Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Остальцова Е.О.

Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Игровая деятельность детей дошкольного возраста.Остальцова Елена Олеговна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Детский № 1 "Соловушка"(МБДОУ №1) Воспитатель Кемеровская область г. Прокопьевск.На протяжении всей жизни человек совершает разнообразную деятельность. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. Т.А. Власова, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин и другие выделяют основные виды деятельности, свойственные всем людям: общение, игра, учение и труд. Каждый возрастной этап, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, характеризуется определенным типом «ведущей деятельности», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Переход ребенка от взрослого к концу раннего возраста предполагает создание новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок налаживает отношения с миром взрослых людей. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что: «ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность – жить общей жизнью со взрослыми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром».Сущность игры, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что: «игра есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми». Игровая деятельность проходит определенный путь развития. Первые элементы игры появляются в младенческом возрасте, а в старшем дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Главная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета – игрушки и потому перерастает в ориентированные действия - операции.Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры в которой отдельные предметно – специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий (наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно – отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно – ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.Как пишет Л.С. Новоселова в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Стремление к самостоятельности приводит к тому, что ребенок стремится подражать взрослым во всем. Это выражается не только в бытовых действиях, а так же желаниях лечить людей,водить машину,продавать продукты. Но в реальной жизни этого ребенку не сделать. Данное противоречие приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции «понарошку».Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Ребенок высткпает в игре в образе другого человека. Дошкольник вступает вовзаимодействие с другими играющими отражая реальные взаимодействие взрослых.Рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры Д.Б. Эльконин, указал, что основным компонентом ее является роль. Ролевое выполнение ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Следует, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. При исполнении роли покупателя, например, ребенок, постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала ребенок легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. Д.Б. Эльконин писал: «игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии». В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы – заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет – палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет – заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности. Атрибуты имеют значение для развития игровой деятельности имеют. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая ролевое поведение. Ребенку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.Из работ С.Л. Новоселовой следует, что игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.Список используемой литературы. Власова, Т. А, Певзнер, М.С. О детях с отклонением в развитии [Текст] / Т. А. Власова. – М.: Просвещение, 1973. – С.175.Крупская, Н. К. Пед. соч.: В 11 тт. - М.: АПН РСФСР, 1959.Игра дошкольников [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. – 286 с.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 360 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X