Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Воробьева Марина Владимировна

Интерактивное занятие - экскурсия "В гости к забайкальским казакам"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заиграевский центр детского и юношеского творчества» 671310,Республика Бурятия, Заиграевский район, пос. Заиграево, ул. Ленина, дом 24, тел: (8 30136) 4-18-61; e-mail: pwl.nl24@mail.ruУчебно-методическая разработка Интерактивное занятие-экскурсия «В гости к забайкальским казакам» для детей 11-13 летАвтор: Воробьева М.В.методист МБУ ДО «Заиграевский ЦДЮТ»,руководитель центра казачьей культуры «Забайкал»п. Заиграево 2019 г.ВведениеАннотацияВ данной разработке раскрыт опыт проведения занятий по изучению казачьей культуры с использованием интерактивных форм и приемов обучения. Материал занятия основан на традиционной культуре казаков Забайкалья и может быть использован при проведении классных часов, внеклассных мероприятий в школьных музеях, музеях казачьего быта, в казачьих избах. Разработка будет полезна классным руководителям, педагогам дополнительного образования, руководителям детских фольклорных коллективов. Актуальность и новизнаВ 2012 г. Президентом В.В.Путиным утверждена «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении казачества», Одним из основных направлений реализации данной концепции является содействие организации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию детей и молодежи, сохранению и развитию казачьей культуры. Республика Бурятия - территория исторического проживания забайкальских казаков. Забайкальское казачество, являясь частью российского казачества, обладает специфическими чертами, присущими только ему. Несмотря на определенные трудности, современное состояние казачьего движения в Республике Бурятия имеет значительный потенциал и перспективы своего развития, а спектр его действия достаточно пестр и многолик. Показателем возрастающего интереса к казачьей культуре служит повсеместное открытие казачьих подворий, казачьих изб, гостевых домов. В связи с этим популярностью стали пользоваться ознакомительные экскурсии для детей и подростков. Казачья изба п.Заиграево, созданная по инициативе центра казачьей культуры «Забайкал», не является исключением. Отличительной особенностью ее посещения можно назвать интерактивность. Обычно в музее нельзя бегать и шуметь, нельзя ничего трогать руками, а поиграть с экспонатами тем более никто не разрешит. Но все меняется, когда вы приводите ребенка в нашу казачью избу на интерактивное занятие-экскурсию «В гости к забайкальским казакам» За последние 3 года подобные занятия посетили более 500 школьников Заиграевского района и г.Улан-Удэ. Нынешних детей удивить трудно. Интеллектуальные игрушки и круглосуточный доступ в виртуальное пространство окружают ребенка едва ли не с рождения. Мы учли эту особенность и сделали ставку на главную черту ребенка - любознательность и стремление все испытать и потрогать. Именно этого тактильного опыта, как правило, недостает на классической экскурсии: "Посмотрите налево, посмотрите направо!" Визуализировать информацию мало: подрастающему поколению хочется знать, как устроен, например, самовар, подержать настоящую казачью шашку, одеть старинный костюм или попробовать себя в роли хозяйки дома. Конечно, через полтора-два часа этой игры (именно столько обычно длится интерактивное занятие-экскурсия) ребенок не перевоплотится в казака и казачку. Но новые знания о казачестве, об их исторической роли в освоении края, о традициях и культуре, жилище и предметах быта все же получит и, наверняка, запомнит их лучше, чем если бы прослушал беседы с использованием картинок или фотографий. Такое занятие больше похоже на путешествие назад в прошлое, дети «погружаются» в атмосферу старины, но в то же время получают знания. Полуигровой ход занятия отнюдь не перечеркивает образовательный эффект, а образы и характеры наших казаков только помогут закрепить пройденное.Цель занятия: Знакомство с культурой и бытом казаков Забайкалья.Задачи: Образовательные:-познакомить с отличительными особенностями казачьей избы, предметами быта и домашней утварью;-дать основы казачьего домостроя, познакомить с воинскими, семейными традициями;-научить отличать казаков по одежде, оружию, говору;- познакомить с блюдами казачьей традиционной кухни;Развивающие:-способствовать развитию потребностей в познавательной деятельности через проигрывание жизненных ситуаций; - расширять кругозор детей, обогатить их словарный запас;-раскрыть творческие способности детей путем освоение жанров казачьего фольклора: бытовой пляс, игра на бытовых инструментах, устное народное творчество;-развитие интереса к культуре казачества, любознательности, умения нестандартно мыслить, навыков креативного мышления;Воспитательные:-содействовать воспитанию интереса к истории, любви к малой родине через сохранение традиций народов, проживающих в Бурятии;-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, семейным традициям, обычаям гостеприимства посредством погружения в «старину»;-сформировать положительный образа казака-защитника, воина, патриота;Форма проведения: интерактивная экскурсия.