Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Белова Любовь Меркурьевна

К вопросу об исполнении пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработкана тему «К вопросу об исполнении пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»Автор: Любовь Меркурьевна Белова, преподаватель по классу фортепианомуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №11 города Новосибирска(МБУДО ДШИ №11 г. Новосибирск)В процессе музыкального образования, в процессе формирования юного музыканта особо важную роль призвана играть работа над музыкальным произведением. Благодаря глубокому содержанию, выявленному в художественных образах, такое музыкальное произведение активнее привлекает внимание учащегося, мобилизует его способности, стимулирует развитие технических возможностей, формирует музыкальный вкус, будит в нём творческую фантазию. Пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь» можно справедливо назвать шедевром пейзажного искусства в музыке. Поэтому, чтобы активизировать воображение учащегося при исполнении произведения, целесообразно обратиться к другим видам искусства: живописи, поэзии.Работа начинается с показа педагогом репродукций известных русских художников, посвященных теме осени – И. Шишкина «Осень», 1892г., И. Левитана «Осенний день. Сокольники». 1879г., «Осень. Усадьба». 1894г. (См. в Приложении к сценарию).Вопросы к учащемуся:- Какие еще известные картины художника Левитана на эту тему ты можешь вспомнить, назвать? («Золотая осень»)- Какая из этих картин тебе ближе, почему?- Какая из репродукций, с твоей точки зрения, точнее отражает пьесу Чайковского «Осенняя песнь»?Преподаватель исполняет для учащейся пьесу, сопровождая отдельные фрагменты цитатами из стихотворений известных русских поэтов:- Роняет лес багряный свой убор,..Проглянет день, как будто поневоле,И скроется за край окружных гор» (А.С. Пушкин)- Медлительной чредой нисходит день осеннийМедлительно крутится желтый лист,И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист (А. Блок)Далее приводятся эпитеты из лекции профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки М.С. Лебензон: «...музыка пьесы удивительно соответствует названию - грустная, меланхоличная, звучит с болью, горестно-тоскливо. Середина пьесы не отличается по фактуре, но светлее по характеру (тональность фа мажор), воспринимается как печальная, но с какой-то надеждой. Кульминация остро-горькая, продлевается секвенциями.Следующий шаг- совместное с учащимся определение формы пьесы — трехчастная. I часть написана в тональности ре минор. (16 тактов)II часть начинается светло - в фа мажоре, но уже во 2-м построении возвращается ре минор. (всего 17 тактов)III часть повторяет I часть. (всего 16 тактов)Пьесу заключает семитактовое построение – «песня замирает…»Вопрос к учащемуся- - Сколько предложений в первой части? (4 предложения, каждое по 4 такта).Печаль и картина оцепенения природы передана в I части «Осенней песни». К. Н. Игумнов писал по этому поводу: «Всё должно быть медленно, задумчиво, печально. Это не золотая осень, не пушкинское «Очей очарованье»». Здесь иное настроение: «Поздняя осень, грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели» (Н.А. Некрасов)После того, как учащийся уяснит характер, содержание и форму «Осенней песни», нужно определить звуковое решение художественного образа и задачи по его воплощению. При формировании у учащегося представления о пьесе необходимо подчеркнуть ее песенное начало. Важнейшую роль в произведении играет мелодия, которая исполняется мягко и певуче. Выразительное и задушевное «пение» должно лежать в основе исполнения. Чайковский подчёркивает это в самом начале пьесы molto cantabile (очень певуче). Нисходящие окончания фраз во 2 и 4 тактах, скачки на сексту вызывают ассоциации с арией Ленского «Что день грядущий мне готовит?» из оперы «Евгений Онегин». Восходящие пассажи в 5, 6 тактах- как робкий луч солнца. В 7-8 тактах нисходящие хроматические ходы с акцентами на слабую долю и задержанием свидетельствуют о сильных чувствах. Цитата из И. Бунина «Осень веет тоской, осень веет разлукой» помогает учащемуся глубже понять интонационный строй мелодики и степень ее экспрессии. Эти яркие интонации ученик должен слышать и прочувствовать для выразительного исполнения.