Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Воробьева Юлия Владимировна

Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем дошкольном возрастеАвтор: Воробьева Юлия Владимировна, МБДОУ ЦРР-детский сад №1 «Муравейник», г. Коломна, воспитательНавык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения.Выделяют три основные категории привычек и навыков, которые следует воспитывать в первую очередь: гигиенические навыки; навыки культуры; навыки элементарного самообслуживания.Важной задачей в работе с детьми третьего года жизни является воспитание культурно-гигиенических навыков: • мыть руки по мере загрязнения и перед едой (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.• приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).• во время еды правильно держать ложку.• одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. • соблюдать опрятность.При формировании культурно-гигиенических навыков идёт чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить начатое действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить значительные волевые усилия.Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, ребенок начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько он изменился, когда причесался, умылся, аккуратно оделся.Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Постепенно ребенок радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".Педагогические условия, которые помогут организовать взаимодействие с ребенком раннего возраста по формированию культурно-гигиенических навыков:Режим дня малыша. Обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.Адекватный характер взаимодействия. При общении взрослого с ребенком особое внимание необходимо уделять налаживанию эмоционально-личностного контакта, соблюдению дистанции (позиция партнера, контакт «глаза в глаза»).Включение родителей в педпроцесс. Необходимо, чтобы в семье соблюдалось постоянство и единство требований всех взрослых в отношении правил поведения малыша. Организация предметной среды. Предметно-развивающая среда является позитивной, если учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.Предметно-развивающая среда включает наборы бытовых и специальных предметов, находящиеся в каждодневном пользовании ребенка и способствующие овладению навыками самообслуживания.Так, для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться используются следующие предметы: крючок, на который ребенок сам вешает детскую одежду, деревянные игрушки со шнуровкой в виде ботинка, пособия с липучками, большими пуговицами и т.д.Необходим шкафчик с полочками для определенного вида одежды, чистой и по сезону (колготы, нижнее белье, кофты и т.п.). Для формирования умения самостоятельно есть нужно подобрать непромокаемые фартуки, ложки, вилки со специальными насадками на ручку, тарелки на присосках, кружки с двумя ручками, соответствующий высоте стола стул и подставку под ноги.Для формирования умения пользоваться туалетом необходимы подставка под ноги, набор сидений для унитаза, красивая, привлекающая внимания ребенка туалетная бумага.В освоении навыка умывания помогут наборы необычных, красивых умывальных принадлежностей, находящихся на доступных ребенку местах, легко открывающиеся ручки крана, зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка, подставка под ноги. Привлечению ребенка к купанию будут способствовать игры с водой: совместно пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, играть с красивыми фигурными мочалками, моющимися книжками, подкрасить воду в тазике и искупать в ней игрушку. Формированию умения убирать игрушки на место поможет организация удобного игрового уголка, низкие полки для книг, карандашей и красок, коробка или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей.К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:1. Разъяснение необходимости выполнения гигиенических процедур.2. Создание у ребёнка положительного отношения к процессу. 3. Показ с пояснением. Показ действия детям обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»).4. Совместная деятельность с ребёнком. Взрослый действует вместе с ребенком, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Постепенно взрослый предоставляет ребенку большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.5. Упражнения в действиях. Многократное повторение того или иного действия приводит к осознанию ребенком необходимости и разумности его использования.6. Поощрение. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.7. Игровые приемы. Так, приобщая малыша к основам гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями.8. Дидактические игры. Например, «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом», а также дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании и т.п. Дидактическая игра хороша тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.9. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. Чтобы научить ребенка правильно мыть руки, нужно рассматривать с ним сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).10. Чтение художественной литературы. Без потешек и прибауток, песенок и стихотворений не обходился ни один сколько-нибудь значимый период роста и развития малыша. Ритмичный текст потешки побуждает детей к движению, создавая веселое настроение. Повторяя вместе со взрослыми поговорки, песенки, у детей развивается воображение, обогащается речь и эмоции, развивается мелкая моторика.11. Таблицы-алгоритмы. Предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку, мытья рук и т. п. заняли устойчивое место в программе воспитания.12. Пример взрослого. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же.Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.Используемая литература: Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение,1991.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. -Айрис-пресс, 2007 -12 с.Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. // Дошкольное образование. - 2008-№10

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X