Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Баранова В.О., Марфюк Л.В., Модянова Н.Л.

Опыт реализации проекта «Волшебный мир камней», направленного на познавательное и коммуникативное развитие детей раннего возраста с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЕЙ», НАПРАВЛЕННОГО НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗБаранова Влада Олеговна,воспитатель, ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы»,г. Сыктывкар;Модянова Надежда Леонидовна, воспитатель, ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы»,г. Сыктывкар;Марфюк Любовь Викторовна, воспитатель, ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы»,г. СыктывкарАннотация.В статье представлен опыт использования игр и игровых экспериментов с камнями в познавательном и коммуникативном развитии детей раннего возраста с ОВЗ.Цель статьи – трансляция педагогического опыта работы с детьми раннего возраста с ОВЗ.Статья позволяет обобщить и систематизировать положительный опыт использования неживых природных материалов (камней) в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.Предложенный опыт будут полезен педагогам и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, его можно использовать в домашних условиях.Annotation.The article presents the experience of using games and natural materials (stones) in the cognitive and communicative development in young children with disabilities. The purpose of the article is to broadcast the pedagogical experience of working with young children with disabilities.The article allows to generalize and systematize the positive experience of using inanimate natural materials (stones) in correctional and developmental work with this category of children.The proposed experience will be useful for teachers and parents raising children with disabilities, it can be used at home.Ключевые слова: дети раннего возраста; дети с ОВЗ; коммуникативные навыки; коммуникативные умения; познавательная активность; познавательный интерес; исследовательская деятельность; игровые эксперименты.Keywords: young children; children with disabilities; communication skills; cognitive activity; cognitive interest; research activities; game experiments.Ранний возраст – наиболее благоприятный для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение с взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательная активность, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.  У детей с ОВЗ часто отмечаются специфические проблемы, ограничивающие их способность к познавательному и коммуникативному развитию. У этой категории детей часто отмечается пассивность в исследовании окружающего мира, низкий уровень развития познавательных интересов. Дети часто оказываются, лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации.У детей с ОВЗ отмечаются так же определенные особенности развития коммуникативной компетенции, им часто присущ низкий уровень освоения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. И особенно это выражено в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, в различных ситуациях в процессе игровой или свободной самостоятельной деятельности. В связи с этим актуальной задачей становится поиск средств, методов и условий для более эффективного развития, и социализации детей с ОВЗ. Одно из них — организация и проведение игр и игровых экспериментов с камнями. Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. Особенное значение игра, как инструмент развития и познания, приобретает для детей с ОВЗ.Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность.Именно поэтому наш проект «Волшебный мир камней» определен как ислледовательско-игровой. Изучение камней — увлекательнейшее занятие. Ни один природный материал не притягивает с такой силой, как разнообразные камни. Ребёнок испытывает удовольствие, перебирая камешки, ощущая их цвет, форму, фактуру. Он разглядывает замысловатые узоры, находя в них порой самые неожиданные изображения: море, горы, цветы, фейерверки.Играя и экспериментируя с природными камнями, можно не опасаться, что им будет нанесён какой — либо вред. Манипулирование с камнями вызывает у ребёнка массу положительных эмоций, помогает преодолеть сенсорную депривацию, развивает мелкую моторику. Активнее протекает развитие внимания, памяти. В процессе игр и игровых экспериментов с камнями дети учатся видеть и выделять проблему, ставить цель, анализировать объект, выделять существенные признаки и связи, самостоятельно осуществлять эксперимент, делать выводы. Кроме того, игры и игровые эксперименты способствуют формированию коммуникативных компетенции.В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении их возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.) О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…»Именно поэтому при отборе игр и игровых экспериментов учитываются особенности развития ребенка и дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. При проведении игр и игровых экспериментов педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение ребенка, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых действий.