Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: ИНЧИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

С позиций компетентностного подхода разработайте структуру и систему оценки «Портфолио достижений воспитанника УДОД».

скачать документ

Вернуться назад

Задание. С позиций компетентностного подхода разработайте структуру и систему оценки «Портфолио достижений воспитанника УДОД».Система предъявления достижений воспитанников в учреждении дополнительного образования детей должна приносить реальную пользу всем участникам (душевный комфорт участника, знающего, что его работа будет представлена публично, заслуженный успех не останется незамеченным и т.п.).Рассмотрим в качестве примера такую форму оценивания и предъявления достижений учащихся как портфолио. Термин портфолио пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. п. Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.В настоящее время инновационной формой, а некоторые исследователи называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями.Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, призванную демонстрировать образовательные достижения учащегося. Педагогическая философия портфолио предполагает:смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;интеграцию количественной и качественной оценок;усиление роли самооценки.Две основные задачи, которые портфолио позволяет решить:проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, говорящий о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся;оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: «папка достижений», рефлексивное, проблемно-исследовательское, тематическое.У портфолио как формы представления достижений учащихся много достоинств, однако, существует и серьезный недостаток – сложность оценки. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его элементов, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными разделами портфолио.Одним из вариантов является неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей, соучеников. Другим – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными умениями. Опыт регионов, активно использующих портфолио в образовательном процессе, показывает, что целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио.Рекомендации по составлению портфолиоКаждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику личностного прогресса.Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее.Приветствуются инициативы, связанные с творческим и технологичным оформлением портфолио (в т. ч. применение средств мультимедиа при создании его электронной версии).При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Учащийся, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.При формировании портфолио чаще обращаться в детские общественные организации, стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности ребенка для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.Следует разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.Предупреждение ошибок при использовании портфолиоПервая группа ошибок: сбор материалов портфолио.Ошибка № 1. Нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, само отчетов о социальной практике, а в дальнейшем при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка. При этом взрослые опираются лишь на свои предпочтения и собственное мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется естествен ной позицией взрослого, который считает, что он лучше знает, что нужно ребенку, и готов более «объективно» и «целесообразно» представить необходимый материал в его портфолио.Ошибка № 2. Сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а «по его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Ребенок хо чет, чтобы у него было свое портфолио, но заниматься им у него «не хватает времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства из учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, определенным страхом, что он чего-то не сможет или сделает «не так, как надо».Ошибка № 3. Отказ ребенку в помощи при формировании портфолио. Процесс формирования портфолио воспринимается взрослыми как сугубо личное дело самого ребенка. Родители и педагоги в этом случае отказываются помогать ребенку, ссылаясь на то, что сбор материалов для портфолио – «его сугубо личное дело», а они не имеют права вмешиваться в этот процесс или у них нет на это времени. Такая позиция объясняется неверно истолкованным мнением о том, что подросток «уже большой, вот пусть он и проявляет самостоятельность на деле». Кроме того, у многих взрослых просто нет личного опыта такой информационно-аналитической деятельности, поскольку, когда они были детьми, данная технология не использовалась.Ошибка № 4. Формализация и соревнование при сборе портфолио. При сборе порт фолио родители и учащиеся могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя этот важнейший процесс, основной смысл которого – помочь сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения, а не продемонстрировать способности «собирать материалы». Объяснить данный феномен можно тем, что у взрослых и у детей развит инстинкт «собирательства», который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио.Ошибка № 5. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио его авторы-составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые вы даются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Данное явление объясняется тем, что все официальные документы признаются образовательными учреждениями и органами управления именно потому, что они подписываются в официальном порядке и государственной инстанцией. Кроме того, целый ряд таких дипломов и свидетельств дает право поступления в вуз без конкурса или даже без экзаменов.Ошибка № 6. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. При сборе информации для портфолио учащиеся и особенно их родители стремятся включить все имеющиеся документы и материалы, вплоть до похвального листа за успехи в учебе в первом классе и т.д. Это объясняется естественным желанием «показать своего ребенка с луч шей стороны». На первый взгляд оно не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать идею портфолио, представляя его своеобразным сундуком, в который в течение всей жизни ребенка собирается все, что он про демонстрировал. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся дома, как когда-то было принято в российских семьях.Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами.Ошибка № 7. Подмена портфолио за четной книжкой. Это довольно частая ошибка (хотя регионов, которые используют порт фолио, еще немного). В регионе или в учреждении образования принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено, учащемуся остается только вписывать свои показатели. Но и это часто может делать только педагог или другой взрослый (руководитель творческого объединения учреждения дополнительного образования и т.д.), которому дается право фиксировать достижения (или неудачи) ребенка. Здесь налицо явная и принципиальная подмена идеи портфолио, которое должно рассматриваться в качестве «папки личных достижений», куда сам воспитанник может включать только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей «зачетной книжки», из которой ни один лист или документ не может быть убран без определенных «педагогических последствий». Так же как в случае с обычным дневником школьника, который по определению является «неприкосновенным».