Подать заявку
Вернуться назад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (МЕТОД БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ) Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В.А. СухомлинскийВажным условием для начала успешного школьного обучения детей является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить все звуки речи, иметь развитые фонематические процессы, богатый словарный запас, владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, строить развернутые, связные, грамматически правильно оформленные высказывания. Все это поможет первокласснику полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, овладеть чтением и письмом, гармонично развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией, а среди воспитанников МДОО – детей со сложной дислалией, стертой формой дизартрии. Потому одной из актуальных задач в работе учителя-логопеда является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.Логопедическое воздействие на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного произношения, является артикуляционная гимнастика.Известно, что при правильном произношении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произнесению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного аппарата, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и правильному произношению.Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы.Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Преимущество данного метода перед простой артикуляционной гимнастикой в том, что он помогает длительно удерживать интерес и повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия. Био - человек, как биологический объект. Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.Для коррекционной работы с детьми наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком месте находится язык, нижняя челюсть, губы. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко [10].По данным ученых движение тела, совместно с движениями руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биотоков в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластике предусматривает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.На первом этапе в начале учебного года провела подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения общеизвестными методами и приемами, подобрала комплекс артикуляционных упражнений с учетом нарушенных звуков.На втором этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых дети знакомятся с органами артикуляции, выполняют упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Учитель-логопед (воспитатель) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.На третьем этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, дети знакомятся с персонажами перчаточного театра. Учитель-логопед (воспитатель) сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке. Рука ребенка в упражнениях пока не используется.На четвертом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой. Учитель-логопед (воспитатель) вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ упражнения движениями кисти одной руки.На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключают другую руку ребенка с перчаткой. Учитель-логопед (воспитатель) показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки.На шестом этапе ребенок выполняет артикуляционные упражнения двумя руками в перчатках. В процессе выполнения артикуляционного упражнения вместе с движением обеих рук ребенок повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед (воспитатель) также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук.На данных этапах используются специальные методы, средства и приемы обучения рекомендуемые Р.Г. Бушляковой [6]:- метод куклотерапии – через использование логопедических кукол (Девчушка-говорушка, Звукознайкин, Лягушонок-Квака, Бегемоша, Доктор Звуков) (рис. 3);- применение ручной модели языка, которая представляет собой красную варежку без пальца;- использование детских перчаток для выполнения артикуляционно-пальчиковых упражнений;- сопровождение гимнастики стихотворными текстами;- применение приемов музыкотерапии.Рис. 3. Логопедические куклыНа седьмом этапе (заключительном), когда ребенок полностью освоит упражнения, учитель-логопед (воспитатель) рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков, фигурки пальчикового театра, комплексы упражнений по самомассажу, пальчиковая азбука (пальчиковые изображения буквы). Такую пальцево-речевую гимнастику воспитанники группы выполняют весь учебный год. Учитель-логопед и воспитатели следят за ритмичным выполнением упражнений. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положения языка, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало. Можно использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.В начале учебного года дети были неуклюжи, плохо ориентировались в пространстве, многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: они ошибались, быстро утомлялись, нарушался ритм, темп, плавность движений. С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушение внимания, памяти, коммуникативные трудности. Сейчас, в конце учебного года, можно говорить о результатах: при выполнении артикуляционных проб наблюдаются лишь незначительные изменения объема, силы и точности движений, внимание стало более устойчивым, движение кистей рук более уверенным. Идет быстрее постановка и автоматизация звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.Таким образом, использование артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению данных упражнений, что существенно увеличивает ее эффективность, помогает развитию у детей пальчиковой и артикуляционной моторики, совершенствованию координации движенийСписок литературыГосударственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г. № 287. – URL: // http://schoo.l123.ucoz.net/_ld/3/355_Uat.pdf (дата обращения: 11.03.2020).Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н., Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018 – 208 с.Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІI и IІI уровня «Говорим правильно». /Авторы - сост. Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Каменева Т.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». / Авт.-сост. Артемова Н.П. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – Санкт - Петербург: «Детство – Пресс», 2001.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство – Пресс, 2011.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 2012.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 1999.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Сфера, 2001.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2000.
