Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Кузьминых Галина Сергеевна

«Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованные игры»

скачать документ

Вернуться назад

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованные игрыАвтор: воспитатель Кузьминых Галина Сергеевна МБДОУ детский сад № 128 г. Иркутска.Как ранее, так и в настоящее время ученые в области педагогики и психологии отводят важное место игре как основному виду деятельности детей дошкольного возраста, в рамках которого происходит их психическое развитие. В частности, в процессе игры формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка-дошкольника, развиваются его способности, ребенок учится преодолевать познавательный эгоцентризм, а также усваивает социальные, нравственные нормы и правила поведения, происходит его эмоциональное развитие.Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Особое значение театрализованных игр в развитии дошкольников заключается в таких их особенностях как одномоментность сопереживания, познавательность, эмоциональность, коммуникативность, живое воздействие художественного образа на личность. А также театрализованная деятельность детей дошкольного возраста реализуется с учетом возрастных особенностей детей, а также принципов развивающего обучения. При организации театрализованной деятельности важен учет психологической комфортности детей, которая подразумевает: 1.снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;2.раскрепощенность, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности; 3.развитие реальных мотивов .Театрализованная игра является эффективной в развитии различных сторон личности ребенка. Неоценима ее роль и в эстетическом развитии. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.) Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т.д.Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.Для того чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.Обобщив вышесказанное, отметим, что театрализованная игра имеет огромное значение для развития личности каждого ребенка. Каждый маленький человечек в театрализованной деятельности осознает себя, учится управлять своим поведением, действовать в соответствии с определенными правилами и поднимается на более высокую ступень развития. Именно поэтому театрализованная деятельность в нашей работе занимает центральное место и направлена на развитие эмоциональной сферы, психических процессов, гармоничное развитие личности каждого ребенка.ЛитератураАкулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. 2005. - №4. - С. 24-27.Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 11. - С. 20-27.Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Уч. пособие для студентов [Текст] / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2013. - 176 с.Кряжева, Н. А. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.А. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 132 с.Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 33-36.Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 188 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X