Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Еркаева Татьяна Михайловна

"Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Содержание1. Пояснительная записка…………………………………………………………………2 – 8 стр.Приложение: Фотоматериалы:Приложение 1 – Инсценировки сказок ………………………………………………….9 – 14 стр.Приложение 2 - Самостоятельная деятельность детей ……………………………….15 – 18 стр.Приложение 3 – Работа с родителями …………………………………………………..19 стр.Приложение 4 – Музыкальная деятельность …………………………………………….20 – 21 стр.Приложение 5 – Виды театров и игры …………………………………………………..22 – 23 стр.Театр — это волшебный край, в котором ребёнокрадуется, играя, а в игре он познает мир.С.И. МерзляковаАктуальность Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Чтобы стать образованным, успешным, легко адаптирующимся в социуме, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками. Душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. В законе Российской Федерации « Об образовании» поставлена еще одна социально значимая для современного общества задача – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка, его творческих способностей является не просто актуальной, но одной из самых важных. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, а также очень важный период формирования творческих способностей. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. От этого он получает огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка. И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру; позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В ходе театрализованной деятельности происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Немаловажное значение имеет слияние музыки с театрализованной деятельностью. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию – социализации личности дошкольника. Именно в музыкально-театрализованной деятельности можно все то, что ребенок не может сказать словами, но может передать мимикой, жестами, движениями, песней. В процессе музыкально-театрализованной деятельности происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Музыкально-театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует артистические навыки детей. В начале работы в этом направлении мы определили следующие задачи:Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности и поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах.Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности совместно с родителями организовали центр музыкально - театральной деятельности.Принципы построения ППРСОсновными принципами создания предметной среды в нашем образовательном учреждении являются:Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком, «глаза в глаза», который способствует установлению оптимального контакта с детьми.Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Содержание нашего музыкально – театрального центра меняется (дополняется) в зависимости от возрастных особенностей детей, целей и задач учебно-воспитательной работы в данный месяц, от времени года, интересов детей, состояния самого материала (изношенность, своевременность)Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию. В театрализованной деятельности мы используем всё пространство группы, место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности. Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо предусмотреть и принципы многофункциональности и доступности всего предлагаемого материала.Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов даёт ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности. Научные и методические источники, которые использовались при разработке элементов средыИсследованиями развития эмоционально-личностной сферы детей-дошкольников занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже. Те стадиальные изменения в психическом развитии, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны, как справедливо указывал Л. С. Выготский с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка.А. В. Запорожец считает, что эмоция - это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.Леонтьев А. Н. считает, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические функции.При разработке элементов среды опирались на методику Артёмовой Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», а также Маханёвой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».В книге Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр дошкольникам”, Г.В.Генова “Театр для малышей” представлены разнообразные виды кукольного театра и показана специфика каждого вида. Даны упражнения для освоения техники кукловождения, легкие, небольшие сценки для работы с ними, более сложные пьесы для последующей работы, рассказывается о том, как работать над некоторыми спектаклями. С учетом изученного опыта, руководствуясь «Нормами проектирования детских яслей-садов», «Санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений» основной задачей, при создании предметно-пространственной развивающей среды является творческий подход в её оформлении, создание таких сюжетных или игровых ситуаций, которые бы стимулировали у детей интерес к её использованию. Предметно – развивающая среда является одним из важнейших факторов развития детей, и она должна быть построена так, чтобы её можно было изменять и дополнять. Развивающая среда должна побуждать детей к игровой деятельности.Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:соответствовать требованиям СанПиН;быть эстетично оформленной, т.е. иметь привлекательный вид;соответствовать возрасту детей и требованиям реализуемой программы;выступать в роли естественного фона жизни ребенка;снимать утомляемость;положительно влиять на эмоциональное состояние;давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.Музыкально – театральный центр оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В нем имеются: ширмы: настольная и ширма по росту детей;атрибуты для детского танцевального творчества (снежинки, осенние листочки, цветы)элементы костюмов к знакомым сказкам: веера, шляпы, парики, усы, очки, перчатки и др.музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта и другие инструменты);погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;иллюстрации «Времена года»; музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); портреты композиторов;музыкально-дидактические игры «Угадай, что звучит», «Назови музыкальный инструмент» и др.;атрибуты к подвижным играм детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;альбом детских песен;магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков;маски – шапочки;различные виды театров:- пальчиковый театр - теневой театр- куклы перчатки-варежки - кукольный (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом (настольные театральные игры), так и куклы ручной работы, изготовленные детьми из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала.Описание деятельности педагогов и детей в созданной предметно-развивающей средеХранителем-талисманом нашего музыкально - театрального центра является, любимый всеми, Петрушка. Кукла-зазывала, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Он зачинщик и помощник для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ним мы отправляемся в любое путешествие, чтобы узнать что - либо новое. А когда нужно уточнить или закрепить знания детей, мы Петрушку учим, показываем или рассказываем ему. В предпраздничные дни предлагаем приготовить Петрушке подарки (новый бантик, шляпку и т.д.). Для развития у детей старшего возраста творческого воображения и искусства перевоплощения, мы разработали алгоритмы, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогают детям, с помощью костюмов, самим научиться создавать выбранный образ, делая его  более ярким и эмоциональным. - в насекомых, бабочек (усы, крылья, элементы костюмов);- в птиц (крылья, клюв, хвост и т.д.);- в животных (шапочки-маски, хвост, ушки и т.д.);- в сказочных героев (костюмы Красной Шапочки, Кота в сапогах и т.д.);- в возрастных героев: старичок – бородка, усы, клюка; бабушка – очки, платочек, передник и т.дАлгоритмы по развитию сказочного сюжета учат детей фантазировать, включаться в творческий процесс -  придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Для поддержания интереса к игре, используем различные игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пение песен, пересказ стихов, потешек; пересказ произведения с помощью куклы; игровые объявления по «громкоговорителю»; принятие педагогом игровой роли на себя; игровые упражнения, изготовление игровых билетов; беседы о посещении театра с показом действий актера и т.д.С целью поддержания игровой атмосферы также используем различные приемы: внесение новой игрушки, декораций; доброжелательная реплика, напоминание, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство сцены, театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала; изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей; рассматривание иллюстраций журналов, книг.Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественном – эстетическом развитии ребенка. Поэтому в нашем музыкально – театральном центре есть «волшебные вещи», которые оживят театрализованную деятельность, сделают ее более интересной и привлекательной. И что же это? - волшебный сундучок (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;- волшебная дудочка (играет – все танцуют, не могут остановиться);- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);- волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии  воображения;У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастают физические возможности, они способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния образа, способны самостоятельно думать и войти в роль героя, придать ему индивидуальные черты. На занятиях по театрализации используем следующие приёмы:Познавательная беседа, которая выстраивается вокруг обсуждения таких вопросов:Можно ли представить театр без зрителей?Кто принимает участие в создании театральной постановки?Кем распределяются роли между актёрамиКак правильно себя вести во время посещения театра?Разыгрывание детьми сценок в форме диалога, например: «Телефонный разговор», «В поликлинике», «Малыш и Карлсон», «Буратино и Мальвина» и т. д. Педагог помогает разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога.Тренинги (комплексы упражнений) по актёрскому мастерству, помогающие овладеть средствами выразительной передачи образаЧтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.)Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.Дети ставят кукольные спектакли, за артистов-кукол исполняют стихи, поют песенки, загадывают загадки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленьким зайчонок поет песенку тоненьким голоском, комарики пищат). В старшем дошкольном возрасте помимо индивидуальной, появляется и совместная форма режиссерских театрализованных игр. В совместных играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования совместных действий. Наличие детских музыкальных инструментов даёт детям возможность самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов для нашего музыкально – театрализованного центра. Приняли активное участие в конкурсе «Театр - своими Руками». Благодаря этому в нашем театрально – музыкальном центре появилось много разных видов театра. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе проводим инсценировки литературных произведений, драматизации любимых сказок с показом для родителей на совместных мероприятиях, праздниках, музыкально – литературных гостиных. Показываем постановки для детей других групп. Совместно с музыкальным руководителем организовали постановку либретто по сказке С. Маршака «Теремок» (музыка М. Красева) и показали всем детям нашего детского сада. В результате данной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию творческих и социально – коммуникативных способностей дошкольников.Планируемые результаты.Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.Предполагаемые результаты к концу года:Дети стали более самостоятельными, коммуникабельными в общении со сверстниками и взрослыми.Сформирован интерес к театральному искусству.Свободно используют в общении мимику, жесты, движения, слово. Овладели навыками самостоятельно найти средства для создания образаперсонажа, используя движения, позу, жест, мимику, речевую интонацию. Способны самостоятельно на основе музыкальной композиции создать свой художественный образ, используя движения, песенные и танцевальные импровизации.Выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;Правильно анализируют свои поступки, поступки сверстников, героев художественных произведений;Способны согласовывать действия с партнерами по сцене.Литература1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с. 4.Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33. 5.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.6. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» М.,1982 7.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ТЦ Сфера, 2009;

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X