Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Пономарёва Марианна Аскольдовна

План-конспект открытого урока «Композиционный центр в композиции станковой» в 1 классе ДХШ

скачать документ

Вернуться назад

План-конспект открытого урока «Композиционный центр в композиции станковой» в 1 классе ДХШ Пономарёва Марианна Аскольдовна Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Объединенная детская школа искусств № 3" муниципального образования города Братска (МАУ ДО «ОДШИ № 3» МО г. Братска)Преподаватель художественного отделенияПлан-конспект открытого урока композиции станковой в 1 классеКласс: 1Тема урока: Композиционный центр в композиции станковой. Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: Знакомство с правилами и приемами композиции станковой.Задачи урока: 1. Образовательная: Изучение различных методов выделения сюжетного центра в композиции станковой, знакомство с новыми терминами и композиционными средствами и приемами. Примеры их применения в произведениях мирового искусства. 2. Развивающая: Развить умение анализировать произведения искусства. 3. Воспитательная: Воспитание усидчивости и аккуратности, организация рабочего места в условиях учебных мастерских. Воспитание эстетического вкуса у детей и интереса к истории искусств.Методы: практический (упражнение), словесный (беседа), наглядный.Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.Материалы и оборудование: (школьная доска, мел, проектор, экран, ноутбук, репродукции картин, примеры выполнения задания, маркер, цветная бумага, клей, ножницы.) Наглядный материал: пример композиционных упражнений, выполненных преподавателем. План урока: 1.Организационный момент (2 мин.)2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)3.Актуализация знаний. (25 мин) 4.Первичное усвоение новых знаний. (83 мин) Самостоятельная работа учащихся. Выполнение упражнений.5.Первичная проверка понимания (5 мин)6.Первичное закрепление знаний. (5 мин)7.Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин)Ход урока: 1. Организационный момент (2 мин.)Проверка подготовки учащихся к уроку.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин) Здравствуйте! Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель нашего урока - заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой создаются произведения искусства путем смешения различных секретных ингредиентов - правил и приемов, с помощью которых мастер управляет восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы выполним ряд упражнений на выделение главного в композиции. Для этого нам потребуется цветная бумага, клей, ножницы, маркеры или фломастеры. 3. Актуализация знаний. (25 мин)Что же такое композиция? Слово «композиция» переводится с латинского языка как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Композиция - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею.Поэтому компоновать — значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные части целому, выделять ключевые сюжетные линии, передавать необходимое настроение и соблюдать при этом гармонию. Основные средства художественной выразительности композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостностьС некоторыми средствами мы уже познакомились на предыдущих уроках и сегодня мы рассмотрим такой прием композиции как выделение сюжетно-композиционного центра. Цель любой композиции выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи, настроения. Сюжетно - композиционный центр – это самое главное в произведении, основной акцент, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Он наиболее заметен среди других участков картины и привлекает зрителя быстрее и сильнее, чем все остальное. Второстепенные части подчиняются главному, и не должны вызывать у смотрящего такое же интерес как композиционный центр. Цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет что-то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции занимает строго отведенное для него место. Из хорошей продуманной картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего замысла. Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.Доминанта – главный герой Субдоминанта (второй по значимости герой).Второстепенные герои и события помогают главному герою раскрыть свои качества. Главный герои всегда выделяется среди остальных и взгляд зрителя первым падает именно на него в грамотно построенной композиции. Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это может быть животное, растение, постройка, любой предмет, да и просто пустое пространство. Если композиционный центр совпадает с геометрическим центром композиции, это это придает особую значимость происходящему. К такому приему часто прибегали мастера эпохи Возрождения. Пример: Диего Веласкес «Сдача Бреды» (показ репродукции)Композиционно смысловым центром картины является ключ от побежденного города. Композиционный центр не обязательно должен совпадать с геометрическим центром картины. Для придания остроты происходящего действию его могут сдвигать в сторону. Этим приемом часто пользуются, когда хотят подчеркнуть стремительность развития действия, скорость движения или психологизм сюжета.Пример: Рембрандт «Возвращение блудного сына»Смысловой центр композиции сильно сдвинут от геометрического центра картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.Глубина пространства обозначена освещением первого плана и погружением в сумрак дальнего плана. Композиционный центр выделен светом и находится у края картины. Фигуры почти, что выходят за пределы картины, делая зрителя участником и свидетелем происходящего события. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого. У картины может быть несколько композиционных центров, в то время как геометрический центр один. Несколько композиционных центров художник создает тогда, когда изображает несколько равнозначных по смыслу действий, происходящих одновременно и равных по своей значимости. Пример: Диего Веласкес «Менины» Один композиционный центр картины – юная инфанта. Другой композиционный центр картины - два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Один выход – дверь, другой – зеркало, в котором отражается королевская чета. Пример: Эль Греко «Погребение графа Оргаса»Художник изображает три события, происходящие с графом одновременно. Внизу на земле его тело торжественно предают земле, в то время как ангел возносит его душу на небеса в виде младенца и наверху душа Оргаса предстает перед Богоматерью и Иисусом Христом, восседающим на троне небесном. Ангел желтым плащом связывает эти два мира и не дает композиции распасться на две части. Существуют различные способы выделения главного в произведение. Способы выделения композиционного (сюжетного) центра картины:1.Световой акцент Акцент – (лат. «ударение») – выделение одного элемента среди прочих для большей выразительности композиции.2.Цветовой акцент3.Укрупнение изображения 4.Контраст (противопоставление) - форм (силуэтов), размеров, тона, фактур, качеств, положения и др. Художник для большей выразительности образа использует обычно не один, а сразу несколько контрастов.5.Композиционная пауза 6.Изоляция главного героя от остальных7.Активные «направляющие глаз» линииДавайте рассмотрим эти приемы подробнее.1) Выделение композиционного центра с помощью освещения Ну, с освещенностью все понятно, если на картине темно, то место где появляется источник освещения, автоматически притягивает внимание и становиться композиционным центром. Пример: Т. Камаева «Поклонение волхвов» 2) Выделение композиционного центра с помощью цветового акцента.Пример: Джотто «Поцелуй Иуды» Яркий плащ Иуды цвета расплавленного золота, обволакивая фигуру Христа, создает ощущение неизбежности происходящего. Два героя, олицетворяющих в себе добро и зло в тесном золотом коконе создают такой мощный заряд напряжения, что зритель не сразу замечает, что на третьем плане дерутся на палках люди, а один из апостолов отрезает солдату ухо. 3) Выделение композиционного центра с помощью укрупнения изображения + контраст тона (темное на светлом) Используя этот прием укрупнения изображения, художник делает главного героя большим и помещает на первый план, создавая эффект масштабности личности и её значимости для истории.Пример: Борис Кустодиев «Портрет Федора Шаляпина» 4) Контраст Контраст – это противопоставление главного героя остальным персонажам через его отличие от них. Контраст - сравнение двух противоположных характеристик, которые, находясь рядом, еще больше обостряют и подчеркивают качества друг друга. Пример: Станислав Брусилов «Иконописец»Контраст по тону и цвету. Темное черное одеяние монаха делает роспись на стене (фреску) более яркой и воздушной и праздничной.Пример: Николай Ге «Что есть Истина? Христос и Пилат» Контраст освещения, цвета и формыОбраз Понтия Пилата с сытым круглым лицом и в яркой ухоженной одежде, торжественность которой подчеркнута аккуратными складками, которые лучше всего видно при боковом освещении противопоставлена темной изможденной фигуре Христа, стоящего в тени. Пилат, притягивает внимание зрителя и рукой направляет его на фигуру Христа.