Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Шарапова Лариса Робертовна Бекренева Елена Александровна

связная речь у детей,через творческое рассказывания из личного опыта

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «РощицаПроект« связная речь у детей, через творческое рассказывание из личного опыта»(подготовительная группа № 1)Составили: Шарапова Л.Р. Бекренева Е.АМыски 2021Содержание.ВведениеАннотация проектаАктуальность проектаЦели, задачи, ожидаемый результатМатериально – технические ресурсыМетоды проектаПредполагаемый результатВыводыЛитератураПриложение «Родное слово – основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний»К.Д. Ушински Введение.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.Аннотация проекта. Данный краткосрочный проект " рассказывание из личного опыта детей" для подготовительной группы детского сада посвящен знакомству детей рассказыванию из личного опыта Актуальность проектаСвязная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.Проблема, на решение которой направлен проект:Трудности формирования у детей связной речи,  последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений составление описательных рассказов. Цель:  развитие связной речи детей подготовительной группы.Задачи:-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно  и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;-составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.Ожидаемые результаты:  Создание системы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.—  Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.—  Сохранение здоровья детей.—  Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.—  Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.Вид проекта: информационно – практический, краткосрочный, творческий Продолжительность: март - апрельУчастники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:- подбор методической и художественной литературы;- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги – энциклопедии; буквари; азбуки; сказки );- дидактические игры;- презентаций по теме;- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.Методы проекта: игровыеДидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игра– драматизация, сюжетно – ролевая играсловесные Чтение стихов, сказок, загадок. Беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедийпрактическоеУпражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,наглядныеПоказ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.Этапы реализации проекта1 этап Подготовительный Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей в реализации проекта.2 этапОсновной  Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий в группе в центре развития речи. 3 этап заключительныйПодведение результатов: обобщение материалов проекта.Вернисаж детского творчества по теме проекта. Выставка книг самоделок.Презентация проекта на педсовете План мероприятий реализация проекта Раздел программыФормы и методы работыСоциально – коммуникативное развитиеИгры в соответствии с лексическими темами. Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе, о своих интересах, о своей любимой игрушке, игре».Составление описательных рассказов о профессияхСоставление творческого рассказа «Кем хочу я быть» Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.Составление рассказа «Как я проведу лето»Познавательное развитиеПроведение занятий. Реализация перспективного планирования по связной речи, через дидактические игры в подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.Речевое развитиеБеседы « Как провели выходной дома», «Мой друг», Экскурсия вокруг детского сада, в птичью столовую, игры соревнования «Весёлые старты», прогулки, дежурства, труд «Как мы строили горку», Составление рассказа «Дом в котором я живу» Из личного опыта«Мой папа» составление рассказов. Конкурс рисунков. Составление описательного рассказа об одежде. ФизическоеП/и «Теремок», «Волк и козлята», «Бармалей»Пальчиковые игры «Белочка», «Дружба»Физминутки: «Книгу открываем..», «Буратино потянулся»Художественно-эстетическое развитие- Лепка: «Как играем на участке»; - Рисования: «Нарисуй свою историю», конкурс рисунков «Мой папа», коллективная работа создание альбома портретов «Моя мама»- Аппликация, оригами «кораблик , лисичка»;- Изготовление «Книжки – малышки» (рисование, аппликация) Работа с родителямиВидиозапись рассказов детей «Поздравление с Новым годом», «Поздравляю маму с праздником весны» Проведение утренников и развлечений.Предполагаемый результат:- выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);- совместные работы родителей и детей;- речевое творчество детей;- дидактические игры и пособия;- НОД;- игра – драматизация детей;- коллекция детских творческих рассказов- могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;- умеют самостоятельно изготавливать книги, журналы. Вывод.За время проведения проекта ««Развитие связной речи детей через творческое рассказывание из личного опыта» ребята познакомились с разными детскими рассказами. Также дети сами побывали в роли авторов, художников-иллюстраторов и оформителей книжек - малышек. Научились слушать друг друга.Знания, которые дети получили в ходе проекта, вызвали у них интерес к творческому рассказыванию. Трудностей в формирования у детей связной речи,  последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений стало значительно меньше. Дети с желанием составляют рассказы. Словарный запас стал богаче. А это значит, что цель проекта была достигнута. Литература. 1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 2. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. М., 2008 3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68. 4.Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 - 59. ПриложениеКонсультацияПриложение.Приложение Приложение Пальчиковые игры «Любимые сказки»Будем пальчики считать, будем сказки называть. (хлопаем в ладошки)Рукавичка, теремок, Колобок – румяный бок. (загибаем пальцы на левой руке)Есть Снегурочка – краса.Три медведя, волк, лиса. (загибаем пальцы на правой руке»Не забудем Сивку – бурку, нашу вещую каурку.Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем.Знаем волка и козлят.Этим сказкам каждый рад. «хлопают в ладошки) Физминутки: «Книгу открываем..» Книгу открываемЧто же в ней? Узнаем!Вот в лесу под кустом веселятся зайки.Бабочки – красавицы порхают на лужайке.Косолапый Винни – Пух топает к берлоге.Вот шофер сел за руль, едет по дороге.В самолете пилот отправляется в полет.В книжке всем есть место, это интересно.«Буратино потянулся»Буратино потянулся,Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.Руки в стороны развел – Ключик видно не нашел.Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встатьПриложение Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группеТема: «Составление рассказа из личного опыта» -Воспитатель : Фролкова Г.В.Цель: составление рассказа из личного опыта на выбор из заданных тем.Задачи:Связная речь: Формировать навыки в составлении рассказов из личного опыта, опираясь на  свои непосредственные восприятия и наблюдения. Рассказывать полно, связно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Закрепить понятие об особенностях построения рассказа (начало, середина, концовка)Словарная работа: Упражнять в составлении предложений, подбирая слова для характеристики действий. Развивать грамматическую правильность речи, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.Звуковая культура речи: Развивать фонематический слух, мышление, внимание, упражнять в умении определять слова с заданным звуком.Воспитательные:   Воспитывать культуру общения, интерес к сочинению историй и рассказов.Предварительная работа: рассматривание картин, фотографий о летнем отдыхе, летних развлечениях. Ситуативные беседы, разговоры, составление рассказов из личного опыта. Рассматривание опорных схем для составления рассказов.Материал и оборудование: сюжетные картинки по темам, цифры 1-3 для обозначения частей рассказа, мяч для игры. ХОД СИТУАЦИИ.Вос-ль: Ребята, я сегодня утром собиралась на работу, приготовила вам картинки для занятия, но пакетики  у меня упали,   и все картинки рассыпались и перепутались.  Я очень хотела, чтобы в пакетиках  хранились картинки, которые похожи по содержанию и смыслу. А вы мне сможете помочь?   Тогда я вам немного подскажу (воспитатель вывешивает на магнитную доску по одной картинке и рассматривают  с детьми, где могут происходить действия, изображённые на картинках: отдых на море, отдых в деревне (на даче), картинку о цирке. Остальные картинки раздаёт детям. Дети проделывают то же самое с оставшимися картинками).Вос-ль: Ребята, давайте проверим, все ли правильно поставили картинки, все ли они подходят по смыслу и содержанию? Молодцы, вы справились и мне помогли, спасибо. А теперь я предлагаю вам Приложение поиграть в игру «Дополни предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Например:На море можно…  загорать.    На море можно ….В деревне можно….На даче можно …В цирке можно увидеть … львов.В цирке можно увидеть …Вос-ль: Какие вы молодцы, столько придумали предложений, и, конечно вы заслужили отдых (физкультминутка)     Как живёте? Вот так (показывают пальчик)     Как идёте? Вот так.     Как бежите? Вот так.     Как летите? Вот так      Как плывёте? Вот так.    Как шалите? Вот так.    Как сидите? Вот так.Вос-ль: Ребята, а кто  из вас ездил на море, в деревню, или ходил в цирк?Хотите нам об этом рассказать? Я вам предлагаю три темы для рассказов («Как мы отдыхали на море», «Как мы ездили в деревню», «Как мы ходили в цирк»), можете выбрать любую. Но сначала мы вспомним, из каких частей состоит рассказ, и, составим план рассказа. Первая часть – начало, в ней вы будете рассказывать о том, куда вы ездили или ходили, с кем, и на чём. Вторая часть – середина. В ней вы расскажете, что вы видели интересного, узнали  что-то нового, чем занимались, с кем познакомились в путешествии.Третья часть – концовка. В ней вы расскажете, как вы вернулись домой, и, какое у вас было впечатление и настроение. (Повторить ещё раз с детьми план)(Заслушивают 3-4 детей).Вос-ль: Мне кажется, очень интересные рассказы. А как вы ребята думаете? Анализ рассказов: Чей понравился рассказ? Почему? Всё ли рассказывал по плану? Есть ли начало, середина, концовка?Вос-ль:Вы сегодня молодцы! Давайте с вами поиграем в игру «Прятки». Но прятаться будем не мы с вами, а будут прятаться звуки, а вы будете их искать. Игра «Звуковые прятки» (Воспитатель загадывает звук и произносит слова.  Если дети слышат звук, ловят мяч, если нет, мяч отталкивают).Вос-ль: Вам понравилась игра? А ещё что вам понравилось на занятии? Спасибо вам за занятие.Приложение Игровые приемы обучения по творческому рассказыванию на примере картины «Собака со щенками» 1.       Определение состава картиныЦель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.Игра с «подзорной трубой»Цель: упражнять в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия,Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например, мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава… Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю. Игра «Кто в кружочке живет?»Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.