Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Таргович Наталья Николаевна

Роль учреждений дополнительного образования в социализации детей и подростков

скачать документ

Вернуться назад

«Роль учреждений дополнительного образования в социализации детей и подростков»Таргович Наталья НиколаевнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Лира» (МБУ ДО ДДТ «Лира»)Социальный педагогЖизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Проблема социализации личности сегодня стоит столь же остро, как и много десятилетий назад, ввиду постоянных изменений социальных норм, ценностей и установок.Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.В условиях кризисного социума повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания, социальной адаптации ребенка.Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Эффективность адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Учреждения дополнительного образования должны способствовать быстрой адаптации детей, отрабатывая и закрепляя у них социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных ролей.По результатам социально-психологического опроса ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс, и не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения.Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка. К системным критериям социального саморазвития подростков относится нравственная позиция учащихся. На диагностическом уровне нравственная позиция фиксируется через установление фактов, свидетельствующих о наличии у ребят нравственных убеждений, об отношении к негативным явлениям и общественному поведению сверстников и взрослых, о готовности жить и работать в соответствии с общечеловеческими ценностями и принципами гуманизма. Дополнительное образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.Дополнительное образование - механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.Многие дети не могут проявить себя в общем образовании, в классе. Они чувствуют себя скованно, зажато, стесняются отвечать при одноклассниках, боясь ошибиться. Но у этих же детей много увлечений и талантов, не касающихся основных предметов. Кто-то очень хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то очень спортивный. И такие дети проявляют себя в дополнительном образовании, участвуя в различных конкурсах и соревнованиях. Получая дипломы, сертификаты и грамоты, такой ребенок составляет портфолио, у ребенка повышается самооценка, а вследствие этого у некоторых детей повышается авторитет в классе. Ребенок становится более уверенным в себе, у него появляется опыт, который поможет в дальнейшем приспособиться в нашем изменяющемся обществе. Таким образом, при помощи дополнительного образования у подростков развивается мотивация, самореализиция и социализация.Конечным продуктом социально - педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.Список использованной литературы:1.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru2.Р.М.Шалимов. Социализация личности в изменяющемся мире. Психология образования в XXI веке: теория и практика.3.М.Д.Емелева. Проблемы социализации личности.4. https://урок.рф/library/dopolnitelnoe_obrazovanie__odin_iz_vazhnejshih_fakt_084133.html5. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-6068

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X