Методы: репродуктивный, наглядно-словесный, демонстрационный (показ экспонатов и предметов быта), рассказ педагога, интерактивные: сотрудничество, диалог, поиск, игровые: проигрывание ситуаций.Оборудование:   интерьер «Казачьей избы», оснащённый  предметами   быта (русская печь с со всем необходимыми инструментарием, стол, лавки, сундук с одеждой, божница, казачья шашка, нагайка, подкова и др.), традиционные костюмы Хозяина и Хозяйки, запись казачьих старинных песен и наигрыши.Раздаточный материал: карточки для закрепления говора.Место проведения: казачья изба, уголок школьного музея, кабинет в народном стиле.Действующие лица: хозяин, хозяйка.Содержание занятияВстреча детей. (Детей перед входом в избу встречает Хозяин в традиционной бытовом костюме: рубаха, подпоясанная ремнем, брюки с лампасами, фуражка, сапоги или ичиги)Х - Ребята и девчата, здравствуйте! Любите узнавать  что-нибудь новенькое и интересное? (ответ) А хотите заглянуть в казачью избу, посмотреть как там все устроено, кто там живет, какая там мебель и посуда? (ответ) Тогда на  правах  хозяина  я приглашаю вас в нашу избу. (открывает дверь) Хозяйка, гостей принимай. (дети заходят в избу, где у порога их встречает хозяйка)Х-ка - (также в бытовом костюме-«парочка»: блузка и юбка, на голове платок завязан под «калмычку», ботиночки) -По здорову вам, детушки! Добро пожаловать в гости к нам, к забайкальским казакам. Казаки гостям завсегда рады! Хлеб, соль да вода наша казачья еда, вот и я вас встречаю хлебом – солью. (подает каравай) Ну, а кто не знает как отведать такое угощение – учитесь, в жизни пригодится. (дети пробуют каравай, хозяйка показывает как правильно это делать) Проходите в избу, ребятушки, не стойте на пороге, в ногах правды нет. Поглядите, как живем. Да за печку нашу подержитесь. Ежели кто незнакомый в избу входит так надо к печке прикоснуться, тогда тебя своим посчитают. (дети проходят в избу) О казакахХ – Рассаживайтесь, ребятки, по лавкам, вот сюды в красный, почетный угол. Здеся самых дорогих гостей привечали. Ну, знакомиться давайте. Меня хозяином кличут, а это хозяюшка моя. А вы –то чьих будите? Откудова к нам пожаловали? (ответы). Про нас –то, про казаков чо знаете? (ответы детей) Верно, верно. Забайкальски казаки – народ особливый. России - матушке верно служим, и в бою не дрогнем и в тайге не сробеем, на любую работу хваткие да смекалистые, а петь-плясать – лучше нас не сыскать. Забайкальские казаки, ребятушки, пришли на эти земли очень давно. Ишо при царе Иване Грозном, после того как Ермак Тимофеевич присоединил Сибирь к русскому государству. Вон каку территорию большую Россия получила. Надо было ее как-то охранять и осваивать. Вот тогда и стали отравлять в эти края отряды государевых служилых людей. Это уж потом царица Катерина сюда семейских – то сослала. Потому казаков и называли первопрходцами. Защищали казаки вместе с местными бурятами, тунгусами и даурами границу России. А с каким государствами граница проходила? Кто знает? Верно, с Китаем и Монголией. Вот так вместе с местным населением в дружбе да согласии со временем и перемешались русские казаки, стали создавать семьи с местными женщинами. Так появился забайкальский казак - натура упорная, отважная, выносливая, с черным бурятским прищуром, высокими тунгусскими скулами и русскими синими глазами. 30 марта 1851 года, в день Алексея – божьего человека по высочайшему повелению государя императора Николая I было создано наше Забайкальское казачье войско и по численности занимало аж третье место из всех казачьих войск России. А сколько казачьих войск в России? (ответ) Ране было 11, а ныне 10. Казаки были отменными воинами, но они еще и много трудились. Жили в станицах с одной-двумя улицами, которые вытягивались вдоль речки. Всё умели делать своими руками: растили хлеб, разводили коней, изготавливали посуду, шили одежду, избы строили. Избу построить, ребятушки, дело не простое. Для начало надо было лес подходящий заготовить да и подсушить его. А для чего сушить? (ответы) С сырого дерева не строили. Как потом жить? Всю избу поведет. А из какого дерева строили? (ответы) Избы ставили из крепкого леса, обычно из лиственничных бревен. Лиственница- дерево крепкое, смолевое. Для нового дома место выбирали чистое, веселое и чтоб недалеко от родни, чтоб пониже огорода была речка и лес недалеко.Было у казаков правило: все делать вместе, сообща помогать друг другу. Шел казак к родственнику или соседу: «Приходите, - говорил - помогите избу поставить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел казак к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Это так и называлось – помочь. Наутро все собиралось, и вместе с хозяином  начиналось строительство. Были среди нашего брата такие мастера, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. По большей части казаки строили круглый дом – четырёхстенок - квадратная изба с прирубленными сенями, с большим количеством окошек. Избы шибко не украшали и не расписывали как, например, у семейских. А почему? (ответ) Да когда ж их расписывать? Казак - человек служивый, почитай всю жизнь на службе, на войне, на учениях. Чуть-что – все дела бросай и на коня. Тогда все хозяйство, весь дом оставался на плечах жены-казачки, тут уж не до красоты.