Ошибка № 8. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими педагога ми, родителями и детьми папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.Ошибка № 9. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. В этом случае педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника, например, оформление собранных материалов только типографским способом, или брошюрование материалов в специальной мастерской, или сбор только в современные файловые папки и т.п. Это объясняется естественным стремлением предъявить собранные материалы как можно в более выгодном свете, чтобы они произвели надлежащее впечатление.Четвертая группа ошибок: оценка материалов портфолио.Ошибка № 10. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. В не скольких российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы учебного портфолио (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Часто выставляемый балл никак не комментируется, т.е. ребенок должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с ней. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д.Ошибка № 11. Завышение «удельного веса» портфолио. Суть данной ошибки состоит в том, что иногда происходит значительное повышение «удельного веса» порт фолио.Ошибка № 12. Отсутствие единства оценки материалов портфолио. Необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех учащихся данного региона оцениваются по единой шкале и признаются всеми учреждениями образования этого региона, в настоящее время отсутствуют.Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.Анализ положений, проводимых мероприятий в системе дополнительного образования, где учащиеся имеют возможность предъявить свои достижения, позволяет выделить основные составляющие блоки. Как правило, в положениях имеются следующие пункты:- Цели, задачи мероприятия,- Сроки и порядок проведения,- Участники мероприятия,- Требования, предъявляемые к участникам или их работам,- Содержание и условия проведения мероприятия,- Определение результатов и награждение победителей,- Заявка на участие.Инновационная форма оценивания личностных достижений учащихся «Портфолио» интегрировалась в учебный процесс, стала связующим звеном между различными этапами образования, а также между образовательной сферой и рынком труда.У портфолио как формы представления достижений учащихся наряду с представленными достоинствами существует и серьёзный недостаток – сложность оценки. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио.С позиций компетентностного подхода можно разработать такую структуру и систему оценки «Портфолио достижений воспитанника УДОД»:«Портфолио работ»Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного портфолио – дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Данный тип портфолио может быть педагогически весьма значимым, поскольку есть много учащихся, для которых «портфолио работ» дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» его образовательной карьере.Примерный вариант записей в «портфолио работ»:Проектные работы (тема проекта, описание работы, приложения: фотографии, текст работы)Участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результат).Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.Спортивные достижения: участие в соревнованиях, наличие спортивного разряда и др.Преимущества технологии портфолио:позволяет педагогу индивидуально подходить к каждому учащемуся;предоставляет основу для последующего анализа и планирования;позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки;расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить важные аспекты обучения.Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности.Достижения учащихся нужно не оценивать, а документировать. Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми: учащийся сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но и по форме подачи материалов.Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что всё время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, постоянная работа над собой не позволит ученику останавливаться на достигнутых успехах.При этом портфолио обычно определяется как коллекция работ и результатов ребенка, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках учреждения дополнительного образования, так и за его пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;выявить индивидуальные способности учащегося к определенному виду деятельности, оценить их и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;показать обоснованность выбора профиля обучения;поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;развивать навыки рефлексивной и оценочной (в т. ч. самооценочной) деятельности учащихся;формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность.Поэтапное отслеживание в рамках предпрофильной подготовки динамики результатов ребёнка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом; оценивание через сравнение ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейшее отличие дополнительного образования детей, стимулирующее мотивацию обучения каждого ребёнкаСамостоятельное ведение учёта собственных достижений в портфолио, приучение детей к рассуждениям о качестве своей работы имеет определяющее значение для формирования их самооценки.Самооценивание позволяет учащимся поэтапно фиксировать собственное продвижение и развитие. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ своих результатов стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески.Работа над портфолио помогает детям в познании самих себя, в формировании навыков самоорганизации и самоуправления. То, в какой мере личность способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств, определяет успешность адаптации личности в современных условиях.Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной, является важным элементом предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей.С точки зрения отслеживания и оценивания результатов прохождения курсов по выбору, а также выполнения профессиональных проб по избранным видам деятельности в процессе прохождения предпрофильной подготовки учащихся в системе дополнительного образования детей портфолио позволяет решить следующие задачи:выявить индивидуальные способности учащегося к определенному виду деятельности;оценить уровень возможностей и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;показать обоснованность выбора профиля обучения на старшей ступени среднего образования.Список использованной литературыГолуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики //Педагогическая диагностика, 2005. – № 3.Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.Интеграция общего и дополнительного образования: практ. пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.Коваленко Г.А. Портфолио как эффективная форма оценивания достижений ученика //Образование в современной школе, 2011. – № 2. – С. 14.Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса //Дополнительное образование, 2005. – №8. – С.17-24.Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54 с.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: Методические рекомендации /Под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. – СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 65 с.Симонова Г.И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности //Дополнительное образование, 2005. – №5. – С.6-11.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X