Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Правила публикации

Как опубликовать статью

Подать заявку

Автор публикации: Крюкова Ирина Владимировна

Развитие словарного запаса младших школьников.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие словарного запаса младших школьников.Подготовила Учитель начальных классовКрюкова Ирина Владимировна.Слово – основная структурно-семантическая единица языка, без которой невозможна речевая деятельность. Успешность этой деятельности во многом зависит от объёма словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст.Лексический состав – важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Поэтому работе над словом в школе, в особенности в её начальном звене, всегда придавалось исключительное значение. Лексическая или словарная работа в начальных классах проводится при выполнении требований всех разделов учебной программы по языку: на уроках обучения грамоте, на уроках развития речи и грамматики, на уроках чтения и «знакомства с окружающим миром».Полноценная речь ребёнка – это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам. Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль. Л.С. Выготский писал: «…мысль не выражается, но совершается в слове», таким образом, в слове представлено единство мышления и речи. Это даёт право утверждать, что слово выполняет и когнитивную функцию, так как развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических процессов, что в свою очередь повлияет на дальнейшую социальную адаптацию. Формирование речи, как известно, включает три компонента: звуковую сторону, словарь, грамматический строй. Звуковую сторону речи составляют: система фонем данного языка, голос, темп речи, пауза, интонация. «Словарь – объём слов, накопленных речевой практикой». Грамматический строй – оформление слов в предложения по законам данного языка. Все три стороны находятся в тесном единстве. Нарушение звукопроизношения тормозит формирование словаря и грамматического строя. В свою очередь бедный словарь ограничивает возможности детей в усвоении грамматических норм. В условиях неполного или недостаточного владения языком как средством общения не только на начальном, но и на последующем этапе обучения должна сохраняться практическая направленность в работе с языком. Это тем более важно, так как благодаря усвоенным знаниям при изучении грамматики учащиеся получают возможность осознанно оформлять свою речь. Знания должны практически переноситься на продуцируемую речь, способствовать формированию, уточнению, упорядочению, в конечном счёте – коррекции необходимых речевых навыков и умений с последующей их автоматизацией и стабилизацией. Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения отношения к высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяет учащимся выразительно описывать явления, предметы, ограничивает возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Ученики не умеют пользоваться синонимическим богатством русского языка, монологически высказывать свои мысли. Многие отвлечённые понятия они употребляют в конкретном значении или даже совсем ими не пользуются, стараются подобрать слова более простые и понятные. Обогащение словарного запаса значительно облегчает усвоение грамматики. Наиболее существенный фактор, влияющий на введение в речь тех или иных слов, - их необходимость для общения, поэтому в активный словарь ученика входят главным образом такие слова, которые отражают круг его потребностей, желаний, интересов. Слова, которые ученик не употребляет, не занимают большого места в его жизни. Следовательно, наличие в речи учащихся различных категорий слов можно рассматривать как выражение определенного уровня развития мышления. У учащихся не наблюдается резкого преобладания пассивного словаря над активным, хотя пассивный словарь у них тоже богаче активного, в речи учеников встречается много слов паразитов: значит, так и другие, их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия (беспокойный, грозный, белизна), они не знакомы с названиями многих видовых (дуб, берёза, клён) и родовых понятий (растение, инструмент), хотя и те и другие обозначают конкретные предметы. Незнание большого круга слов разной степени обобщённости делает речь детей малоконкретной и вместе с тем недостаточно обобщённой. Отдельные грамматические категории совсем не употребляются детьми или составляют в их словаре минимальный процент. К таковым относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и др.