Вот когда новый дом был готов, отстоялся, просох, тогда устраивали новоселье или по-нашему влазины, пускали первыми в дом кошку или петуха, которые определяли: можно ли жить в новом доме. Потом в первую очередь несли иконы, квашню для выпечки хлеба на новом месте. Верили, что переезжал на новое место и домовой. Так-то, ребятушки. Вот и наша изба тоже в одну комнату и все в ней как положено, для всего свое место, свой уголок найдется. Красный уголХ-ка – Ну, что, ребятушки, огляделись? Всё сегодня вам покажем, всё расскажем, всё дадим потрогать, а начнем мы с главного. Как вы думаете, какое место в казачьей избе было самым важным и главным? (ответы детей). Главным у казака в доме завсегда был красный угол. Вот он. Почему его так называют? (ответы). Красный угол - главное место в доме казака. Ведь любое дело - большое или малое -начинаем мы с молитвы. А как же. Когда в Забайкалье первые казаки пришли места ишо не обжитые были, неизведанные, жили по-первости в землянках. Потому казаки и веру свою хранили, чтоб помогал им боженька во всем на новом месте. Само название угла «красный», означает красивый, хороший, светлый. Здесь располагалась икона, висела лампадка, лежала мужнина фуражка. Тут и важные бумаги храним и деньжата и грамоты за подвиги. (показ) Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых почетных гостей.Русская печьХ-ка - Посмотрите по сторонам. Что в нашей избе занимает большую часть? Правильно, печь. А почему (ответы). Как сейчас бы сказали печка- это многофункциональное приспособление: греет, светит, варит, лечит. Без печи и изба не изба. Да к тому же климат у нас суровый, зимы холодные, ветреные. Что было бы, если б не было печки? Сейчас-то вы чем обогреваетесь? Батареями. А в старину только печкой-матушкой. А почему ее так называют? (ответы) Печка всегда воспринималась как одушевленный предмет. Если посмотреть на печку со стороны, то что можно разглядеть? На что печь похожа? Верно, лицо. Вот почему отверстие куда складывались дрова называлось рот, а часть печи над ним - под. А вот это шесток, загнетка, заслонка, подпечек, печурка. (показывает) А еще печка является сказочным персонажем. В каких сказках она встречается? (ответ). Печка согревала, освещала, на ней лечились, сушили одежду, грибы, ягоды. В ней хозяйка пекла хлеб, пироги, варила щи и кашу, в печурке прятали молочные зубы детей, а за печкой обитал покровитель жилища – домовой. Старики ругались, когда молодая хозяйка затапливала печь с непокрытой головой. «Запечный дедушка наденет чугунок на голову хозяйке чугунок». На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: "Он на печи протирает кирпичи". У печки велись задушевные беседы, приоткрыв заслонку можно было осветить часть избы. Внизу печи – небольшое углубление для просушки дров, иногда зимой там держали кур. Рядом с печкой хранились разные приспособления и все они с длинной ручкой. Почему? (ответы). Для самовара есть свое отверстие для вставки дымовой трубы от него. Возле печи традиционно ставилась кадка для воды. В печи сжигали даже сор, ведь его нельзя было выносить из дома. Также печь-это лекарство от многих болезней. Над нашей печкой вы видите пучки с травой. Это наши забайкальские лекарственные травы, мы их сами заготавливаем в помощь при разных болезнях. (рассказ сопровождается показом) А чем и как растопить печку? (ответ). Конечно, нужны дрова. А где взять? Сейчас можно купить, а раньше казаки ездили в лес. Давайте-ка и вы, ребятушки, поможете нам в заготовке дров. Зима, холодно, одевайтесь потеплее. Игра «Заготовка дров»Ребята делятся на две команды. Каждая получает набор предметов зимней одежды: папаха, тулуп, кушак, варежки, поленья. По сигналу хозяина первый игрок одевает одежду, берет полено, оббегает препятствие в виде деревянной чурки, возвращается, отдает полено и одежду следующему игроку. Побеждает та команда, которая первая закончила передачу дров.