Автор публикации: Марина Николаевна Павлова
Метод биоэнергопластики в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
скачать документВернуться назад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (МЕТОД БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ) Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В.А. СухомлинскийВажным условием для начала успешного школьного обучения детей является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить все звуки речи, иметь развитые фонематические процессы, богатый словарный запас, владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, строить развернутые, связные, грамматически правильно оформленные высказывания. Все это поможет первокласснику полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, овладеть чтением и письмом, гармонично развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией, а среди воспитанников МДОО – детей со сложной дислалией, стертой формой дизартрии. Потому одной из актуальных задач в работе учителя-логопеда является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.Логопедическое воздействие на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного произношения, является артикуляционная гимнастика.Известно, что при правильном произношении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произнесению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного аппарата, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и правильному произношению.Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы.Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Преимущество данного метода перед простой артикуляционной гимнастикой в том, что он помогает длительно удерживать интерес и повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия. Био - человек, как биологический объект. Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.Для коррекционной работы с детьми наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком месте находится язык, нижняя челюсть, губы. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко [10].По данным ученых движение тела, совместно с движениями руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биотоков в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластике предусматривает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.На первом этапе в начале учебного года провела подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения общеизвестными методами и приемами, подобрала комплекс артикуляционных упражнений с учетом нарушенных звуков.На втором этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых дети знакомятся с органами артикуляции, выполняют упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Учитель-логопед (воспитатель) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.На третьем этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, дети знакомятся с персонажами перчаточного театра. Учитель-логопед (воспитатель) сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке. Рука ребенка в упражнениях пока не используется.На четвертом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой. Учитель-логопед (воспитатель) вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ упражнения движениями кисти одной руки.На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключают другую руку ребенка с перчаткой. Учитель-логопед (воспитатель) показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки.На шестом этапе ребенок выполняет артикуляционные упражнения двумя руками в перчатках. В процессе выполнения артикуляционного упражнения вместе с движением обеих рук ребенок повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед (воспитатель) также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук.На данных этапах используются специальные методы, средства и приемы обучения рекомендуемые Р.Г. Бушляковой [6]:- метод куклотерапии – через использование логопедических кукол (Девчушка-говорушка, Звукознайкин, Лягушонок-Квака, Бегемоша, Доктор Звуков) (рис. 3);- применение ручной модели языка, которая представляет собой красную варежку без пальца;- использование детских перчаток для выполнения артикуляционно-пальчиковых упражнений;- сопровождение гимнастики стихотворными текстами;- применение приемов музыкотерапии.Рис. 3. Логопедические куклыНа седьмом этапе (заключительном), когда ребенок полностью освоит упражнения, учитель-логопед (воспитатель) рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков, фигурки пальчикового театра, комплексы упражнений по самомассажу, пальчиковая азбука (пальчиковые изображения буквы). Такую пальцево-речевую гимнастику воспитанники группы выполняют весь учебный год. Учитель-логопед и воспитатели следят за ритмичным выполнением упражнений. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положения языка, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало. Можно использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.В начале учебного года дети были неуклюжи, плохо ориентировались в пространстве, многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: они ошибались, быстро утомлялись, нарушался ритм, темп, плавность движений. С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушение внимания, памяти, коммуникативные трудности. Сейчас, в конце учебного года, можно говорить о результатах: при выполнении артикуляционных проб наблюдаются лишь незначительные изменения объема, силы и точности движений, внимание стало более устойчивым, движение кистей рук более уверенным. Идет быстрее постановка и автоматизация звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.Таким образом, использование артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению данных упражнений, что существенно увеличивает ее эффективность, помогает развитию у детей пальчиковой и артикуляционной моторики, совершенствованию координации движенийСписок литературыГосударственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г. № 287. – URL: // http://schoo.l123.ucoz.net/_ld/3/355_Uat.pdf (дата обращения: 11.03.2020).Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н., Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018 – 208 с.Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІI и IІI уровня «Говорим правильно». /Авторы - сост. Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Каменева Т.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». / Авт.-сост. Артемова Н.П. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – Санкт - Петербург: «Детство – Пресс», 2001.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство – Пресс, 2011.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 2012.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 1999.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Сфера, 2001.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2000.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.