Как в устной, так и в письменной речи учащиеся используют в основном прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета, и употребляют их, как правило, только в именительном и винительном падеже. У учащихся данного контингента отсутствует точное понимание значений прилагательных, употребляющихся в разговоре в переносном смысле, обозначающих форму предмета, пространственные и временные отношения. Школьникам свойственно неточное, нечёткое понимание противоположного и близкого признака. Они совершенно не употребляют прилагательные, характеризующие душевное, эмоциональное состояние людей. Изучение в школе темы «Имя прилагательное» открывает большие возможности в устранении этих недостатков. Затруднение в образовании неопределённой формы глагола влечёт к ошибкам в определении спряжения, к ошибкам в правописании личных окончаний глагола.Целенаправленное обогащение словарного запаса школьников – его накопление, уточнение и обогащение – одно из важнейших направлений коррекции их речевого и психического развития. Формирование, совершенствование лексической стороны речи тесно связано с проблемой социальных контактов с окружающими, с проблемой полноценного развития познавательной деятельности.Методика развития словарного запаса в условиях обучения учащихся начальных классов должна предусматривать различные уровни педагогического воздействия, которые зависят от характера отклонений в развитии учащихся, от этапа работы по развитию речи, от индивидуальных речевых возможностей ученика.Выделяет следующие уровни в работе над лексической основой речевой деятельности учащихся. 1.Формирование словаря. Это словарная работа в условиях глубокого недоразвития речи, когда учащиеся имеют минимальный словарный запас и не в состоянии производить звукобуквенное структурирование слова.2.Лексико-семантическая коррекция словарного запаса. У учащихся имеется словарь в рамках отдельных предложений, но слова употребляются неправильно по своим лексико-грамматическим характеристикам.3.Уточнение словаря. Развитие у учащихся точности и выразительности при использовании словарного запаса; уточнение значений словообразующих структур, устранение ошибок в лексических сочетаниях и при употреблении многозначных слов.4.Обогащение словаря за счёт усвоение новых , ранее неизвестных слов на основе тематической их группировки и определения словообразовательной ценности; усвоение лексической синонимии и слов с переносным или абстрактным значением.5.Активизация словаря. За счёт использования коммуникативных возможностей при включении в диалогическую речь, пересказы, изложения и в другие виды связной речи. Для активизации лексического состава слово должно быть правильно воспринято в контексте, должны быть поняты оттенки его значения; слово должно войти в активный словарь школьника и воспроизводиться в нужных случаях при общении. Цель словарной работы – создать, опираясь на важные психические функции: восприятие, представление, мышление и память, лексическую основу речевой деятельности с последующим её расширением и совершенствованием. Словарная работа выполняет развивающую функцию, как в плане формирования познавательной деятельности, так и в плане овладения речевыми навыками и умениями и создания базы для словесной коммуникации. Этим объясняется и определяется то место и значение, которое занимает работа над словом в содержании программ по языку в начальных классах образовательных учрежденийПрактическая направленность в обучении языку предполагает, такую организацию языкового материала и его преподнесение, где главным и первичным была работа над семантикой, над значением – независимо от того, касается ли это лексики или грамматических структур. Естественно, уточнение и обогащение словаря – первоочередная задача, но она должна выполняться на синтаксической основе – в процессе построения словосочетаний и предложений, диалогов и текстов. Работа по коррекции недостатков словарного запаса проводится в направлении обогащения словаря и его уточнения. Школьники учатся адекватно и наиболее точно употреблять имеющиеся в их запасе слова, включать в контекст вновь усвоенные. Этот процесс ведёт к устранению косных стереотипов в выборе слова, к активизации словаря (мальчик добрый, аккуратный, смелый, честный, заботливый, а не просто хороший). Специалисты утверждают, что эффективность решения задач развития речи учащихся зависит от определённых условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации вне зависимости от того, протекает она в устной форме или письменной, в присутствии собеседника или без него. Основным условием являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т. е. тогда, когда ребёнку не о чём поговорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным.В связи с этим методическими условиями формирования речи являются: - уточнение и обогащение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира; - повышение заинтересованности ученика в речевом высказывании; - обеспечение их высказываний необходимыми языковыми средствами. Мотивация для речевой деятельности школьников обеспечивается, во-первых, путём специального подбора интересных текстов, создания игровых ситуаций, в которых можно реализовывать и развивать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, различной дозированностью материала и заданий для различных учащихся.Вот примеры игр на развитие словарного запаса.Первый блок заданий «Образование прилагательных от существительных» содержит 3 пункта. А.Относительных.Инструкция. «Назови слова по образцу».Образец: кукла из бумаги – она бумажная.● шляпка из соломы – она …● горка изо льда – она …● варенье из слив – оно …● суп из грибов – он …● лист дуба – он …Б.Притяжательных.Инструкция. «Назови слова по образцу».Образец: у собаки лапа – собачья.● у кошки - …● у волка - …● у льва - …● у медведя - …● у лисы - …В. Качественных.Инструкция. «Назови слова по образцу».Образец: если днём жара, то день - жаркий.● Если днём мороз, то день - ...● Если днём солнце, то день - …● Если днём снег, то день - …●Если днём ветер, то день - ... ● Если днём дождь, то день - ...Второй блок заданий «Подбор прилагательных к существительному».Инструкция. «Подбери слова по образцу».Образец: пальто, оно - красивое, тёплое, зелёное, зимнее.● лиса, она - …● лимон, он - …● яблоко, оно - …● брюки, они - …● солнце, оно - …Третий блок заданий «Образование глагола идти с приставками».Инструкция. «Измени слова по образцу».Образец: машина из гаража выехала.● мальчик из дома (что сделал?) …●по улице (что сделал?) …● через дорогу (что сделал?) …● к магазину (что сделал?) …● в магазин (что сделал?) …Четвёртый блок заданий «Подбор синонимов».Инструкция. «Подбери слова по образцу».Образец: бабушка, можно сказать – старушка.● плохой, можно сказать - …● большой, можно сказать - …● боец, можно сказать - …● смеяться, можно сказать - …● идти, можно сказать - …Пятый блок заданий «Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных».Инструкция. «Назови предметы по образцу».Образец: большой – мяч, а маленький – мячик.● маленькая иголка – это …● маленький дом – это …● маленький заяц – это …● маленький стул – это …● маленькая шуба – это …Шестой блок заданий «Подбор антонимов».Инструкция. «Назови предметы по образцу».Образец: большой, а наоборот – маленький.● широкий, а наоборот - …● длинный, а наоборот - …● тяжёлый, а наоборот - …● высокий, а наоборот - …● холодный, а наоборот - … Седьмой блок заданий «Назови одним словом (уровень обобщений)».Инструкция. «Назови предметы по образцу».Образец: овощи – это растения, которые растут в огороде, их употребляют в пищу. Морковь – это овощ, лук – это овощ, помидор – это овощ.● жук, стрекоза, комар – это …● сапоги, туфли, тапочки – это …● шкаф, стол, кресло – это …● голубь, ласточка, ворона - это …● автобус, самолёт, поезд – это …РекомендацииI. Психолого-педагогические:1.Важным условием развития словарного запаса, прежде всего, является использование наглядных средств, которые повышают уровень осознанного восприятия любого учебного материала. Правильно подобранная наглядность создаёт образное представление по изучаемому материалу.2.Достаточно важное значение имеет то, на сколько педагог, эмоционально, жизненно преподносит материал. В меру эмоциональное поведение учителя может активизировать внимание учащихся, способствовать правильному настрою к работе. Это непосредственно сказывается на уровне заинтересованности к преподносимому материалу и, следовательно на осознанность его восприятия.3.Всвязи с тем, что данный вид работы вызывает трудности у учеников, ещё одним важным условием развития словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта является постановка целей и задач, соответствующих возможностям учащихся, создание ситуации успеха. Задания должны быть посильными и вызывать интерес основанный на чувстве уверенности в своих силах.4.При введении в речь учащихся новых слов большую роль играют побудительные формы речи, которые позволяют учащимся воспринять эти слова сначала в речи учителя и правильно понять их в контексте наглядных ситуаций и предметных действий. Оперирование лексикой в поручениях и приказаниях делает её использование более мотивированным, а речь учащихся активной.5.