Х-ка- Ну, вот, дрова у нас есть можно и печку топить да кашу варить. А что же готовили в печи? (ответ). Главной едой считались хлеб, щи и каша. «Щи да каша – пища наша». А хлеб всему голова. А что нужно было хозяйке, чтобы состряпать хлеб? (ответ). Нужно замесить тесто, а для него нужна в первую очередь – вода. А где взять воду? С чем ходили за водой? В чем ее носили? (ответ) А сейчас ваши мамы где берут водичку? Ходили казачки на реку или в колодец по воду с коромыслом и ведрами. Давайте попробуем пройтись с коромыслом. (достаем коромысло, 3 ведра) Раньше казачки по воду ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали, чтобы себя показать. Коромысло расписное два крючочка по краям. (показ нескольких способов: на одном плече, на двух плечах, как правильно подцепить воду, как держать ведра, чтобы вода не расплескалась, пробуют два человека) Это мы с вами с пустыми ведрами пробовали, а теперь давайте по-настоящему (хозяйка наливает воду до половины ведра, дети пробуют)Х – А казаки тоже по воду ходили, чтоб коней напоить или когда много воды требовалось по хозяйству. Только мы не как бабы ходили. Настоящий казак сразу три ведра нес. А как? Руки-то две, а третье ведро куда? (ответы мальчиков) Коромысло на одно плечо, одной рукой придерживаю вот так, а третье ведро в другой руке (показ, дети пробуют).Х - Ну, вот, принесли воды домой. Что еще нужно для того чтобы испечь хлеб? Мука. Из чего получалась мука? Из пшеницы получали зерно. Зерно перемалывали на мельнице в муку. Прежде, чем замесить тесто, необходимо было муку просеять. Для чего как вы думаете? Чтобы удалить ненужный мусор и чтобы мука стала легкой, как теперь говорят - насытилась кислородном. От этого тесто будет пышным. Чем ваши мамы просеивают муку? (ответ) Для просеивания муки использовали сито или решето. Мы сейчас попробуем просеять муку (достаем сито, муку, доску для раскатывания теста, совок для муки, полотенце, показ, дети пробуют)Иногда в муку при выпечке сладких булочек или пряников добавляли масло. А как получали масло? (ответ) Доили корову, оставляли молоко киснуть, а потом образовавшиеся сливки сбивали в масло при помощи вот этого приспособления – маслобойки. (показ). Вот вы сейчас по 2-3 часа за компьютером сидите, а нас мамка посадит за маслобойку и за полдня только килограмм масло и собьешь. (детям показывается принцип сбивания масла, дети пробуют маслобойку). Ну, вот, что еще надо положить в тесто? (ответ) Яйцо возьмем у курочек, соль, сахар привозили в лавку. Все у нас есть, пора тесто месить. Игра «Тесто месить»Все желающие встают в круг, взявшись за руки. Со словами «Месим, месим, месим тесто» игроки, не расцепляя рук, изображают как они месят тесто, при этом двигаются, собираются в центр круга. Как только круг сузился, игроки начинаются двигаться обратно, расширяя круг. При этом говорят «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, раздувайся пузырь да не лопайся». Круг расширяют до тех пор, пока он в каком -нибудь месте не «лопнет», Те, игроки которые расцепили руки, идут внутрь круга. Теперь они «начинка». Остальные игроки опять берутся за руки и все начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока начинки не станет больше и игроки не смогут схватиться руками.Х-ка - Тесто замесили, печка протопилась, появились угольки. Как же нам испечь хлеб? Положить тесто прямо на угли? (ответ) Горячую золу разгребали, разметали. А чем? Загадка в помощь. «Под полом, под середой, сидит баба с бородой». (ответ) Таинственная баба с бородой это помело. Вот им-то как раз и разметаем угольки. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. Нельзя его также заменять веником для подметания пола или метлой. Хозяйка, которая не делает различия между полом и устьем печи, нарушает правила гигиены. Ну, вот, сформированный хлеб клали на хлебную лопату и отправляли в печь. Закрывали заслонку и минут через 40 хлеб был готов. Его выставляли на лавку рядом с печью остывать и по всему дому расходился вкусный аромат. Вот с таким хлебушком мы вас сегодня встречали у порога.Кроме хлеба, щей и каши казачки готовили множество разных блюд. Но самым простым из них была картошка в мундире. А в чем ее варили, ведь кастрюль раньше не было? Загадка в помощь: этот маленький дедок кормит весь казачий род. (ответ) Это чугунок или чугунка. У нас здесь вы видите чугунки разных размеров. Вот маленькая для каши, эта для щей. А вот эта ведерная всегда стояла сбоку печи и всегда в ней была теплая вода для разных нужд. Обратите внимание на форму чугунка: сверху пузат, а к низу сужается. Чтобы поставить его в печь нужно специальное приспособление. Загадка в помощь: людям на стол подаёт, сам в угол идёт.(ответ) Это ухват, посмотрите. Берёт хозяйка чугунок ухватом, да и в печь сажает. Давайте и вы попробуете это сделать (дети пробуют) Игра – ситуация «Накорми хозяина»Приглашаем мальчика и девочкуХ-ка – Ты будешь хозяин, а ты хозяйка. Хозяин приехал с поля, устал, кушать хочет. Ты (мальчику) говоришь «Хозяйка, на стол подавай». А ты (девочке) ему отвечаешь. «Всё готово. Несу». Берешь ухват, зацепляешь чугунку с картошкой, несешь на стол, ставишь и говоришь «Кушай на здоровье» (игру можно провести с 2-3 парами).