Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Осадчая Сильвия Константиновна

Взаимодействие с семьей и ДОО в воспитании культурного -исторических ценностей лошкольников – средствами фольклора

скачать документ

Вернуться назад

Взаимодействие с семьей и ДОО в воспитании культурного -исторических ценностей лошкольников – средствами фольклораОсадчая С.К., воспитатель ДОУ № 42Со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой. Народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой, истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.В воспитании подрастающего поколения и в формировании мировоззрения большое значение имеют пословицы, поговорки, предания, легенды, сказания, притчи. Все названные жанры несут в себе исторический опыт народа, что делает их неиссякаемым духовным источником народной мудрости. Пословицы и поговорки отражают психологию народа, его характер, образ его мышления, его обычаи и традиции, т. е. многовековой опыт целого народа. Нет такой области человеческой жизни, которая не отражалась бы в пословицах и поговорках, поэтому они обладают огромной воспитательной силой. Отшлифованные временем, умом народа, жизнью многих поколений, они сверкают как бриллианты изумительной огранки. «В простоте слова сама мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума, чувства вложено в них на целые книги», - писал русский писатель Максим Горький.Понимая значимость фольклора в развитии дошкольников и реализуя в своей деятельности принцип «единства педагогического воздействия в семье и детском саду» поставила перед собой задачу: повысить родительскую комперентность в вопросах использования фольклора в семейном воспитании.С этой целью провела анкетирование родителей, которое помогло мне определить уровень знаний родителей в этом вопросе, а также фактического использования народной педагогики в семьях моих воспитанников. Анкетирование показало, что родители (в основном мамы) используют эпизодически поговорки, пословицы, загадки. Но в основном – чтение сказок. Единичные случаи театрализации небольших сказок. И совсем перестали (хотя в младенческом возрасте своих детей использовали) петь колыбельные. Никто не читал детям былины.Я сделала вывод: мощный потенциал фоклора используют родители слабо.Провела родительское собрание по теме «Народная педагогика – возможности использования в современной семье». После этого мероприятия большенство родителей согласилось, что такую возможность необходимо использовать. Однако на мастер-класс «Народные песни в работе с современным ребенком» пришли лишь 5 человек (мам) моих воспитанников. А вот на совместном мероприятии «По следам сказок» приняли участие практически все семьи воспитанников. Родители вместе с детьми отгадывали загадки и кроссворды о русских народных сказках, озвучивали «немое» кино – сказку «Теремок», изготавливали книжки-малышки по русским народным сказкам.И уже на предложение принять участие в изготовлении стенда «Из уст в уста» откликнулость более 10 родителей. Много положительных эмоций вызвал стенд не только у «авторов», но и у тех, кто по различным причинам не принял участие в общем деле. Родители самостоятельно в кругу семьи (и это самое важное для детей) познакомили детей с русскими былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», «Ставр Годиныч», «Святогор». Игравая среда детей значительно расширилась за счет дидактических игр «Герои русских былин», «Занятия древних славян», «Собери богатыря в дорогу». Дети с удовольствием играют в русские народные игры: «Петушиный бой», «Молчанка», «Горелки», «Лапти».Совместно с родителями преобразовали зоны детской активности в группе: ряженье пополнили сарафанами, косоворотками, атласными лентами, бусами; используя домашние и детсадовские фотографии, детские рисунки в речевую зону мы изготовили альбом пословиц «Хорошая речь слаще меда». В альбом вошло более 15 пословици. Сейчас дети с родителями продолжают пополнять этот альбом. Как результат:дети правильно стали объяснять значение пословиц:С умным разговориться, что меду напиться.Не годится к страже вор, а дурак — на разговор.С разговоров сыт не будешь.Чье правое дело, тот говорит смело!Говорит, как река льется.На выпускной вечер планирую каждому воспитаннику подарить цифровой вариант данного альбома. В музыкальный уголок поместили иллюстрации картин «Гусляр» Игоря Савченко и «Колыбельная» Шишкина Андрея. Медиатеку группы дополнили детскими русскими народными песнями и колыбельными.По запросам родителей я изготовила медиатеку «Русские колыбельные», «Авторские стихи, которые считают народными». Часть детей рассказывала, что мама не только сказки наночь читает, но и песенки ласковые поет.И очень отрадно было отметить, что игры девочки с куклами сопровождают пенем колыбельных «Гуленьки», «Спи глазок».Презентацию «Использование фольклора в математическом развитии старших дошкольников» пользовалась большим спросом. После выходных дети делились впечатлениями, что смотрели, а потом выполняли задания презентации. Часть детей отметила, что работали всей семьей. И это очень ценно.Ведь именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.Мы – потомки, духовные наследники, заложившие основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать, преумножить и передать нашим детям. ЛитератураДетский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград, 1997. – 54 с.Колыбельные песни (из фондов Свердловского областного Дома фольклора). – Екатеренбург: «Сфера», 1997. – 56 с.Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. Предисл. И коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X