Подать заявку
Вернуться назад
Некоторые педагогические рекомендации родителям на начальном этапе обучения детей музыке.Автор: Помыткина Юлия Анатольевна, преподавательОрганизация: МБУ ДО «ДМШ №17 им. Александра Цфасмана»Населенный пункт: г. Нижний НовгородНа начальном этапе обучения музыке детям просто необходима помощь родителей. Выдающийся музыкант Генрих Густавович Нейгауз говорил о том, что для пианиста важнее иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Если же родители не помогают своему ребенку, процесс обучения очень затрудняется. Известный японский педагог-скрипач Синити Судзуки на своих занятиях обязательно требовал от родителей, чтобы они обучались вместе с детьми. Ведь без этого будет невозможно добиться успеха. Родители были обязаны постоянно следить за выполнением домашних заданий у детей, а педагог только определял программу и разрабатывал домашнюю работу. Особенно не могут обойтись без помощи своих родителей маленькие дети– 4-х, 5-ти, 6-ти летние. Однако эта помощь отнюдь не заключается в том, чтобы ребенка привести к учителю на урок и отсидеть там положенное время с отсутствующим видом. Ведь дети прекрасно чувствуют подобное отношение родителей и начинают также относиться к урокам и сами. В дальнейшем в процессе обучения у ребенка возникнут большие сложности. Когда родители присутствуют на уроках, они погружаются в особый творческий мир взаимодействий ребенка с музыкой, дающий возможность обучения маленькому музыканту. Дети постарше уже не требуют такого погружения родителей в учебный процесс, поскольку они вполне могут сами выполнить все требования преподавателей. Во время занятий дома главное для ребенка — это его образно-эмоциональный настрой. Если родители оставили его один на один с инструментом, ему трудно воспроизвести атмосферу, которая возникла во время занятий с педагогом. Поэтому роль родителей в данном случае - заменить педагога, создать нужную рабочую атмосферу для ребенка в период между уроками, когда он отрабатывает полученные на занятии с педагогом навыки. И в дальнейшем, когда дети подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что самостоятельно и с большим желанием продолжают учебный процесс.Однако у некоторых родителей существует и другая крайность в занятиях с ребенком. Это – завышенные требования, предъявляемые своему ребенку. Несмотря на то, что многие дети с большим удовольствием занимаются музыкой на уроке, дома же не всегда возникает желание поработать самостоятельно. В этом случае некоторые родители начинают принуждать детей часами сидеть за инструментом, вместо того чтобы попытаться заинтересовать малыша, правильно организовать его домашние занятия, тем самым воспитывая волевые качества своих детей. Если у ребенка подвижная нервная система, он очень активен, то такие длительные занятия могут вызвать утомление, раздражение, истерическое поведение. В итоге желание родителей добиться быстрых результатов может обернуться психической травмой, нервным тиком, срывом. Очень часто от родителей можно услышать: «Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» Но ведь ребенок не может быть ленивым ни с того ни с сего. Для лени всегда нужна какая-то причина. Обычно это – недостаточный интерес или неуверенности в себе. Поэтому задача учителя на уроке – привить ученику интерес к занятиям музыкой, вселить в него уверенность в своих силах. Совершенно недопустимо его ругать, ставить в неудобное положение. Веру в свои силы непременно должны поддерживать дома и родители. И тогда у ребенка обязательно появится стремление самостоятельно позаниматься и добиться результата в своей работе.Кроме того, есть еще одна причина, которая порождает лень. Это отсутствие ответственности перед педагогом, искреннего человеческого желания порадовать его своими успехами, равнодушие. Но ведь часто стимулом к самостоятельным занятиям ученика является именно похвала педагога, перед которым можно с гордостью продемонстрировать результаты своей самостоятельной работы.Появление лени часто объясняется и тем, что в самой семье, где воспитывается ребенок, царит атмосферa безделья и пустого времяпрепровождения. В этом случае невозможно воспитать усердие, трудолюбие, если всего этого он не видит у родителей. Но если в доме все чeм-то заняты, то и дети будут стараться быть ответственными, выполняя домашние задания, а родители непременно им помогут организовать рабочий день. С самого раннего детства нужно воспитывать у малыша ответственность и самостоятельность. И.Гофман говорил: «Наш мозг похож на фотопленку, на которой надолго остаются впечатления от детства». И это действительно так. Выдающийся педагог Т.