Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Данилова Татьяна Владимировна

Методические приёмы формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

скачать документ

Вернуться назад

Татьяна Владимировна Данилова,учитель начальных классов, первая квалификационная категория,МОУ СШ № 51 имени Героя Советского Союза А.М. Числова г.Волгограда Методические приёмы формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.Краткая аннотация.Статья посвящена теме, как сформировать у младших школьников устойчивый навык чтения. В соответствии с требованиями ФГОС уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в обучении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Содержание.Введение.Причины и трудности, тормозящие скорость чтения.Упражнения, способствующие развитию навыка чтения.Выводы.Список использованной литературы.Введение.Вырастить грамотного читателя - совсем не простая задача для начальной школы. Среди общеучебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Задача учителя – развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Жизнь показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Как научить ребенка осознанно, правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного?Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Чтение является сложным актом, который включает в себя: - технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой;- процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. хорошая техника чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров)В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.Причины, тормозящие скорость чтения.Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них:- Природный темп деятельности.- Регрессии.- Отсутствие антиципации.- Нарушения артикуляции.- Неправильное дыхание.- Малое поле зрения.- Уровень организации внимания.- Уровень развития памяти.Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения. Далее я кратко остановлюсь на каждой из этих причин и приведу примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.Природный темп деятельности.Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течении жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться. Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:1. Многократное прочтениеВы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.2. МолнияУпражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».3. БуксирВы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.II. Регрессии.Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.Причины регрессий.1. Сила привычки Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.2.Кажущиеся трудности текста. Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.3. Отсутствие внимания.Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания. Устранение регрессии.Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Упражнение «Чтение с окошечком».Такое упражнение продуктивно на уроках чтения в 1классе, когда все дети уже читают. Для него потребуется лист плотной бумаги, в котором вырезают небольшое окошечко. Берём лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаем небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Как я уже сказала, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой.козы – косытрава – травыветер – вечер взбежал – вбежал2. Найди лишнее слово.(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой) Шляпа шляпа шляпы шляпаСтол столб стол столДом дом дом комГалка палка палка палкаЛапа лапа лапа липаПопал пропал попал попал3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику.вслух – глух – слухвьют – вьюн – вьюга4. Чтение цепочек родственных слов.вода – водный – подводныйлес – лесной – лесник - подлесок5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:ест – естьгалка – галькаугол – уголь6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. Раз – ли – ва – лось разливалосьПу –те -шест–во–ватьпутешествоватьЗа – швы – ря - ли зашвыряли7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтомпоСКАкаЛивзлеТЕЛБРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАлиIII. Антиципация.Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.1. Чтение с пропущенными окончаниями. Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.2. Доскажи строчку.Ло – ло – ло – как на улице … (светло)Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)Мама Милу мыла мылом,Мила мыло не … (любила).3. Занимательные модели.- е- (мел, сел, лес)е - - (еда, ели, ела)е - - - - (енот, езда, ерши)е - - (леса, село, пела)4. Слова-невидимки.- Я толстый и большой. С - - - - Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - - - На мне кузнечики звенят. С - - -- А я - конечный результат. И- - -(слон, стон, стог, итог)5. «Чтение наоборот» по словам. Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.6. Поиск смысловых несуразностей.Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание. Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».7. Чтение текста через слово.Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.8. Чтение с помощью «Решетки».Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.IV. Артикуляция.Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами. Эти упражнения являются своеобразной разминкой урока литературного чтения в 1 и 2 классе. Дети работают все вместе, проговаривая звуки громко, четко.1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... (Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...