Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Буявых Татьяна Полиэртовна

Опыт работы по познавательному развитию через проектную деятельность

скачать документ

Вернуться назад

Защитное словоДобрый день, уважаемые коллеги! меня зовут Буявых Татьяна Полиэртовна воспитатель МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3»Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного развития. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, Осуществляя свою педагогическую деятельность, обратила внимание на то, что уровень познавательной активности детей достаточно низкий: мало задают вопросы, не изучают новые предметы, редко просят почитать книгу, не всегда положительно относятся к образовательной деятельности, не проявляют интерес к играм, редко соглашаются на совместные игры. В процессе анализа уровня сформированности познавательного развития детей мною были выявлены следующие противоречия:- Между недостаточно развитой познавательной активностью детей, и их желанием быть успешными.- Между требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ разработанной с учетом требований ФГОС ДО и индивидуальными особенностями развития детей.- Между социальным заказом на реализацию познавательного развития детей дошкольного возраста и несовершенством традиционных подходов.На основе выявленных противоречий определила для себя проблему: невозможность организации образовательного процесса без создания комплекса условий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Выявленные противоречия помогли определить темы реализуемых проектов. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе, использую разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых – совместная реализация проектов.Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Целью использования данной технологии, является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. В проектной деятельности стремлюсь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, реализовать его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей. Разработала и реализовала следующие проекты: «Моя малая Родина», «Этот загадочный космос», «Этот славный, день Победы!», «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Русская изба». С этими проектами можно ознакомиться в приложении.Проект «Моя малая Родина»Тип проекта: информационно- исследовательский, познавательный, долгосрочный (10 месяцев с марта по декабрь).Участники проекта: воспитанники и их родители, педагоги.Цель проекта:Формирование познавательной активности через воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систему знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой живет ребенок, родном поселке, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Создание благоприятных условий в ДОО для полноценного формирования знаний, умений и навыков в данном направлении.В результате реализации проекта, дети пополнили знания по следующим темам «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой поселок Пышма», «Моя страна Россия». Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта. Укрепилась связь между детьми, родителями и педагогами. Пополнилась предметно- развивающая среда, способствующая нравственно – патриотическому воспитанию детей.Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что знания об окружающем их мире значимы и необходимы, так как больше узнали о том, как появился наш поселок, как строился их дом, что интересного находится на их улице. Полученные знания дети могут применять в самостоятельной деятельности, что расширяет рамки игры и становится более интереснее и разнообразнее. По завершению проекта пополнилась предметно-развивающая среда группы; совместно с родителями оформили стен-газету «Выходные в моей семье»; составили альбом «Моя семья», «Мой детский сад»; «Мой дом»; памятку «Безопасный путь домой». Также подобраны беседы по нравственно- патриотическому воспитанию, картотека игр по духовно-нравственному воспитанию Следующий реализованный проект «Этот, загадочный космос»» Вид проекта: информационно- познавательный, исследовательский, групповой, краткосрочный (3 месяца с февраля по апрель).Цели проекта:формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.); способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию. Данный проект помог детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце, звездах, планетах, солнечной системе. Дал возможность применить полученные знания в своей детской практике во время свободного рисования, лепке и других игр в группе. По завершению проекта была пополнена предметно-развивающая среда группы, оформлены дидактические альбомы, оформлен 3D- альбом, лэпбук, настольно печатные дидактические игры, альбомы с заданиями на развитие воображения. Совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Сердце отдаю детям» по теме «Космос».Еще один среднесрочный проект (5 месяцев с января по май), который реализовала по нравственно-патриотическому воспитанию «Этот славный день Победы!». Цель проекта:Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранение преемственности поколений, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.(Задачи представлены на презентации)В процессе реализации данного проекта с детьми были проведены различные мероприятия, которые позволили детям больше узнать о том, что такое Великая Отечественная Война, о ее героях – победителях, как жили люди в то тяжелое время, чем они занимались и чем дорожили, почему русский народ одержал победу. Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.