Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Чеботарева Наталья Владимировна

Городецкая роспись как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Городецкая роспись как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников Чеботарева Наталья Владимировна, воспитательНа сегодняшний день главной целью системы образования, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к размышлению, умеющей делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой решать любые проблематичные жизненные ситуации.Работа педагогов ДОУ, так или иначе, рассчитана на совершенствование мозговой деятельности детей. Эффективным в данном случае является все, что связано с мелкой моторикой ребенка. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше. Одним из интересных способов развития мелкой моторики рук является декоративная роспись. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию и декоративной работе, которая имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными ремеслами».Из всего многообразия русских народных промыслов я выбрала Городецкую роспись, именно Городец разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка, в то же время положительно воздействуя и на мелкую моторику рук.Для того, чтобы работа проходила успешно и имела ожидаемый результат, я начала с создания условий для приобщения детей и родителей  к народной  культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Я подобрала познавательную литературу о народном промысле «Городец», об особенностях узоров, об истории этого промысла; нашла методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи и создании композиций. Работа по ознакомлению детей с городецким промысом и росписью я проводила  на занятиях-беседах (организованной образовательной деятельности).Первое занятие было направлено на углубленное знакомство детей с городецкими предметами. Я показала детям изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждый предмет можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.При рассматривании с детьми городецких предметов или иллюстраций, я обращала внимание, во-первых, на особенности росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.Целью рассматривания изделий мастеров и их иллюстраций являлось приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов росписи, а также понимание того, что узор  украсил предмет, сделал его нарядным.На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учились рисовать: прямую линию (держать кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).Все это вызывало у дошкольников интерес к Городцу, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они делились впечатлениями об увиденном и радовались своим первым положительным результатам.Возможно, что на таком занятии не каждый ребенок справится с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов. «Обведи и раскрась», помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводилась с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.На следующем занятии проходило знакомство детей с новыми элементами - линии, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания я уделяла на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.По ходу занятия необходимо следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.Реализации поставленных задач будет способствовать составление перспективного плана, который отражает последовательность работы.Занятия проводятся согласно перспективному плану:- Знакомство с городецким промыслом.- Выполнение набросков городецких цветов.- Выполнение композиции гирлянды из городецких цветов.- Выполнение узор в полосе, предназначенный для спинки стульчика.Целью данных занятий является обучение технике рисования городецкой росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов. Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства дошкольников с приемами народной росписи не было прямого подражания.При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народным искусством, его узорами и красотой.Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.У дошкольников неустойчивая память, недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно фону.Так постепенно можно переходить к композициям - после того как технические навыки у детей будут сформированы, начать выполнять композиции, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.В течение обучения детей родителям я демонстрировала выставки детских работ с целью показать  им успехи их детей в освоении городецкой росписи.Эффективной формой работы с родителями стали домашние задания, в которых родители оказывали неоценимую помощь, рисуя дома с детьми узоры, букеты, гирлянды и играя в дидактические игры.Таким образом, хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки Городца, а главное - дети прикоснулись к искусству, искусству подлинно народному.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X