После завершения этапов инициации и планирования проекта мы приступили к этапу исполнения. Для участия в проекте было отобрано 7 детей раннего возраста с ОВЗ, посещающих группу ранней помощи ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы». Нами была проведена диагностика познавательного и коммуникативного развития у детей сформированной группы. Результаты диагностики показали низший уровень познавательного и коммуникативного развития детей, что побудило нас к проведению формирующего эксперимента.Основной формой работы стали индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.Педагогическое (коррекционно-развивающее) воздействие включало:Игры с камнями: «Золушка» (сортировка), «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Найди сокровище», «Выложи по образцу», «Продолжи ряд», «Три мешочка» и т.п. Подвижные игры с использованием камней: «Перепрыгни через ручеек», «Соберем камешки» и т.п. Доступные игровые эксперименты: «Цвет камня», «Тонет - не тонет», «Твердый-мягкий», «Шершавый-гладкий», «Легкий-тяжелый», «Теплый-холодный», «Шумелки», «Звуки камней» и т.п. Специально организованную совместную деятельность с детьми: рисование на камнях, рассматривание иллюстраций, наблюдение на участке, рассматривание камней во время прогулки, рассматривание Сада камней, конструктивная деятельность (постройки из камней: дорожка, мостик и т.п.)Работу с родителями: Рекомендации по проведению доступных игровых опытов, игр и упражнений с использованием камней в домашних условиях (брошюры, сообщения в вк, фотоматериал).Фотоконкурс для по номинациям: «Волшебное превращение камней», «Мы экспериментируем», «Играем с камнями», «Моя коллекция камней» Важную роль в активизации познавательного интереса играет мотивационный компонент деятельности. Поэтому в своей работе мы использовали стимулы, внешние побудители, задача которых вызвать и усилить собственные мотивы деятельности ребенка. В данном случае ребёнок достигает коррекционно-развивающей цели, решая проблемы сказочного персонажа. Детям предлагалось помочь гостю, например: «Зайчику найти дорожку к морковке, «Украсить цыпленка», «Нарядить елочку», «Сделать мостик к теремку» и т.п.Использование игровой мотивации, стимулов, способствовало тому, что дети с большим желанием включались в совместную с взрослым деятельность, постепенно усваивая правила игр.Экспериментально-игровая деятельность тесно связывалась с наблюдениями. В летний период мы находили и наблюдали за камнями на прогулочной площадке, наблюдали за Садом камней. Проводили подвижные игры на улице.На этапе мониторинга и контроля вновь была проведена диагностика познавательного и коммуникативного развития детей. Был произведен качественный и количественный анализ, диагностических данных до и после педагогического воздействия.Сравнительный анализ свидетельствует о положительной динамике в познавательном и коммуникативном развитии сформированной группы детей. Отмечаются положительные изменения в развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Дети чаще стали проявлять интерес к непосредственно воспринимаемым объектам (камням). С помощью взрослого стали замечать необычное, при его восприятии проявляют ситуативное чувство удивления. Оставаясь по-прежнему неустойчивым, оно вызывает спонтанную ситуативную активность. Дети стали чаще радоваться новому. Вопросы дети по-прежнему не задают. Все дети стали положительно принимать помощь взрослого в разрешении проблем.Положительные изменения отмечаются в формировании познавательных действий, становления сознания.Попытки детей самостоятельно установить предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они еще мало результативны. Чаще дети использует хорошо знакомые действия; с удовольствием участвуют в несложных экспериментах с камнями, организуемых взрослым. В совместной деятельности при ведущей роли взрослого дети стали использовать элементы собственного опыта. Дети освоили некоторые способы действий с камнями: «Тонет - не тонет», «Твердый-мягкий», «Шершавый-гладкий», «Шумелки», «Звуки камней», «Золушка» и т.п.В процессе экспериментирования, организованного взрослым дети проявляют положительные эмоций, яркую, устойчивую познавательную активность. Фиксируется положительная динамика в развитии воображения и творческой активности.Дети принимают задачу взрослого создать что-то определенное, подчиняют ей свои усилия, но нуждается в руководстве. Дети конструируют под руководством взрослого, часто при его ведущей роли. В процессе конструирования дети проявляют познавательную активность, положительные эмоции.Отмечаются положительные изменения в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.