Х- ка – Молодцы, ребятушки. Давайте посмотрим, какие еще приспособления использовала хозяйка. (показ и краткий рассказ)Кочерга - угольки подгребать, поленья мешатьЩипцы – доставать уголькиТушилка – для сбора готовых угольков для розжига самовараСковородник – для разных сковородокСтупка – измельчать, например, орехи для сдобыВафельница, пышница – для выпекания вафель и пышекСечка – для рубки капусты для пирогов, измельчения картофеля. Капуста, нарубленная сечкой намного вкуснее, чем нарезанная ножомХ - А это наш любимец – ведерный самовар. У нас он латунный, а бывают еще медные и разного объема. Для чего он служит? (ответ) Самовар - это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» отсюда и произошло название. Как вы считаете, каждая ли семья могла позволить себе приобрести самовар? По - началу самовар считался большой роскошью и очень дорого стоил. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они стали дешевле и каждая семья имела возможность его приобрести. Ведь чай на Руси пить очень любили. Говорили «Чай пьешь до ста лет проживешь». Как только гости приходили в дом, хозяева сразу ставали самовар, накрывали стол. Да-а, чай с самовара имеет особливый вкус. Наши казачки в чай для аромата и полезности добавляли сушенные листья смородины, малины, кусочки вяленной моркови. И главное, самовар долго хранит тепло и всегда можно подлить кипяточку. Во время войн, в голодные годы самовар, как и печь, был и лекарем и утешителем. Во время Великой Отечественной войны бабоньки наши, когда не хватало цветного металла для выпуска боевых машин, по призыву без единого вздоха отдавали свои последние самоваришки, после чего воду кипятили в чугунках. Ну, что ж, бабоньки, самовар-то кипятить пора, чаевать уже охота.Показ «»Кипячение самовара» (дети пробуют самостоятельно понять принцип работы, для этого хозяйка задает наводящие вопросы и помогает)Куда заливаем воду? Как поджечь лучинку? Куда кладутся угли? Куда вставляем трубу? Что будем делать, если потух, дымит и не топиться? Для чего служит откидная крышечка? Что делать, если сильно закипел? Х-ка – Ну, вот, детушки, самовар наш закипел. Хозяин, неси самовар на стол. (хозяин ставит самовар)Давайте и вы пододвигайтесь к нашему столу, чаевать будем. Представьте себе, что мы  с вами большая семья. Но сначала к рукомойнику, мыть руки (дети умываются и проходят к столу)Игра-ситуация "Большая семья".Х - Стол – божья ладонь. За столом у казаков свои правила. Сначала молитву прочитают или хозяин скажет «Господи, благослови». Первым за стол садился глава семьи. (садится). Рядом садится его отец или дед. Потом по старшинству, потом дети, а на другом конце стола было место хозяйки или молодухи, они подавали блюда (дети и взрослые рассаживаются). Без команды хозяина никто не ничего не брал и не кушал. Сначала резали хлеб. Хозяин брал булку хлеба, чертил над ней крест ножом и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи. (режет и раздает хлеб) Затем хозяйка ставила на стол блюда. Мы нынче вас угощаем казачьими пирогами - капустниками, треуголками, картошкой в мундире, чаем с самовара. (хозяйка с помощью девочек расставляет блюда, наливает чай. Девочкам необходимо показать, как наливать чай с самовара) Основное кушанье накладывали в общую миску. Первым кушанье деревянной ложкой набирал глава семьи да под ложку хлеб подставлял, чтобы ни одной капельки не проронить, а хлебные крошки в ладошку сметали. Если кто-нибудь вел себя за столом не подабающим образом – смеялся, разговаривал, то отец облизывал ложку с обеих сторон и щелкал непоседу по лбу. Не разрешалось стучать ложкой по столу или болтать под столом ногами, так как от этого черт радуется. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или нечистый сядет за стол. К ложкам относились бережно. Никто не смел выходить из-за стола без разрешения хозяина. По окончании трапезы, перекрестившись, дружно вставали.Ну, что ж ребятушки, кушать дозволяю. Угощайтесь, чем Бог послал. ЧАЕПИТИЕ Мужской уголХ – Ну, ребятушки, сейчас самое время после чая посидеть да побеседовать. Вот сюда ко мне в мужской угол пододвигайтесь. (дети рассаживаются вокруг лавки-дивана) Тута у меня оружие мое хранится, тута я своих знакомцев-казаков встречаю, ведем мы с ними разговоры душевные о том, о сем. А какая сама главна справа казачья? – шашка, канешна! (снимает со стены). Черкесы ее называют «сашко» - длинный колющий, режущий нож. По ёй зараз видно, сколь прав у казака! Вручали шашку в 17 годов, и без темляку сначала! Темляк-то – энто не просто для храсоты,– принадлежность особа – штоба шашка в руке как влита, привязана была! А к 21 году – положены были, к лигулярной службе, стал-быть – погоны, кокарда на убор головной и темляк! При службе в церкви шашку наполовину с ножён вынимают. Это значитца – готов к защите православия! И в семьях казаков передают шашку от деда – внуку, коды тот уж силы терят, меняит, стал-быть, шашку на посох. Завсегда в доме в переннем месте шашка со всёй справой висит! А ежля по родословле наследника не пришлось – ломали её и клали в гроб старику. На круге казак тока шашкой голосует! (показывает несколько приемов владения шашкой, дает попробовать детям)Имеет казак и нагайку (показывает). Ее разрешали носить только женатым взрослым казакам. Нагайкой владеешь – силу имеешь. Нагайка – старинное казачье оружие. Как думаете для чего она? (ответы). Нагайка в умелых руках тоже могла стать оружием. Вот сюды в самый наконечник вшивали свинцовую пульку. Если такой утяжеленной нагайкой размахнуться да по супротивнику, то и рану можно смертельную нанестиЗабава «Сбей нагайкой»На лавке или табурете устанавливается мягкая шапка (можно в крайнем случае использовать пластиковую бутылку). Каждому желающему 3 попытки.