Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Юрьевна Осипова

Проект"Независимость и альтернативная коммуникация"

скачать документ

Вернуться назад

Государственное казенное общеобразовательное учреждениеЛенинградской области «Приозерская школа-интернат,реализующая адаптированные образовательные программы»Индивидуальный проект «Независимость и альтернативная коммуникация»Волынец Ульяны 2 классПроект составила учитель индивидуального обученияОсипова Ирина ЮрьевнаI Основное содержание проекта.Актуальность проекта.Я работаю в Приозерской школе-интернате, реализующей адаптированные образовательные прогаммы, с детьми с множественными нарушениями в развитии. В основном дети не говорящие, поэтому в основе своей работы я использую методы «Альтернативной коммуникации».Тема методов альтернативной коммуникации является важной и актуальной в коррекционно-компенсаторной работе с детьми аутистического спектра, поскольку у детей данной группы наблюдается задержка речевого развития и в основном дети не пользуются речью вообще. Также дети с множественными нарушениями в развитии сталкиваются с различными потребностями в понимании обращенной к ним речи и испытывают чувство тревоги и отстраненности из-за неупорядоченности окружающей среды и непредсказуемости событий. Коммуникативно-речевое развитие является решающим фактором для развития всех других функций у детей, поэтому ранняя диагностика и коррекционное вмешательство очень важны. Использование в коррекционном обучении методов вспомогательной альтернативной коммуникации предоставляет возможность детям с множественными нарушениями в развитии пользоваться альтернативными способами коммуникации и упрощает общение ребенка с окружающими. На сегодняшний день я использую наиболее распространенный и применяемый метод вспомогательной альтернативной коммуникации в мире: обмен изображениями (карточки PECS), жестовый язык, визуальное расписание. Уроки по альтернативной коммуникации включают в себя, прежде всего осознание собственного «я», реальных предметов/объектов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребенок учится распознавать разнообразные знаки вокруг себя. Основное внимание во время урока направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета/объекта, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).Обучение «чтению» детей в процессе коррекционно-развивающего обучения получает широкое толкование и понимается как восприятие, толкование и понимание конкретных вещей и абстрактных знаков языкового или неязыкового характера. Поэтому проект «Независимость и альтернативная коммуникация» является особым помощником для общения детей с ТМНР. Слово «читать» означает здесь умение воспринимать предметы/объекты и ситуации и понимать, что они обозначают. Умение понимать значение предметов и особенно ситуаций делает более понятным окружающий мир, позволяет наладить с ним отношения. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на чтение: ребенок начинает понимать, что предметы/объекты, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию. Продвинутые этапы обучения чтению предметов можно связывать с глобальным чтением на абстрактном уровне (мяч + картинка + название предмета). Из прочитанной литературы я для себя выделила три основных вопроса: Что нужно сделать для того, чтобы аутичный ребенок пошел на контакт с окружающими? Как помочь взрослым в общении с неговорящим ребенком?, Что такое общение и в каких формах оно должно протекать?Я обратилась к такому важному понятию, как поддерживающая коммуникация, которая на определенных этапах является основной. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.Несловесные средства коммуникации являются основными, на которых строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения-все это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Выражение лица, глаз, может многое рассказать о ребенке, его самочувствии. Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который продолжит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить: слово или жест.Жесты -это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы в повседневной жизни ими легко было пользоваться, ребенок мог их легко повторить. Лучше всего ребенок учится жестами по подражанию.- жест должен всегда синхронно подкрепляться словом- когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога.- при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь.- при общении жестами следует побуждать к произношению звуков, слов.Оптимальным средством дополнительной коммуникации является использование коммуникативных символов: альбомов с картинками и фотографиями, карточек PECS, комбинации и речи и жестов.Первоначальным этапом использования графических символьных систем является формирование у детей навыка выбора картинки по просьбе и соотнесение графического изображения с реальным предметом.Самое главное в работе это найти стимулы, которые заинтересуют ребенка. Если Ульяна любит играть с кубиками, то я использовала этот стимул. Надо принимать во внимании, что отсутствующие у ребенка навыки не появятся из за повышенной требовательности. Например, если мы хотим, чтобы ребенок повторял, а он не может этого сделать, то не надо от него этого требовать. Уровень требований необходимо увеличивать постепенно, с помощью разных методов воздействия. Обучение навыку комбинированного использования речи и жестов проходит в игровой форме с использованием специально адаптированных для этой цели стихов и пальчиковых игр, в которых используется наиболее часто употребляемые в жизни социальные жесты, обозначающие действия или знакомые предметы: дай, высоко, спать, кошка, дом, зонтик и т.