Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Щербакова Ольга Валентиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Поиграй-ка»

скачать документ

Вернуться назад

Рабочая программавнеурочной деятельностисоциальной направленности«Поиграй-ка»3класс Программу составила: О.В.Щербакова учитель начальных классов первая категорияПояснительная запискаЦель программы - создание условий для формирования социально активной личности, социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей мотивацию обучающихся на формирование адекватных представлений об окружающем социуме, овладение навыками коммуникации и принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, характерных для общества, в котором проживает ребенок.Задачи:-развитие умения владеть средствами общения (альтернативными системами коммуникации); - воспитание эмпатии на основе формирования эмоционально-положительных установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к детям и взрослым; - формирование способности к осмыслению социального окружения во всем его многообразии; -развитие потребности и умений устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;-формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;- формирование умения действовать в соответствии с правилами. Формирование представлений о социальных закономерностях общества и природы в современных условиях – обогащает социальный опыт детей. Это направление характеризует общество как социальную среду человека, которая влияет на становление его личности, способствует осознанию глобальных проблем и поиску их решения. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе. Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. АктуальностьПроцесс социализации умственно отсталых детей не теряет своей актуальности в течении всей истории специального образования, являясь целью коррекционной школы. Это обусловлено тем, что у данной категории детей нарушены связи с миром, ограничена мобильность, наблюдается бедность контактов со сверстниками и взрослыми, не сформированы социально одобряемые модели поведения даже к началу школьного обучения, недоступен ряд культурных ценностей. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат вариативные игровые технологии. Новизна образовательной программы состоит в том, что она раскрывает механизмы формирования у обучающихся эмоционального здоровья, навыков адекватного общения и взаимодействия по основным линиям личностного и гражданского воспитания. Программа внеурочной деятельности по общекультурному социальному направлению «Поиграй-ка» может рассматриваться как одна из ступеней к достижению целого комплекса требований к личностным результатам и является неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, воспитание таких личностных качеств, как эмпатия, уважение к окружающим, представление о собственных возможностях умственно отсталых младших школьников, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.Педагог по внеурочной деятельности проводит занятия во внеурочное время 2 раз в неделю по 1 часу, 34 недели, в год -68 часов.Внеурочная деятельность «Поиграй-ка» является важнейшей составляющей частью общекультурного социального направления воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающая различные интересы обучающихся. Дети не владеют навыками игры по правилам, не различают эмоций и не проявляют внешнего сочувствия и терпения к окружающим и их состоянию. Все обучающиеся испытывают стойкие трудности ориентировки в пространстве, координированности движений, что проявляется в сужении круга манипулятивных и предметных действий. Выраженные нарушения произвольного компонента психической активности затрудняют овладение умениями действовать по правилам.Описание места учебного курса в учебном плане.Программа «Поиграй-ка» предназначена для детей с проблемами интеллектуального развития (2 вариант), рассчитана на 1 год обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Количество детей в группе – 4-5 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими программного материала.Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.