Забава «Метание подковы»Настоящий казак острый глаз имеет да меткостью владеет. Поглядим как вы справитесь с метанием подковы. Ежли такую забаву на улице проводить, то надо вбить колышек и пытаться на него набросить подкову. Ну, а у нас в избе надо вот в этот круг попасть (на полу очерчивается круг). Каждому из вас по три попытки. Кто ловчей.Забава “Быка тянуть” Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Женский уголХ –ка – А теперь, детушки, пожалуйте на женскую, бабью половину. Здесь казачки пряли, ткали, шили, гладили белье. Здесь же на видном месте стоял сундук, а иной раз и не один. Чем богаче казачка, тем больше сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф. А для чего служили сундуки и почему оббиты полосками железа? (ответы). В сундуке хранили одежду: парадную форму казака и праздничную одежду казачки, а также ее приданое и свадебное платье. Переднюю стенку украшали каким-нибудь орнаментом. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. А теперь давайте заглянем в старинный казачий сундук. (открывает сундук).Х- В быту, то есть в повседневной жизни носим мы штаны с лампасами, как принадлежность к казачеству, рубаху, подпоясанную ремнем, фуражку али папаху (всегда покрывает голову, казак ни перед кем шапку не ломал, снимали папаху или фуражку только во время молитвы или присяги). Цвет войска забайкальского желтый. Поэтому и околыш фуражки, лампасы и вышитый крест на папахе имеет желтый цвет. А вот форма в разные времена разная была. Вот у меня тута чекмень с газырями и погонами (показ) По погону смотрели, какого чина казак. А для чего служили газыри? (ответ) Для пороху, для патронов, иной раз и табачок в пустой газырь засыпали и даже толченое сухое мясо. Высушат мясо казачки, столкут и в газырь насыпешь. Вдруг внезапно в поход, а у тебя на перекус мясцо имеется. А можно его и в кипяток добавить и похлебать. Это, навроде, как вы теперь картошку или лапшу завариваете. Только от ваших блюд толку нет, а у нас продукт натуральный. Запахивался чекмень как бурятских халат, а сзади он имеет форму юбки. А для чего? Верно, чтоб на коня ловчей садиться. Подпоясывали чекмень вот таким ремнем с кожаными свисающими полосками. Для чего они служили? А вот представьте. Еду я на коне в поход, сзади только мешок с самым необходимым и все. А вдруг я какую-птицу подстрелю. Куда ее девать? А я возьму вот за энтот ремешок и привяжу. Мешочек с солью, ножичек походный, да все что хошь можно привязать. Вот какая полезная вещь-ремень.Вот еше гимнастерка (показывает), башлык - покров на голову, шьется в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и длинными лопастями. Башлык имел символическое значение. В зависимости от того, как он завязывался, можно было узнать возраст казака: завязан на груди - казак отслужил срочную службу; заброшен за спину - казак свободен, отдыхает; перекрещен на груди - следует по делу. На ногах казаки носили, конечно, сапоги. Но наши забайкальски могли ходить в ичигах как у меня (показ), а зимой в валенках. Х-ка – Женский гардероб тоже был разным. Вот на мне казачья «парочка»- юбка с воланом (но могла быть и прямая квдратная), кофта-кираса в облипочку, чтоб было видно, что я ишо молодая. Если казачка была в годах и уже не рожала детей, то кофта у нее была распашная. А если казачка младенца грудью кормит, то надевали кофту-матане (показ). Парочка пришла в станицы в момент роста городов Верхнеудинска и Читы, до этого казачки носили сарафан. Юбки казачки любили носить широкие, чтоб если над головой поднял, так она свисала как крылья. Девчонки и молодые незамужние девушки носили косу с лентами. Одна коса значила, что принадлежит только отцу своему. А уж когда замуж вышла, то заплетали две косы, укладывали в шишку и сверху повязывали платок. По праздникам вместо платка голову могли покрывать кружевным шарфом-файшонкой. (показ). Любили казачки носить и яркие шали с кистями.А вот свадебная одежда. (достает) У казака рубаха белая. Брюки и черкеска с белым цветком в петлице. Черкесска тоже сзади имеет разрез для удобства приезде на коне. А у казачки парочка белого цвета с красивым кружевом по низу волана о на кофточке. На кофте очень много мелких жемчужных пуговиц. Застегивается кофта сзади. А это фата с цветами на ободке (показ). Давайте попробуем на вас примерить. (возможно примерить элементы костюма и мужского и женского. Если дети рослые можно попробовать одеть и сфотографировать). Вот видите, как о многом может рассказать одежда. (дети помогают складывать вещи обратно в сундук) Давайте посмотрим, что кроме сундука имеется в женском углу. Это один из предметов вязания – самопрядка. На ней пряли пряжу долгими зимними вечерами, а затем вязали носки, шарфы, варежки. Женщины казачки умели не только вязать и шить, но также ткать половики, вязать круги.