д. «Счастье-это когда тебя понимают» - пожалуй, эту цитату из фильма «Доживем до понедельника» используют чаще всего, говоря об альтернативной коммуникации. И важно понимать, что используя отдельные приемы, мы облегчаем свою работу, но ребенок нуждается в коммуникации, прежде всего, как в средстве общения. Наша задача, как специалистов найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт. Ребенок имеет право выразить свои потребности, рассказать о чем-то, а не только согласиться или не согласиться со специалистом. Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникацииБольшинство детей с тяжёлой умственной отсталостью испытываютогромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особоговнимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции,желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальныесредства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые взначительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми.Поэтому для формирования навыков общения у не говорящих детейнеобходимо использовать альтернативные способы коммуникации, которыепомогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, аокружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.В связи с тем, что учащиеся с тяжёлой умственной отсталостью обладаютразличными возможностями, то и выбор средств коммуникации будетзависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностейбезречевого ребенка.Выбор альтернативных методов коммуникации детей должен бытьобязательно индивидуализирова с учетом формы и тяжести заболевания,состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.Участники проекта: учитель индивидуального обучения Осипова Ирина Юрьевна, ученица 2 класса Волынец Ульяна. Ассистент Тимошичева Наталья Федоровна.Цель: формирование навыков коммуникативного поведения на основеиспользования средств невербальной коммуникации.Задачи:формировать первичные ценностные представлениях о книгах ииллюстрациях, картинах и картинок;знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными идругими средствами выразительности через погружение в средухудожественной литературы;-развивать умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающихсоздавать условия для пробуждения речевой активности детей ииспользования усвоенного речевого материала в процессе «имитированного чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;организовать речевую среду;знакомить с простыми по содержанию рассказами,сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;формировать предметные и предметно – игровые действия ученика,учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.Результативность проекта: Отклик на базальную стимуляцию, реакция на использование предмета для коммуникации, реакция на фотографические и символьные изображения, использование навыка жестовой коммуникации.Этапы и сроки реализации проекта:Проект рассчитан на декабрь 2021 г. по март 2021 г., реализуется по следующим этапам:1 этап – аналитико – прогностический (подготовительный)- проведение диагностики коммуникативных способностей ребенка.- разработка индивидуальной программы по формированию коммуникативных навыков и средств общения «Детские жесты», каточки ПЕКС);- расширение соответствующей предметно – развивающей среды2 этап – рабочий (внедрение системы).- внедрение форм и методов Альтернативной коммуникации во все сферы деятельности ученика; - реализация индивидуальной программы по формированию коммуникативных навыков и развитию навыков общении.3 этап – коррекционный, обобщающий- анализ и корректировка содержание методов и приемов работы с учеником по Альтернативной коммуникации.№п/пСроки поведенияНаименование мероприятияНеобходимые ресурсыПредполагаемые Результаты I этап аналитико-прогностический114.12-18.12Диагностика ученика с целью определения уровня сформированности коммуникативных навыковДиагностические картыОпределение уровня сформированности коммуникативных навыков14.12-25.12Организация работы по оборудованию коррекционно – развивающей средыКоммуникативная книга,Диск, карточки «Детские жесты»Изготовление рабочих комплектов предметно – символических и картинно – символических карточек по разделам и темам коррекционно – развивающих программ ( мнемотаблицы, визуальные расписания занятий, мероприятий и т. п.) - подбор доступных технических средств. - подбор программ к планшетам по разделам и темам коррекционно – развивающих программ IIэтап. Внедрение альтернативной коммуникации январьРазработка и реализация мероприятий направленных формирование и развитие: 1. Навыков жестовой и тотальной коммуникации2. Навыков предметной и картинно – символической коммуникации с использованием визуально – графических средств. 3. Навыков коммуникации с использованием специальных устройств – коммуникаторов и компьютерного оборудования. 4. Навыков базальной стимуляцииПроект предполагает использование средств АДК в обучении, воспитании и коррекционно развивающей работе с детьми с ОВЗ.В результате будут разработаны и реализованы мероприятия, направленные на формирование навыковкоммуникациифевральРазработка и внедрение индивидуального коммуникативного альбома, создание обучающих ситуаций, использование индивидуального коммуникативного альбома. III завершающий этапмартПодведение итоговПроведение итогового занятия.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X