Б. Юдовина - Гальперина писала, что совершенно не приемлет три фразы, которые особенно часто слышит от родителей.Одна из них: « Я хочу, чтобы мой ребенок учился музыке только для себя». Но тогда давайте заизолируем комнату, в которой он занимается, чтобы кто-нибудь случайно не услышал его игры! Другая фраза родителей – это убежденность в том, что, если ребенок не так быстро достигает результатов, как бы им хотелось, значит ему «медведь на уши наступил». В этом случае преподаватель вынуждена ответить: «Я не знаю, кто и на что наступил, но то, что не на вашего ребенка — это точно». И, наконец, третий распространенный вопрос: есть ли у ребенка талант и стоит ли вообще его учить? Но ведь, если задумываться о наличии таланта у ребенка каждый раз, когда он чем-либо занимается, можно не обнаружить у него вообще какого-либо таланта. Т.Б.Юдовина-Гальперина поделилась случаем из своей практики. Как-то раз в начале урока мама одной из учениц пожаловалась на то, что дома дочка совсем не хочет заниматься, даже не открыла инструмент. Мама была расстроена, девочке стало стыдно, она заплакала. Урок был сорван. Преподавателю ничего не оставалось, как молча выйти из класса, чтобы дать возможность успокоиться обеим. Дальше был чай с конфетами. Когда девочка успокоилась, урок уже подходил к концу. Конечно же, преподаватель не корила ребенка, не показала свое возмущение поведением мамы, и, в конце концов, добилась с ней взаимопонимания («и по сей день мы прекрасно понимаем друг друга»).В заключении хочется сказать родителям: поверьте, педагоги во время занятий с маленькими детьми видят многое из того, что обычно остается скрытым от посторонних взглядов. Безусловно, очень трудно воспитать ребенка. Но детство — это начало всего. И очень хочется, чтобы музыка, которая пришла к вашим малышам в самом начале жизни, стала той духовной основой, на которой будет построено их счастье. Список использованной литературы1) Генрих Нейгауз «Искусство фортепианной игры»2)Татьяна Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог»3) Татьяна Юдовина-Гальперина «Проблемные родители»4) Татьяна Юдовина-Гальперина «Педагог, ребенок, родители»
Автор публикации: Помыткина Юлия Анатольевна
Некоторые педагогические рекомендации родителям на начальном этапе обучения детей музыке.
скачать документВернуться назад
Некоторые педагогические рекомендации родителям на начальном этапе обучения детей музыке.Автор: Помыткина Юлия Анатольевна, преподавательОрганизация: МБУ ДО «ДМШ №17 им. Александра Цфасмана»Населенный пункт: г. Нижний НовгородНа начальном этапе обучения музыке детям просто необходима помощь родителей. Выдающийся музыкант Генрих Густавович Нейгауз говорил о том, что для пианиста важнее иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Если же родители не помогают своему ребенку, процесс обучения очень затрудняется. Известный японский педагог-скрипач Синити Судзуки на своих занятиях обязательно требовал от родителей, чтобы они обучались вместе с детьми. Ведь без этого будет невозможно добиться успеха. Родители были обязаны постоянно следить за выполнением домашних заданий у детей, а педагог только определял программу и разрабатывал домашнюю работу. Особенно не могут обойтись без помощи своих родителей маленькие дети– 4-х, 5-ти, 6-ти летние. Однако эта помощь отнюдь не заключается в том, чтобы ребенка привести к учителю на урок и отсидеть там положенное время с отсутствующим видом. Ведь дети прекрасно чувствуют подобное отношение родителей и начинают также относиться к урокам и сами. В дальнейшем в процессе обучения у ребенка возникнут большие сложности. Когда родители присутствуют на уроках, они погружаются в особый творческий мир взаимодействий ребенка с музыкой, дающий возможность обучения маленькому музыканту. Дети постарше уже не требуют такого погружения родителей в учебный процесс, поскольку они вполне могут сами выполнить все требования преподавателей. Во время занятий дома главное для ребенка — это его образно-эмоциональный настрой. Если родители оставили его один на один с инструментом, ему трудно воспроизвести атмосферу, которая возникла во время занятий с педагогом. Поэтому роль родителей в данном случае - заменить педагога, создать нужную рабочую атмосферу для ребенка в период между уроками, когда он отрабатывает полученные на занятии с педагогом навыки. И в дальнейшем, когда дети подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что самостоятельно и с большим желанием продолжают учебный процесс.