Под руководством взрослого дети стали соблюдать отдельные правила поведения в процессе игровой и исследовательской деятельности с камнями; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого. Дети редко обращают внимания на нарушения правил и норм другими детьми; редко испытывают отрицательных переживаний при нарушении правил, норм. Под руководством взрослого могут на непродолжительное время сдержать свои желания, иногда испытывают при этом негативные переживания, протестуют. Дети чаще всего импульсивны, однако, принимают задачу помочь, порадовать, сделать приятное. Положительные изменения отмечаются в развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.В процессе реализации проекта дети стали активнее участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности с камнями, по-прежнему нуждаются в постоянном подкреплении со стороны взрослого.Дети стали чаще обращаться к взрослому в случаях затруднений, но по-прежнему часто на затруднения реагируют плачем или негативной реакцией. Дети стали более активно проявлять интерес к сверстникам. Интерес нередко остается неустойчивым. Фиксируется положительная динамика в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.В исследовательско-творческую деятельность с камнями дети стали включается более активно, чаще по предложению взрослого. Дети стали проявлять целенаправленность, она остается кратковременной, неустойчивой. Подражание у большинства детей сформировано. Дети повторяют за взрослым действия, но не всегда достаточно точно. При выполнении заданий дети нуждаются в помощи взрослого. Дети стали обращать внимания на свои неадекватные действия и ошибки в деятельности, стремятся их исправить.Таким образом, в ходе реализации проекта «Волшебный мир камней»: Была сформирована эффективная система работы с камнями для детей раннего возраста с ОВЗ с целью познавательного и социально-коммуникативного развития.Подготовлен и систематизирован дидактический материал, материал рекомендательного характера, фотоматериал.Привлечены родители: были даны индивидуальные рекомендации, рекомендации в закрытой группе ВК, представлен фотоматериал.Обобщенный опыт (результаты проекта, выводы, дидактические материалы, фотоматериалы, коллекция «Вот такие камни») по реализации проекта был представлен на педсовете учреждения. Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментально-игровая деятельность с камнями во всех видах и формах – является эффективной формой организации коррекционно развивающей деятельности с детьми раннего возраста с ОВЗ. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, формирует у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности явлений окружающего мира, самостоятельно применять знания в практической деятельности, способствует усвоению детьми представлений о взаимосвязи природы и человека, расширяет их социально-коммуникативный опыт. Игры и игровые эксперименты с камнями стимулируют развитие умственных способностей, психических функций, познавательного интереса, речи, сенсорных представлений, формируют потребность к целостному восприятию окружающего мира, способствуют успешному становлению личности ребенка.Список использованных источников:«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. Под редакцией Шапковой Ю.М.Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. ФГОС Волина В.А. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.Гаврилушкина О. П. «Ребенок отстает в развитии?» М., 2010Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996 - №2.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т. В. Егорова. Балашов: Николаев С.О., 200Зинкевич Т. Д. – Евстегнеева М.С., Нисневич JI. А. «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.Комлева И.В. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - С. 29-33Кумариной Г.Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; Под ред. – М.: Издательский центр «Академия».Лямина, Г.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Г.М. Лямина - М., 1976. – 126с.\Гладышева Т. П. «Магия камня». СПб, ООО «Диамант», 2002 год. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду». Москва — Синтез». Савинков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». Ярославль, «Академия развития», 2002 год. Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001 -136 с.Под редакцией Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1973Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под редакцией Прохоровой Л. Н. Москва, АРКТТИ, 2005 год. Седых О.Н. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними / О. Н. Седых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 919-921. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34804/ (дата обращения: 20.05.2022).Киракосян К. Э., Кириченкова А.Н. Познавательное развитие детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г.:

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X