(показ). Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались посиделки.А это люлька. Для чего она? В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Она закреплялась за потолок на пружину или длинную палку. Казачка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Чем отличаются этих два утюга? (ответ) Утюг побольше грелся с помощью углей. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. (показ)  Чтобы угли лучше разгорались делали отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы воздух раздувал угли. Вот так. А это цельный утюг из чугуна, очень тяжелый. Попробуйте. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. (дети пробуют)Интерьер избы.Х- У обычного простого казака обстановка в избе была не богатой. Главный предмет мебели – лавки. Они были широкими, на них не только сидели, но и спали. Ребятишки спали на палатях. Вот они (показ). Там ребятишки иной раз играли в свои простенькие игрушки, тряпичные куклы, чтобы не мешать взрослым. На полати для мягкости стелили тулупы, одеяла. Ну-ка, (выбирает 3-4 детей), скидавайте, ребята, обувки да полезайте на палати, поглядите как там все устроено. (дети залезают, осматривают палати). На полках вдоль стены стояла разная посуда: кувшины, чугунки, миски. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, ушаты. Сыпучие продукты хранили в берестяных туесах. Любили казачки разливать морс и квас в замысловатые кувшины. Использовались также плетеные бутыли, корзины, лукошки. Вот в эту самую большую корзину входит мешок лука (показ). Красочные полотенца и красивые шали вывешивали на стены по праздникам для красоты и поднятия настроения и придания жилищу праздничного вида. Стены избы украшали также грамотами, которыми были награждены казаки, их военными фотографиями. Стены, полы и лавки не красили, но очень тщательно мыли и скоблили ножами, обычно к большим праздникам – Пасхе и Рождеству. На окнах казачки любили выращивать самые неприхотливые, любимые и полезные цветы, в основном алоэ и герань. На окнах вешали занавески-задергушки. Некоторые помещения в избе завешивались цветными большими завесками, чтобы отделить, например, место для сна, где стояла хозяйская кровать от мужского угла. Для освещения избы использовали поначалу лучину, а со временем появились керасиновые лампы. Давайте посмотрим как они были устроены и попробуем зажечь одну из них. (зажигаем керосиновую лампу)Игра – конкурс «Отгадай, что за предмет» Игроку завязывают глаза, дают в руки деревянную ложку и предлагают стучанием ложки определить предмет домашней утвари. Для игры берутся только те предметы, которые потрогали и посмотрели. Как отдыхали.Х-ка- Какой бы тяжелой не была казачья служба, умели казаки и отдыхать. По праздникам в какой-нибудь большой избе устраивали вечорку. А как вы думаете, под какую музыку веселились? Под балалайку и гармонь, барабан, бубен. Да и любой домашний предмет мог в любой момент стать инструментом. На вечорках пели песни, плясали, слушали интересные истории и играли. Мы вас приглашаем на вечорку. Игра на бытовых инструментах Детям раздают предметы домашнего обихода: деревянные ложки, заслонка, медный совок, металлические крышки, подкова, деревянные баклажки и т.п.Под наигрыш гармониста (он же хозяин) дети подыгрывают, кто как может.Игра «Отгадай значение слова»Детям раздаются карточки со старинными словами. Из 3 предложенных вариантов значения слова необходимо выбрать правильный.Бытовая пляска «Кадриль круговая»Дети образуют пары, желательно мальчик-девочка. Пары встают плечом друг к другу по кругу: мальчик во внутрь круга, девочка с внешней стороны, обхватывают друг друга за талию. Хозяйка разучивает фигуры отдельно, затем дети танцую под наигрыш на гармони.Фигура 1. Пары двигаются под наигрыш по кругу «по солнцу». 32 тактаФигура 2. Дети кружатся в паре сначала по солнцу (16 тактов), против солнца (16 тактов)Фигура 3. Мальчики собираются в центр круга и начинают мужскую пляску, например, вприсядку, хлопки руками о колено. Возвращаются к своим парам. (32 такта)Фигура 4. Пары двигаются под наигрыш по кругу «по солнцу». 32 тактаФигура 5. Девочки собираются в центр круга и исполняют девичью пляску, например, прокручиваются с воображаемым платочком, притопывают простую дробушку. Возвращаются к своим парам. (32 такта)Фигура 6. Пары двигаются по кругу и, делая поклон гармонисту, расходятся.Прощевание.