Продолжали формировать нравственно- патриотическое отношение к старшему поколению, что им необходима наша помощь не только в домашних делах, но и в душевной поддержке для этого дети заучивали стихи и записывали короткие ролики, которые отправляли адресатам, изготавливали поздравительные открытки для ветеранов и своих бабушек и дедушек. Вместе с родителями принимали активное участие в социальных акциях «Солдатская каша», «Окна Победы», «Открытка Ветерану», для поддержания памяти героям, которые нам подарили мир. Принимали активное участие в конкурсах разного уровня.Следующий среднесрочный проект (3 месяца июнь-август) «Моя семья»Цель закрепить представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям; формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.Задачи на слайде вы можете самостоятельно с ними познакомитьсяПо результатам проекта можно сказать, что дети более полно стали понимать смысл «семьи», ее значения, об отношениях в семье, о родственниках и о том, как может зарождаться семья, какие должны быть в семье традиции и как их соблюдать, как почитать старших и проявлять к ним уважительное отношение, оказывать взрослым посильную помощь. По итогам реализации проекта пополнена предметно- развивающая среда настольно – печатными, дидактическими играми, художественной литературой, оформлены альбомы «Традиции семьи», «Выходной день», «Моя семья» и лэпбук «Моя семья».Затем был реализован следующий краткосрочный проект «Русская изба» (3 месяца сентябрь – ноябрь) Цель: формировать представления детей об истории создания русской избы и ее быта.Задачи: Сформировать представления об устройстве русской избы;Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;Развить умение собирать дополнительную информацию из различных источников;Развить творческие способности детей;Привлечь родителей в образовательный процесс.В процессе реализации данного проекта пополнилась предметно- пространственная среда группы, оформлен уголок патриотического воспитания, дидактическими играми, атрибутами к сюжетно- ролевым играм. Были проведены беседы с детьми и непосредственно образовательная деятельно, где дети познакомились с русской избой и ее бытом, его традициями, с одеждой, которую носили наши предки, с трудом в быту и природе. Разучили подвижные игры, также познакомились с народными праздниками и принимали активное участие в них, совместно с родителя создали альбом «Русская изба», родителями был изготовлен макет «Русская изба», альбом «Народы мира», «Национальный костюм».В продолжении работы по развитию познавательной активности возникла идея разработки следующего долгосрочного проекта (2021-2022 учебный год) «Профессии наших родителей» так, как дети очень мало знают кем работают их родители, какие действия они выполняют и как можно выбрать себе профессию в будущемЦель: уточнить и расширить представления детей о мире профессий и их особенностях; развивать интерес к различным профессиям родителей и месту их работы; развивать познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми воспитывать интерес к проектной деятельности.По результатам проекта у детей повысится любознательность и интерес к деятельности взрослых. Также расширятся у детей знания и представления о профессиях, в том числе профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей). Будут развиты социально-коммуникативные навыки и познавательная активность. Активно вовлекаются родители в совместную деятельность с детьми и педагогами по профориентации детей. Дети уже на данном этапе проявляют устойчивый интерес к труду взрослых и активно проявляют посильную помощь взрослым.В процессе реализации проекта активное участие принимают родители, что способствует наилучшему усвоению информации у детей. С большим интересом и желанием дети рассказывают о работе своих родителей, о своих планах кем они хотят стать. С родителями записываются видеоролики с рассказами о профессиях (родители рассказывают кем они работают и чем занимаются в данной должности). Дети уже на данном этапе реализации проекта стали более интереснее организовывать игры в свободное время так как почерпнули и усвоили больше информации. Достаточно отчетливо стали отвечать на вопросы о том, что необходимо беречь труд других людей и своих сверстников так, как бывает очень трудно и нелегко выполнить какие – либо задания, поручения. У большинства родителей проявляется повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя. Сравнительный анализ диагностики показывает, что работа в данном направлении приносит свои результаты по развитию у детей познавательной активности. В процессе работы дети стали самостоятельнее и активнее в выборе игр, занятий. Стали чаще проявлять уважительное отношение к взрослым, сверстникам. Стали больше задавать вопросов и с интересом принимать участие в экспериментах, подготовке к различным мероприятиям.Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что организовывая образовательный процесс с применением проектной деятельности, я сумела развить у детей познавательную активность и познавательный интерес.Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствовала познавательному развитию у участников образовательных отношений.Организованная мной совместная деятельность педагога и детей, создание команды единомышленников из числа родителей воспитанников дала возможность для индивидуального развития каждого ребенка независимо от его физических и психических возможностей. Положительные результаты в развитии детей дают мне силы для новых творческих поисков.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X