Основными формами проведения занятий являются: Для более эффективной организации деятельности в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью необходимо использовать вариативные формы организации работы: сказку-драматизацию, игровые технологии (интерактивные познавательные, подвижные, ролевые, игры-драматизации, дидактические), беседы, коллективные творческие дела, видео-занятия, участие в общешкольных мероприятиях, конкурсы рисунков.Планируемые результаты внеурочной деятельности. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.Первый уровень результатов: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. Основные личностные результаты внеурочной деятельности:-Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -основы своей принадлежности к обществу в форме осознания «Я» как представителя социума в процессе знакомства с различными моделями ролевого поведения; -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; знание основных моральных норм и ценностей ориентации на их выполнение.Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;- однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения; - постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;- тематические- по итогом изучения разделов, тем;- итоговые– в конце года организуется открытый спектакль, выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.Содержание программы социальной направленности «Поиграй-ка»1.Пропедевтический (теоретический анализ проблем социального взаимодействия) направлен на формирование перцептивного образа коммуникативных моделей социального реагирования и расширение знаний детей о внутреннем мире человека, знакомство с основами эмоциональной саморегуляции. Основными задачами этого раздела являются следующие: - развить у детей способности понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей. - развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке и др. - развить у детей самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.- научить детей принимать себя в различных эмоциональных состояниях. - развить умение сопереживать другому ребенку. - развить умение взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения. 2. Организация игровой деятельности и экспериментирование со сказкой.- активизировать умение проявить волю, принять собственное решение. Сформировать прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии. - способствовать выбору рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления (в данном случае умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение); контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими. - формировать умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), трансформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их - развить самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы. - сформировать адекватное восприятие (в общении с другими не занижать и не завышать самооценку). 3. Адаптация технологий решения проблемы в процесс социализации. На этом этапе происходит объективирование личностных проблем, связанных с общением или нарушением взаимоотношений, выраженных в поведенческой реакции:-дети учатся извлекать пользу из отрицательного и положительного опыта и выражать свой индивидуальный стиль деятельности, поведения; - осваивают умение принимать себя и окружающий мир. Каждое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности и содержащую актуальную в данный момент проблему для участников коррекционно-развивающего процесса.Тематическое планирование№п/пТемаКол-вочасов1Осень. Учат в школе.5 часа2Огород. Овощи.2 часа3Сад. Фрукты.2 часа4Дары леса. Грибы.3 часа5Я и другие.4 часа6Мойдодыр.3 часа7Зима. Зимние забавы.9 часов8Книга природы.5 часов9Транспорт.4 часа10Посуда. Продукты питания.5часов11Дом и его части. Мебель.4 часа12Игрушки.4 часа13Животные.5 часов14Растения.3 часа15Твоя семья и друзья5 часов16Весна.3 часаИтого68Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение1.Наглядные пособия:- образцы изделий педагога и поделки других детей;- натуральные предметы;- иллюстрации и фотографии по темам;- презентации по различным темам учебного курса;- дидактические игры.2.Методические пособия:- дидактические и развивающие игры, конкурсы на развитие мелкой моторики рук, речи, зрительного восприятия и воображения, внимания, памяти;- музыкальные произведения;- методическая литература.Методическая литература1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.2. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.3.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа вовспомогательной школе – интернате М.: «Просвещение» 1983.4. Подласый И.П. курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.5. Силаева К. Соленое тесто. Украшения. Сувениры. – М. 2005.Календарно- тематическое планированиевнеурочной деятельности социальной направленности «Поиграй-ка»№РазделТемаДатаТеоритическая частьПрактическая частьпо планупо факту1Осень. Учат в школе-5ч.Дидактическая игра: «Близкие слова»0,5 ч.0,5ч.2Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»0,5 ч.0,5ч.3Игра «Школа»0,5 ч.0,5ч.4Игра «Собери портфель»0,5 ч.0,5ч.5Игра-занятие «Найди такой предмет0,5 ч.0,5ч.1Огород. Овощи-2ч.Дидактическая игра «Картошечка»0,5 ч.0,5ч.2Дидактическая игра «Какой?»0,5 ч.0,5ч.1Сад. Фрукты-4 ч.Дидактическая игра «Какой, какое?»0,5 ч.0,5ч.2Дидактическая игра «Узнай по описанию»0,5 ч.0,5ч.3Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»0,5 ч.0,5ч.4Дидактическая игра «Сравни»0,5 ч.0,5ч.1Дары леса. Грибы-3ч.Дидактическая игра «Узнай по описанию»0,5 ч.0,5ч.2Дидактическая игра «Раздели на группы»0,5 ч.0,5ч.3Дидактическая игра «Посчитай»0,5 ч.0,5ч.1Я и другие-4ч.Рисование «я и моё отражение»0,5 ч.0,5ч.2Игра «Угадай (покажи) кто это?»0,5 ч.0,5ч.3Конструирование из бумаги «Моя семья»0,5 ч.0,5ч. 4Лепка из пластилина«Человек»0,5 ч.0,5ч.1Мойдодыр-3чИгра «Ну-ка зеркало, скажи?»0,5 ч.0,5ч.2Практическое занятие «Помощники Мойдодыра»0,5 ч.0,5ч.3Рисование сказочного героя «Где живет Мойдодыр?»0,5 ч.0,5ч.1Зима. Зимние забавы-9ч.Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»0,5 ч.0,5ч.2Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»0,5 ч.0,5ч.3Аппликация «Здравствуй, Зимушка-зима» Снег. Снежинки.0,5 ч.0,5 ч.4Практическая игра «Зимние прогулки»0,5 ч.0,5 ч.5Рассматривание иллюстраций «Кто живет в лесу зимой»0,5 ч.0,5 ч.6Мастерская Деда Мороза (изготовление новогодней открытки)0,5 ч.0,5 ч.7Дидактическая игра «Украсим елочку»0,5 ч.0,5ч.8Дидактическая игра «Почему так назван»0,5 ч.0,5ч.9Дидактическая игра «Кому что нужно»0,5 ч.0,5ч.1Книга природы-5ч.Разноцветный мир (рисование при помощи пальцев руки)0,5 ч.0,5ч.2Аппликация «Кто под солнышком проснулся»0,5 ч.0,5ч.3Конструирование из бумаги «Чей домик на дереве»0,5 ч.0,5ч.4Игра «Едем в далекие края»0,5 ч.0,5 ч.5Рисование акварельными красками «Дождик»0,5 ч.0,5 ч.1Транспорт-4ч.Дидактическая игра «Почему так называется»0,5 ч.0,5 ч.2Дидактическая игра «Виды транспорта»0,5 ч.0,5 ч.3Сюжетная аппликация «Мы в автобусе»0,5 ч.0,5 ч.4Практическое занятие «Мы идем по улице»0,5 ч.0,5 ч.1Посуда, продукты питания-5ч.Дидактическая игра «Варим суп»0,5 ч.0,5 ч.2Дидактическая игра «Какое это блюдо?»0,5 ч.0,5 ч.3Лепка «Тарелочка с конфетами»0,5 ч.0,5 ч.4Рисование «Украсим чашку»0,5 ч.0,5 ч.5Игра «Ждем гостей»0,5 ч.0,5 ч.1Дом и его части. Мебель-4ч.Дидактическая игра «Перестановка»0,5 ч.0,5 ч.2Дидактическая игра «Покажи, какой дом»0,5 ч.0,5 ч.3Рисование «Моя комната»0,5 ч.0,5 ч.4Лепка из пластилина «Стол и стул»0,5 ч.0,5 ч.1Игрушки-4ч.Дидактическая игра «Подбери признак»0,5 ч.0,5 ч.2Дидактическая игра «Назови ласково»0,5 ч.0,5 ч.3Подвижная игра «Посчитай»0,5 ч.0,5 ч.4Дидактическая игра «Какой?»0,5 ч.0,5 ч.1Животные-5ч.Рассматривание сюжетных картинок «Дикие животные»0,5 ч.0,5 ч.2Подвижная игра «Накорми белку»0,5 ч.0,5 ч.3Рассматривание сюжетных картинок «Домашние животные»0,5 ч.0,5 ч.4Аппликация «Развлечения хомяка»0,5 ч.0,5 ч.5Лепка из пластилина «Животные – наши друзья. Забота человека о них».0,5 ч.0,5 ч.1Растения-3чРисование «Домашние растения»0,5 ч.0,5 ч.2Опыт «Вода для растения»0,5 ч.0,5 ч.3Практическое занятие «Посади зернышко»0,5 ч.0,5 ч.1Твоя семья и друзья-5чПрактическое занятие: «Мои обязанности в семье.»0,5 ч.0,5 ч.2Презентация «Правила безопасного поведения в доме».0,5 ч.0,5 ч.3Рассматривание «Опасные и ядовитые вещества.»0,5 ч.0,5 ч.4Практическое занятие «Как вести себя на кухне и в ванной».0,5 ч.0,5 ч.5Значение общения в жизни человека Составление рассказа «Мой друг».0,5 ч.0,5 ч.1Весна-3ч.Дидактическая игра «Приметы весны»0,5 ч.0,5 ч.2Рисование на тему «Сходство растений и животных».0,5 ч.0,5 ч.3Игра «собери картинку»0,5 ч.0,5 ч.Всего: 68 часов34 ч.34 ч.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X