Х-ка - Умаялись, гости мои дорогие? Зато посмотрели, как мы – забайкальские казаки - живем-поживаем, чем занимаемся. Мы постарались показать вам все самое интересное, что у нас есть. Что вы почувствовали, когда только вошли в нашу избу? А что чувствуете сейчас? Что вам запомнилось больше всего? А как вы думаете, стоит нам сохранять такие старинные вещи и зачем их сохранять? (ответы детей) Старина уходит от нас, но ее важно знать и беречь. Ведь вся она пронизана добром и душевностью. Мы надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Думаем, что это наша не последняя встреча в этой избе. Заходите к нам в гости, приводите друзей. А если есть у вас старинные вещи-приносите и эти вещи снова обретут вторую жизнь. А сейчас на память давайте сделаем общую фотографию. (фото)Х- Ну, что ж, ребятушки, прощевайте да нас не забывайте. Ангела вам в дорогу, а сладкий петушок в подарочек (детям раздают домашние петушки). С богом!Методические советы и рекомендации.Данное занятие не обязательно проводить в казачьей избе, ведь не везде имеются подобные помещения. Возможно, с помощью детей и родителей оборудовать кабинет старинными вещами, казачьим атрибутами, а в роли хозяев может выступить любой педагог или родитель, интересующийся и знающий казачью культуру. Желательно найти настоящего гармониста или баяниста, можно ввести его образ в ход занятия. Также к занятию можно привлечь казаков вашей станицы, которые покажут владение шашкой и нагайкой, дедушек, которые какую-то часть экскурсии могут рассказать из своей жизни, а бабушки покажут старинное рукоделие, вязание. Если в вашем населенном пункте есть казачий ансамбль, то их можно попросить провести последнюю часть занятия и разучить с детьми пляски и игры. Иногда дети сравнивают предметы старины с какми-то современными вещами. Например, сечку для рубки капусты сравнивают с боевым топором гнома Гимли из «Властелина колец». В таком случае педагогу необходимо сориентироваться и постараться провести параллель между этими предметами. Ведь на самом деле возможно эти вещи имеют общее начало.Самовар можно скипятить на пришкольном участке. Выпечкой пирогов и каравая может заняться школьная столовая или родители. Возможно проведение занятия для более маленьких детей, для этого педагогу необходимо скорректировать теоретический материал.Костюмы желательно использовать бытовые: рубаха, брюки сапоги, парочки. В сундук не желательно класть современную казачью форму. Она смотрится в старинном интерьере нелепо. Если время занятия затянулось, то возможно какие-то забавы и игры убрать. Напоминаем, что занятие-экскурсия не должна длиться более двух часов.Список использованной литературы.Балябина В.Г. Аргунеи Иркутск, 1988Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторические очерки. Чита, 1916Зуев В.Н. Книга о забайкальских казаках // Россия и кн.: Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках: Исторический очерк – хроника. – Волгоград, 1994. Лабутина-Жарникова Н.В. Предания забайкальских казаков о казачьих станицах // Найдаковские чтения 2. Материалы науч. конф. :  - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. Лабутина-Жарникова Н.В. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о старой казачьей жизни // Материалы российской научно-практич. конф. «XV Уральские Бирюковские чтения». - Омск, 2004.Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004Осокин Г.М. На границе Монголии: Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. / Г.М. Осокин. – СПб., 1906.Петров В.М., Гришина Н.П. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» М., 1999г.Элиасов Л.Е. Русский фольклор народной Сибири. Ч.2. Народные предания. Улан- Удэ, 1960.История русской печи, 2011, адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriya ruskoi pechi/ПриложениеРаздаточный материал для игры «Отгадай значение слова» (основан на говоре казаков Забайкалья)УзольникТорговецТара для золыГоловной уборОхлюпка езда верхом без седлапалка для чистки половиковпредмет для полоскания бельяПодборнизкий каблук казачьего сапоганабор инструментовголовной уборКукомояУмывальникПомойное ведроНеряхаМуздыкатьсяНяньчитьсяМучитьсяПодбирать музыкуДосюлешнийхудой прежнийживет не в селенииНадыбатьотыскать, разузнатьзамерзнуть натянутьРеветь звать; кричатьохотиться собирать ревеньНесусветно темно необычайно, невообразимоперед рассветомСкукурючитьсяспрятаться есть курицусъежиться, сжатьсяОбзаритьсяпозавидовать купить обжечьсяШаборкгрязь мелкий гравийзвук шаговАмбалзабор восточный богатырьобжораАккуратитьучить скручиватьсодержать в чистотеБаламутитьиграть на балалайкесбивать с толкумутить водуБлазнитьсяпоказатьсядразниться ругатьсяБаскогромко кличка дом.животногокрасивоВсгальныйвспыльчивыйкрасивый стройныйВыкомариватьсявоображатьотгонять насекомых откармливать животныхВыканючилвыдернул гвоздь выпросилвыгнал коняГуртуютсяедятсобираются вместеохотятся на гуранаГнус ругательство простудатаежная мошкараДюжийпрыткий выносливыйсмелыйЕлозитьсобирать ветки ёлок суетиться, скользитькувыркаться в лозеЗарятсяподсматриваютзавидуют смотрят на закат солнцаВошкатьсяшуршать искать вшей долго собираться ХряпкаИнструмент для окучивания картошкикапустная кочерыжкатряпкаНапрокучитьнадоесть, докучитьзапастись в прокзакрутитьЧихвоститьРугатьЧиститьрасчесыватьДоле того больше проще простогодлиннее

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X