Словарная работа должна широко использоваться с привлечением различных средств наглядности (предметов, иллюстраций, демонстраций действий, инсценировок и пр.) в процессе любой деятельности: учебно-познавательной, предметно-практической, игровой, трудовой.II. Методические:1.Интерес учеников к слову может активизироваться, если будут взаимосвязаны речевой и предметно-практический виды деятельности, способствующие непроизвольному запоминанию слов, предметов и их действий. (Выйди за дверь, выгляни из-за двери)2. Для успешного решения задач по развитию словарного запаса следует определить и научно обосновать принципы отбора словаря и целесообразность группировки лексики, разработать методическую типологию лексики, которая учитывала бы трудности усвоения слов различных категорий и степень обобщенности; построить обучение в такой последовательности, которая обеспечивала бы образование лексико-грамматических обобщений и закрепление их в процессе речевого развития.3.Работа над словарём в младших классах школ для не предусматривает ознакомления с синонимами и антонимами. Однако, не указывая на терминологию, учитель должен рассматривать некоторые аспекты синонимии и антонимии. Понимая, что это важная составная часть работы, которая может успешно использоваться в расширении словарного запаса, учитель целенаправленно организует работу по подбору учащимися синонимов и антонимов. Важно, чтобы школьники чувствовали отношения аналогии-противопоставления. (Ходил вдоль воды, гулял по берегу). (Щедрая Маша угостила всех конфетами, даже жадную Таню)4.Сопровождая свои действия номинативной речью, ученики общаются, накапливают объёмы речевых средств. Накопленные речевые средства способствуют пониманию смысла слов, определённой последовательности в выполнении действий. 5.Для развития словарного запаса следует учитывать многогранный характер слова, отражающий его связи с различными аспектами языка и речевой деятельности. Многоаспектность слова делает необходимым выделение различных направлений работы с ним: надо преодолеть трудности в восприятии и произношении слов, уточнить их звукослоговую структуру, овладеть всеми фонетическими средствами устной речи, закрепить, в том числе письменный образ слова, прочно соединить слово с его формами, связать его со словоизменением, словообразованием и словосочетанием.6.Всвязи с тем, что овладение словом неразрывно связано с развитием его понятийного содержания, начинать нужно со знакомства с ним и его пониманием в определённом контексте и продолжать дальнейшим сравнением с другими словами и использовании в разных контекстах, формированием обобщений, подведением под общий признак путём классификации, выяснением его лексической сочетаемости и завершать последующим использованием в тематических связанных, неподготовленных развёрнутых высказываниях.7.Овладение лексико-семантическим аспектом словарного состава неразрывно связано с реализацией грамматического значения слова в той или иной форме. Грамматическая работа над лексикой на уроках русского языка, организованная в определённой последовательности использования синтаксических структур, с которыми знакомятся учащиеся, преследует пропедевтические цели: практикой употребления слов определённой категории подготовить работу по формированию грамматических закономерностей языка, ускорить усвоение и обобщение грамматических форм, создать условия для семантизации речевого материала на уроках .8.Усваиваемую лексику нужно не только закреплять системой упражнений, но и внедрять в высказывания учащихся на уроках по другим предметам, включать в различные диалоги, беседы, рассказы о текущих событиях в школе.9.В работе над лексикой следует помнить, что наиболее широким источником пополнения словарного запаса учащихся оказываются тексты, которые поступают по различным каналам – на уроках чтения, при внеклассном чтении, при изучении других предметов (учебные тексты по природоведению, тексты математических задач и другие). В начале учащиеся чаще всего встречаются с адаптированными текстами, в которых используются знакомые слова или слова, значение которых может быть легко угадано из контекста, затем по мере обогащения словарного запаса и усвоения закономерностей его грамматической организации они переходят к осмыслению оригинальных текстов и адекватному восприятию окружающей речи.10.Конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы, реализовав коррекционно-развивающую задачу по отношению к имеющемуся у учащихся лексическому запасу или сформировав базисный словарь, максимально активизировать словарный состав речи учащихся, закрепив значение слов путём группировки по их разным признакам, путем сопоставления слов близких или противоположных по значению, включением их в различные контексты на основе возможной лексической сочетаемости.III. Практические:Для работы по этим направлениям полезными являются следующие упражнения:1.Называние предметов и их частей. Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировки, сортировку объектов, выделяют четвёртый лишний и т.п.(перо, клюв, крыло, воробей).2. Название действия или состояния изучаемых предметов. Например, игра в лото, учебной задачей которой является подбор не менее двух-трёх действий, присущих предмету, после чего требуется закрыть его изображение на карте фишкой.(скачет, клюет, поет)3. Называние признаков. Так, по теме «Овощи, фрукты, ягоды» модно уточнить и расширить значение слова сочный. Школьникам предлагается из ряда предметов – плодов и корнеплодов (натуральные, муляжи или картинки) – выбрать сочные (предметный ряд: морковь, картофель, виноград, арбуз, яблоко, огурец). Далее необходимо распределить выбранные предметы от самого сочного к наименее сочному.4. Работа с загадками. Эти упражнения помогают ещё раз закрепить слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Для школьников 1 – 2-го классов предпочтительнее загадки с более точными названиями признаков зашифрованного предмета. Например, «Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, только нужен красный нос». В этой загадке метафора основана на зрительно воспринимаемых признаках, легко сопоставимых с признаками зашифрованного предмета.5.Сравнение предметов на основе определённых признаков (цвет, форма, размер и др.) или характерных действий. Чтобы избежать скучного однообразия, свойственного такому виду заданий, учитель может в качестве игрового момента использовать соревнование: какой ряд наберёт больше общих или различных черт при сравнении двух предметов или явлений по теме.6.Анализ и синтез: разделение предмета на части и узнавание целого по его частям. Можно использовать игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов. Ведущий называет или показывает предмет по определённой теме, а ученики находят на своих карточках части этого предмета, называют их и закрывают фишкой нарисованную часть.7.Классификация предметов по основному признаку (местоположение, материал, форма, принадлежность к тому или иному родовому понятию). Так, по теме «Животные» проводится игра «Найди свой класс». Ведущий раздаёт таблички с названиями групп животных (птицы, звери, насекомые, рыбы), остальные получают предметные картинки с изображениями различных представителей этих групп. Ученики с табличками выходят к доске, их одноклассники по команде ищут свою группу и окружают ведущего.8.Работа с антонимами и синонимами. Программа по развитию устной речи предоставляет большие возможности для накопления словаря антонимов. Уже в 1-м классе даются темы, основанные на сравнении, когда можно, опираясь на наглядные средства обозначать противоположные признаки: Вчера было холодно, а сегодня тепло. И т. п. По мере накопления словаря можно и в этой работе использовать игровые приёмы. Так, например, при закреплении темы «Растения» можно провести игру-соревнование с парными картинками и с указанием того, что нужно сравнить.9.Подбор однокоренных слов. Начиная со второго года обучения можно предлагать ученикам подбирать однокоренные слова с опорой на наглядные средства. Например, после экскурсии по школе и закрепления этой темы в классе учитель предлагает назвать предметы, изображённые на картинках. По мере называния прикрепляет их к доске и пишет около каждой картинки её наименование. В результате образуется столбик слов: школа, школьная столовая, школьник, школьница. Слова прочитываются, и учитель объявляет, что эти слова – родственники. Учащиеся по заданию учителя ищут «главное слово, от которого они все родились». Наступила холодная зима. Люди надели тёплую зимнюю одежду. Звери попрятались на зимовье. Перелётные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие: снегири, синицы, вороны, голуби, зимородки. Трудная зимовка ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов, ни тёплого дома. Разгребёт снег лапами, найдёт озимые, полакомится свежей озимью.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X