Герой в яркой одежде будет хорошо заметен среди блеклых цветов (Например: пасмурного пейзажа и серых одинаковых или близких по цвету плащей прохожих, он автоматически станет привлекать всеобщее внимание, будучи в яркой одежде, с цветным зонтом или воздушными шариками) И, наоборот, среди множества ярких открытых цветов будет выделяться серое или черное пятно. Представьте, что на детский яркий праздник пришел бродяга в выгоревшей пыльной одежде или заглянула злая ведьма. Контраст по размеру. Объект большого размера всегда привлекает внимание среди похожих по форме и цвету объектов меньшего размера.Пример: Иван Билибин Иллюстрация к русской былине «Вольга»Контраст тоновой и фактурный. Царевна в светлой богатой одежде, усыпанной драгоценностями контрастирует с темной простой одеждой монахинь. Светлое всегда привлекает внимание зрителя на темном фоне, а темное на светлом.Пример: Василий Суриков «Посещение царевной женского монастыря» Контраст по размеру и пластике. Пример: Пабло Пикассо «Девочка на шаре»Контраст положения фигур. Пример: Олег Шелков «Хоккеисты» Все бегут – один упал. Так же будет привлекать внимание стоящая фигура среди сидящих, бегущая среди идущих и т.д. Композиционным центром может быть пустое пространство или другими словами - композиционная пауза. При плотной насыщенности элементами всей поверхности листа, пустота начинает привлекать внимание зрителя. Пример: Эрнест Билер «Загадочная вода» Пустым пространством может быть кусок чистого неба среди крон деревьев или крыш домов или ровная гладь озера среди буйной растительности в лесу. Но если в плоскости композиционной паузы появляется, какой то элемент (солнце, птица и т.д.), то все внимание зрителя переключается на него, и теперь он становиться главным героем, а не само пустое пространство. Главного героя можно выделить и за счет композиционной паузы (пустого пространства между ним и другими героями). Это так называемый прием «изоляции» главного героя от остальных персонажей. Пример: Александр Иванов «Явление Христа народу». Фигура главного героя отличается по масштабу от других персонажей и выделена пустым пространством, отделяющим его от толпы. Художник создает два композиционных центра, один из которых (фигура Крестителя) подчинен другому (Христу) и указывает на него. Кроме этого взгляд зрителя направляют так называемые направляющие линии в композиции. цель которых «ввести» взгляд на картинную плоскость, направить его к доминанте, а затем дать возможность рассмотреть всю композицию. Пример: Василий Суриков «Степан Разин» А теперь для лучшего закрепления материала попробуйте сами определить композиционный центр картины. Пример: Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Что здесь происходит? Что или кто привлекает ваше внимание в первую очередь? Закройте глаза и откройте снова. Куда упал ваш взгляд? Что самое главное и как художник это выделяет?Пример: Дмитрий Жилинский «Под старой яблоней»Пример: Сергей Герасимов «Вечер» Молодцы! А теперь перейдем к практической части нашего урока!4. Первичное усвоение новых знаний. (88 мин) Практическая часть. Итак, мы с вами познакомились с правилами выделения композиционного центра. Посмотрели как решают эту задачу разные художники, попробовали проанализировать их работы, а теперь вам нужно будет выполнить несколько упражнений на закрепление проеденного материала. Мы будем делать фор-эскизы, используя цветную бумагу, клей и ножницы. Что же такое фор-эскизы? И чем они отличаются от эскизов?Фор - эскиз («предшествующий эскизу») – это очень маленький эскиз, содержащий в себе основную идею картины, в нем заложены основные пластические массы, пропорции, и крупные цветовые отношения. Фигуры очень условные, упрощенные, без проработки деталей. Это схема будущего эскиза, в которой уже найдено место композиционного центра, задан ритм и намечена основная пластика форм.Сегодня мы тоже будем делать фор – эскизы, упрощая силуэт и отбрасывая лишние детали, но сохраняя узнаваемость предметов.Для выразительности необходимо: использовать не больше 3х цветов, отбросить мелкие детали, упростить силуэт, чтобы фигуры было хорошо видно использовать 3 тона.Светлый – белый, жёлтый.Средний – красный, зелёный, оранжевый, голубой, коричневый.Тёмный – чёрный, тёмно-фиолетовый, тёмно-синий.