В 9-12 тактах I части мелодия проходит в среднем регистре и необходимо ее исполнять вязким, плотным звуком, близким тембру виолончели. Этот фрагмент требует от учащегося значительного опыта владения полифонией, так же, как и дуэт голосов во II части пьесы, приводящий к кульминации. Таким образом, важны не только слышание интонационной составляющей мелодии, но и ее тембральное прочувствование, владение полифонической фактурой.В 9-12 тактах мелодия в правой руке на втором плане, она не должна заглушать средний голос в левой руке, но в то же время , звучать отчетливо и выразительно. Обязательна беседа с учащимся, что необходимо подчеркнуть, выделить, а что стушевать. Пройти отдельно каждый голос и обратить внимание на несовпадение опорных нот в мелодии и подголоске. Затем попробовать соединить, учитывая различную динамику в развитии двух голосов. Для выразительности исполнения мелодии важно отметить главный ее элемент — мотив вздоха, грусти и даже скорби. Нужно точно соблюдать паузы, уделять внимание длинным нотам с опорой на них. Определить, в какой мере «брать дыхание» руками, помогает ощущение музыкальной фразы и понимание учеником глубины цезуры. Фактура изложения – гомофонно - гармоническая с элементами полифонии. Пианистически сложно сочетать в одной руке мелодию с аккордовыми звуками. Рука опирается всей тяжестью на слабый 4 и короткий 5 пальцы, а сильные — 1 и 2 пальцы лишь слегка касаются дна клавиш.Основной штрих в мелодии пьесы — legato служит необходимой предпосылкой «пения на инструменте». . По словам Е Тимакина, «ощущение, будто переступаешь с пальца на палец по мягкому глубокому ковру». В 13-16 тактах мелодия в верхнем голосе в измененном виде исполняется подчеркнуто — marcato. В 15 такте аналогичный мотив звучит легче, non legato. Характер мелодии в начале II части более светлый, оживлённый, «кружащийся», постепенно драматизируется и приходит в 21 такте к кульминации на доминантовом нонаккорде. И далее, каждая нисходящая фраза звучит страстно, как мольба, идущая из сердца. С 26 такта начинается повторение 22-25 тактов, но следует их играть иначе, возможно оттенить их динамикой, другим туше, по-иному расставить акценты, поменять агогику. Заканчивается II часть драматическим нисходящим речитативом, как бы соло виолончели. В III части повторяется мелодия I части. Кода-эпилог заканчивается на пронзительно тоскливом звуке V ступени, оставляя ощущение незавершенности, недосказанности. Четырехдольный метр соответствует печальному настроению. Ритмический рисунок разнообразен и сложен: синкопы, триоли, долгие звуки, паузы. Синкопы придают своеобразную хрупкость. Необходимо отдельно работать над форшлагами как в правой, так и в левой руке, их нужно исполнять, избегая суетливости. Общий темп пьесы –Andante doloroso, то есть неторопливо и печально. Следует не допускать излишней торопливости, но и затягивание темпа может привести к статичности исполнения, к разрушению цельности произведения.Средняя часть пьесы требует едва заметного оживления темпа, которыйво взаимодействии со сменой фактуры, лада, динамических красок будетспособствовать созданию более светлого настроения, душевного подъёма.При этом не следует разрывать единую линию мелодии. Кода (такты 50-57) требует от юного исполнителя умения постепенноубавлять звук от рр до полного растворения morendo.Для осознания тембровой красочности музыки можно прослушать «Осеннюю песнь» в оркестровом исполнении.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Проработав отдельные стороны исполнения «Осенней песни», на завершающем этапе необходимо добиться слияния в одно художественное целое всех отработанных деталей. Все найденные и закреплённые – в сознании и ощущении – движения, все средства музыкальной выразительности должны быть подчинены одной задаче – правдивому и полному раскрытию содержания музыкального произведения.Работа над «Осенней песнью» П.И. Чайковского развивает учащегося в эстетическом плане, раскрывает его эмоциональность, обогащает его духовный мир.Литература.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. /4-е издание. - М.: Музыка, 1982.Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского. - М.: Музыка, 1971. Альшванг А. П.И.Чайковский - М.: Музыка, 1967.Тимакин Е. Воспитание пианиста /методическое пособие, 2-е издание. - М., Советский композитор.Лебензон М.С. П. Чайковский «Времена года». Уроки мастерства. /Фильм лекция — Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2002.Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М.: Музыка, 1964г.ПРИЛОЖЕНИЕИ. И. Шишкин. Осень. 1892г.И. Левитан Осенний день. Сокольники. 1879гИ. Левитан Осень. Усадьба. 1894г

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X