Материалы: картина, чисты лист бумаги (50 х 30 см), фломастер одного цвета (например, синий)Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например,Собака- щенок 1 – щенок 3 – дом – будка – миска – ельИгра «Ищу родственников»Цель: учит детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:1)      Природный мир – рукотворный мир;2)      Живая – неживая природа;3)      Целое - частное;4)      По месту нахождения;5)      По выполняемой функции.Например,1.        Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко – природный мир.Будка, миска, дом, веревка – рукотворный мир.2.        Собака, щенки, трава – живая природа.Приложение Небо, земля – неживая природа.3.        Крыша, труба, окна, стены, - дом.Голова, туловище, ноги, хвост – собака.4.        Береза, ель, куты, трава – опушка леса.Собака, щенята, будка, пища – лужайка перед домом.5.        Дом, будка – здание, сооружение.Миски - глубокая и мелкая посуда 2.       Установление взаимосвязей между объектамиЦель: установление взаимозависимости между объектами по разнообразным параметрам. Игра «Ищу друзей (недругов)»Цели: установление эмоционально – духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.Игровое действие: поиск «друзей» (недругов)» применительно к конкретному объекту.Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно. Примеры:Собака – дом.«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»Цели:- учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;- подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;- упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая ее структуру.Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линиями и обосновать их связь, не повторяя друг друга. При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что – то приобретает и что – то отдает.Например,Щенок – ель.Приложение «Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».Другие примеры:Собака – дом; щенок 1 – будка; щенок2 – миска; щенок3 – ель. Игра «Живые картинки»Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре). Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5 – 7 секунд после построения всех детей – объектов на ковре. 3.       Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать, и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»Цели:- учить представлять различные звуки и передавать свои представления в з-законченном рассказе;- побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов. Примерные варианты рассказов:1.       «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где – то кричат и играют деревенские мальчишки».2.       «Я слышу, как собака – мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи».Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.Ход игры:Нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».Например,«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке.Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей».Цель: учить детей передавать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».Пример рассказа:«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки – жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке у собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле – жестко и больно».Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»Цели:- учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;- уточнить представления о способах и продуктах питания;- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.Игровые действия:Объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит – не любит, вкусно – невкусно, сытый – голодный и т. п. (описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны)). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).Примеры рассказов:1.        «Я – рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых – жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня – это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».2.        «Я – ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и не вкусно». 4. Составление образных характеристик объектовИгра «Подбери такое же по цвету».Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.Например,Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)Игра «Сравни по форме»Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.Составление открытых загадок.Игра «Сравни по материалу».Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.Составление загадок.Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как…» или «Но не…».Например,Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок».Загадка про ель: «Зеленая, как зеленка; как башня; сама растет, как человек; даёт тень, но не зонтик».5. Создание рассказов – фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени.Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как…; после того, как…; утром…; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной…).Ход занятия:1.        Объекты на картине разделяются на три категории:а) рукотворный мир;б) живая природа;в) неживая природа.2. прием преобразования2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориями и в следующей последовательности:- объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представляю, что было с ней поздно вечером».- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например, что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.- Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например, как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.- Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например, кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.Примерная последовательность вопросов к детям:1)      Какое время года изображено на картине? (старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например, раннее лето, позднее лето и лето в зените).2)      В какой части суток происходит действие на картине? (старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро).3)      Изображенное на картине отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.