Светлые силуэты размещаем на тёмном фоне – тёмные силуэты на светлом фоне. Сегодня мы будем работать с цветной бумагой и использовать такие средства выражения композиционного центра как: Контраст (противопоставление) - форм (силуэтов), размеров, тона. Композиционная пауза Изоляция главного героя от остальных. Мы будем использовать цветную бумагу, так как из неё удобно одновременно вырезать много одинаковых форм и симметричные силуэты, которые нам потребуются для работы (посуда, бабочки, листья). А так же работа с цветной бумагой автоматически исключает слишком мелкие ненужные детали. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила безопасного обращения с ножницами.Правила обращения с ножницами на уроке:1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.2. При работе внимательно следи за направлением резания.3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.4. Не держи ножницы лезвиями вверх.5. Не оставляй ножницы в открытом виде.6. Не режь ножницами на ходу.7. Не подходи к товарищу во время резания.8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.Мы не будем делать большие эскизы. Лучше придумать много маленьких. Упражнение №1Создайте композиционные эскизы (пейзаж, натюрморт, сюжетная композиция, композиция из геометрических фигур) используя простой контраст. Сохранив одинаковый цвет и форму предметов, выделите один из них с помощью контраста размера. Упражнение №2Сохранив одинаковый размер и форму предметов, выделите один из них с помощью цвета и тона.Упражнение №3Попробуйте создать контраст, включающий в себя сразу несколько характеристик – размер, форма, тон, цвет.Упражнение №4А теперь попробуйте сделать центром композиции - пустое пространство композиционную паузу.Это может быть кусочек неба, среди деревьев, или гладь озера среди травы. Упражнение №5А сейчас давайте выделим центр композиции методом «изоляции» главного героя от остальных пустым пространством. Это может быть ринг, поле битвы, арена, озеро, клетка и т.д. или просто большая дистанция, отделяющая предмет от группы. Самостоятельная работа учащихся. Преподаватель ходит по классу и контролирует процесс. Работа ведется одновременно с разбором индивидуальных и общих ошибок.5. Первичная проверка понимания (5 мин). Итак, что нового мы сегодня узнали и попробовали на уроке? Отвечают дети. 6. Первичное закрепление материала. (5 мин)Учитель подводит итоги сказанному учениками. Правильно! Молодцы! Итак, мы познакомились с таким понятием как композиционный центр, рассмотрели на примерах разные способы его выделения и попробовали на основе полученных знаний создать свои композиции.7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин)Просмотр и анализ работ с учащимися. Совместное обсуждение ошибок. Выставление оценок.Итак, мы сегодня узнали много нового и очень хорошо поработали. Все молодцы! Спасибо. До свидания! Желаю всем вдохновения и творческих успехов!Вывод: Цель урока – продолжение знакомства с правилами и приемами композиции станковой, а именно с композиционным центром, была выполнена. Учащиеся изучили различные методы выделения сюжетного центра на примере произведений искусства и научились применять их на практике. На уроке присутствовало наличие меж предметных связей - композиции станковой и истории искусств. В процессе совместного анализа работ была активизирована мыслительная работа учащихся. Ученики активно отвечали на вопросы, учились анализировать работы. Атмосфера урока была очень доброжелательная и способствовала творческому сотрудничеству преподавателя и учеников. Тема урока соответствовала календарно-тематическому планированию. Положительный результат выполнения упражнения учащимися свидетельствует о правильной постановке задачи преподавателем, с учетом имеющихся у учащихся знаний и навыков. Организация рабочего места в условиях учебных мастерских и техника безопасности в процессе работы с ножницами на уроке были соблюдены.Список использованной литературы:Аксенов Ю., Ледова М. Цвет и линия. М., 1986.Волков Н.Н. Цвет в живописи М., 1985.Голубева О.Л. Основы композиции М., 2001.Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.,1986.Иттен И. Искусство формы. М., 2001.Иттен И. Искусство цвета. М., 2001.Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.,1992.Канланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М., 1981.Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.,1981.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М, 2006.Проблемы композиции. Сборник научных статей. М., 2000.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск,1996.Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., 1990.Шорохов В.В. Основы композиции. М., 1979.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X