (целиком, по частям, по ролям и т.д.)- Последующая работа: инсценировки, игры – драматизации, художественное творчествоН. А. Рыжова-Чтение сказки- Обсуждение сказки по вопросам- Задания: Экскурсии, художественное творчество, экологические акции, опытно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, игры с макетами, дидактические игры, народные игры, игры -драматизации.А. А. Петрикевич- Чтение и восприятие содержания сказки на основе сопереживания и сочувствия объектам природы. - Драматизация – основное условие.Принципы составления экологических сказок:- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация; - в экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и прочее);- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь, если детям будет симпатичен герой сказки, то они легче и лучше усвоят всё, что с ним будет связано. Вывод:Экологические сказки являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников. Всё хорошее в людях из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!Материал подготовила: Пушкина Елена Михайловна воспитатель дошк. отделения МКОУ Детский дом-школа № 95 г. Новокузнецк, Кемеровская обл.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X