Пример пересказа, «Миска с молоком».«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».6. Составление рассказов от лица разных героев.Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.Ход занятия:1.        Предложить детям «превратиться» в кого – ни будь или во что – ни будь (целый объект или его часть, например, береза или ее ветка).2.        Выбрать специфическую характеристику объекта, например, старая береза или больная ветка.3.        Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.Пример рассказа. «Мудрая береза».«Я – береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю. Что эта семья живет счастливо и благополучно».Модели описания объекта.С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.Использовать такие игры можно начинать со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.Игра «Да – нет».(на загаданный объект, его часть или однородное множество).Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.Правила игры.Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да или «Нет», хотя возможны такие ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемости выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта). Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта.Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?1.                     Рукотворный мир:1.1. Функция объекта.1.2. Материал.1.3. Форма.1.4. Размер.1.5. Цвет.1.6. Наличие частей.1.7. Местонахождение.2. Природный мир:2.1.1. Живая природа.2. 1. 2. Растения (ядовитые или съедобные).2. 1.3. Животные (домашние или дикие)2. 1. 4. Человек.2.2. Неживая природа.2.2.1. Твердая.2.2.2. Жидкая.2.2.3. Газообразная. Необходимо также задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного, о времени создания объекта или о его возрасте. Вопросы могут задаваться детьми не строго в указанной последовательности.Пример 1.Ведущий загадал окно дома.Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «Да»:- это относится к рукотворному миру?- в нем живут люди?- это част дома?- его форма плоская?- размер этого примерно в рост человека?- это одного цвета?- эта часть сооружения служит для освещения жилища?Пример 2.Загаданы облака на небе.Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:- это относится к природному миру?- это относится к неживой природе?- это газообразное или жидкое?- это приносит пользу человеку?- это находится в верхней части картины?- это множество одних и тех же облаков?Пример 3.Загадана ветка березы с листьями.Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:- это природный мир? Живая природа? - мир растений? Дикорастущее?- это дерево? - ствол у этого дерева белый?- загадана часть березы? Та, которая находится над землей?- ветка эта имеет больше десяти листочков? (Ответ: «Не имеет значения»). Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.Например, в первом случае ребенок говорит: «Была загадана часть дома «окно», которое сделано, как и дом, руками человека. Окно состоит из дерева и стекла. Оно плоское и прямоугольное по форме. Стекло прозрачное, а дерево покрашено в голубой цвет. По размеру окно примерно равно росту человека. Окна люди делают в доме для того, чтобы было светло в комнате и видно происходящее на улице». Игра «Аукцион».Цели: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое – часть – под часть».Игровое действие: ведущий выбирает какой – либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них – под части, в под частях – составляющие и т.д.Сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих. Например, конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки – это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева. Игра «Что с чем связано».Цель: учить описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у встречных дружбы или разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть связи данного объекта с другими раскрываются с точки зрения «хорошо – плохо»).Пример описаний.Выбранный объект – щенок с коричневыми пятнами (ему можно дать имя, например, Забияка).1.        Описание отношений Забияки с другим щенком (он с костью, поэтому его можно назвать Обжоркой): «Забияка» совсем не обращает внимания на Обжорку, потому что ему не нужна кость – он сыт. Но потом, когда он проголодается, Забияка обязательно начнет отбирать кость у Обжорки!».2.        Описание отношений Забияки со щенком по имени Игрун: «Забияке» всегда хочется подраться, но Игрун только делает вид, что злиться, а на самом деле он играет с Забиякой. Да и Забияка не по – настоящему лает на братика, только так, чтобы потренировать свой голос и показать остренькие зубки».3.        Описание связей Забияки и дома: «Когда Забияка дерется, он все время поглядывает на дом: а вдруг выйдет хозяйка и будет сердится на то, что он такой задира. Хорошо, если из дома выйдет сын хозяйки – с ним и подраться можно!».Педагог может объявить конкурс среди детей по поиску связей заданного объекта с изображенным на картине. обязательное условие для детей – объяснение связи заданного объекта с изображенным на картине. Игра «Путешествие на машине времени».Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатится с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.Правила игры:- нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;- не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.Пример рассказа.«Травинка».«Жило – было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа – люди. Мама – собачка полегче, но все равно ее лапы сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!».  Приложение Фотоотчет.262890123825434340293370-381020002501758315-91440-17526068580-1943105767705

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X