Однако у некоторых родителей существует и другая крайность в занятиях с ребенком. Это – завышенные требования, предъявляемые своему ребенку. Несмотря на то, что многие дети с большим удовольствием занимаются музыкой на уроке, дома же не всегда возникает желание поработать самостоятельно. В этом случае некоторые родители начинают принуждать детей часами сидеть за инструментом, вместо того чтобы попытаться заинтересовать малыша, правильно организовать его домашние занятия, тем самым воспитывая волевые качества своих детей. Если у ребенка подвижная нервная система, он очень активен, то такие длительные занятия могут вызвать утомление, раздражение, истерическое поведение. В итоге желание родителей добиться быстрых результатов может обернуться психической травмой, нервным тиком, срывом. Очень часто от родителей можно услышать: «Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» Но ведь ребенок не может быть ленивым ни с того ни с сего. Для лени всегда нужна какая-то причина. Обычно это – недостаточный интерес или неуверенности в себе. Поэтому задача учителя на уроке – привить ученику интерес к занятиям музыкой, вселить в него уверенность в своих силах. Совершенно недопустимо его ругать, ставить в неудобное положение. Веру в свои силы непременно должны поддерживать дома и родители. И тогда у ребенка обязательно появится стремление самостоятельно позаниматься и добиться результата в своей работе.Кроме того, есть еще одна причина, которая порождает лень. Это отсутствие ответственности перед педагогом, искреннего человеческого желания порадовать его своими успехами, равнодушие. Но ведь часто стимулом к самостоятельным занятиям ученика является именно похвала педагога, перед которым можно с гордостью продемонстрировать результаты своей самостоятельной работы.Появление лени часто объясняется и тем, что в самой семье, где воспитывается ребенок, царит атмосферa безделья и пустого времяпрепровождения. В этом случае невозможно воспитать усердие, трудолюбие, если всего этого он не видит у родителей. Но если в доме все чeм-то заняты, то и дети будут стараться быть ответственными, выполняя домашние задания, а родители непременно им помогут организовать рабочий день. С самого раннего детства нужно воспитывать у малыша ответственность и самостоятельность. И.Гофман говорил: «Наш мозг похож на фотопленку, на которой надолго остаются впечатления от детства». И это действительно так. Выдающийся педагог Т.Б. Юдовина - Гальперина писала, что совершенно не приемлет три фразы, которые особенно часто слышит от родителей.Одна из них: « Я хочу, чтобы мой ребенок учился музыке только для себя». Но тогда давайте заизолируем комнату, в которой он занимается, чтобы кто-нибудь случайно не услышал его игры! Другая фраза родителей – это убежденность в том, что, если ребенок не так быстро достигает результатов, как бы им хотелось, значит ему «медведь на уши наступил». В этом случае преподаватель вынуждена ответить: «Я не знаю, кто и на что наступил, но то, что не на вашего ребенка — это точно». И, наконец, третий распространенный вопрос: есть ли у ребенка талант и стоит ли вообще его учить? Но ведь, если задумываться о наличии таланта у ребенка каждый раз, когда он чем-либо занимается, можно не обнаружить у него вообще какого-либо таланта. Т.Б.Юдовина-Гальперина поделилась случаем из своей практики. Как-то раз в начале урока мама одной из учениц пожаловалась на то, что дома дочка совсем не хочет заниматься, даже не открыла инструмент. Мама была расстроена, девочке стало стыдно, она заплакала. Урок был сорван. Преподавателю ничего не оставалось, как молча выйти из класса, чтобы дать возможность успокоиться обеим. Дальше был чай с конфетами. Когда девочка успокоилась, урок уже подходил к концу. Конечно же, преподаватель не корила ребенка, не показала свое возмущение поведением мамы, и, в конце концов, добилась с ней взаимопонимания («и по сей день мы прекрасно понимаем друг друга»).В заключении хочется сказать родителям: поверьте, педагоги во время занятий с маленькими детьми видят многое из того, что обычно остается скрытым от посторонних взглядов. Безусловно, очень трудно воспитать ребенка. Но детство — это начало всего. И очень хочется, чтобы музыка, которая пришла к вашим малышам в самом начале жизни, стала той духовной основой, на которой будет построено их счастье. Список использованной литературы1) Генрих Нейгауз «Искусство фортепианной игры»2)Татьяна Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог»3) Татьяна Юдовина-Гальперина «Проблемные родители»4) Татьяна Юдовина-Гальперина «Педагог, ребенок, родители»
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.