Ба - бябо - бё бу - бю бэ – бе бы - биЗа - зязо - зё зу - зю зэ - зе зы - зиФа - фяфо - фё фу - фю фы – фи фэ - феЛа - ляло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле2. Чтение чистоговорок.Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.Жа - жа - жа — есть иголки у ежа. Ло - ло - ло — на улице тепло. My - му - му — молоко кому? Ры - ры - ры — летают комары. Чи - чи - чи — у дома кирпичи. Нужно использовать те слоги, произношение которых у некоторых детей вызывает трудности.3. Чтение скороговорок.Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.- Утром присев на пригорке, Учат сороки скороговорки.- Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.- Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.- Шел Егор через двор С топором чинить забор.4. Структурные слоговые таблицы. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения в 1классе я использую работу с такими таблицами. 5. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:V. Неправильное дыхание.В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”. Формирование навыка владения дыханием и голосом я провожу в виде разминки перед уроком или физминуткой на уроке с помощью следующих упражнений. 1.«Задуйте свечу»Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. 2. «Сдерживание дыхания» Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.«В цветочном магазине»Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).«Выдох со счетом»Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):           Как на горке, на пригорке           Стоят 33 Егорки  (глубокий вдох)           Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.«Медвежата»Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].   Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам.«В лифте»Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.VI. Малое поле зрения.Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.1. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида». КОС*ТЕРПАТ * РОНПЛА * КАТГНЕЗ * ДОПАШ * ТЕТЛИ * ВЕНЬЛО * ШАДЬМОР * КОВЬТЕТ * РАДЬГлядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно. МА * МАШИ * ЛОКЕ * ДЫРЕ * КАВО * ДАОЧ * КИДЫ * НЯЮБ * КАПУ * ЛЯАР * ФАБУ * СЫПсихологи доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре. 2.Чтение первого и последнего слогов на строке.Барсучий нос(отрывок)К. Паустовский… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…3.«Словесная пирамида»Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе: колуколукололуколотьукололся 4.Упражнения, помогающие расширить поле зрения.5.Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА» Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух. Выводы.Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения. Данные диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся:- увеличивается объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;- вырабатывается навык антиципаций;- формируется устойчивость внимания;- не имеют место регрессии;- увеличивается словарный запас;-развивается артикуляционный аппарат.Сформированность техники чтения в свою очередь повлияла на общее развитие речи:- учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;- на повышение качества успеваемости;- на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.Используемая литература:Стандарты начального общего образования  Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. - Начальная школа, 2001, N 8  Нечаева Н..В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - М.., 1996  Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Пособие для учителя. - М.., 1997 Зайцев Б. Н. Резервы обучения чтению. М., «Просвещение», 2001г.Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. - М., 1997.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991.Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению Нач. школа. - 1994. - № 11. - С. 41-44.Как преодолеть трудности в обучении чтению. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. – Изд. «ОСЬ-89», 1999 г., МоскваДидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Мисаренко Г.Г. Москва. Институт инноваций в образовании им.Л.В.Занкова. Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004 год.Игры по обучению грамоте и чтению. Максимук Н.Н. Москва , издательство «ВАКО» , 2004 годРазвиваем способности детей. 1, 2, 3, 4 классы. Винокурова Н.К. Москва, издательство «РОСМЭН», 2004 годРаздаточные материалы по чтению. 1, 2, 3, 4 классы. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Москва, издательство «ДРОФА», 2004 годКак научить ребёнка читать. Федин С.Н., Федина О.В. Москва, издательство «АЙРИС-ПРЕСС», 2002 годПоиграем в слова. Дружинина В.В. Москва, издательство «НОВАЯ ШКОЛА», 1997 годТесты. Чтение. Начальная школа. Вербицкая М.В., Волошина О.В. Москва, издательство «ДРОФА», 2000 годИспользуемые интернет-ресурсыhttp://1september.ru - газета «1 сентября». http://nsc.1september.ru/index.php - приложение к «1 сентября» - «Начальная школа» http://www.openworld.ru/school - Журнал «Начальная школа». http://parfino.novgorod.rcde.ru/index.html - много открытых уроков и наглядность. http://brozer.narod.ru/index.htm - очень хороший сайт. Много материалов для начальной школы. http://www.school2100.ru/ - образовательный портал «Школа 2100»http://www.school2100.ru/magazine/magazine_main.html - журнал по программе «Школа 2100»http://www.solnet.ee - детский портал http://www.detgazeta.ru

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X